Пасека-онлайн
Cайт 1805 любителей пчеловодства.
Присоединяйтесь к нам!!!
Дата и время

Ильин день

Автор: sibroy
Опубликовано: 81 день назад (2 августа 2017)
Просмотров: 140
+1
Голосов: 1

Увеличить шрифт: 13px | 14px | 18px
2 августа — ИЛЬЯ ПРОРОК

По наблюдениям поселян, с Ильина дня начинается осень, появляются холодные утренники. С этого дня они перестают купаться. Говорят: «Илья Пророк ледяшок в воду бросил», «С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна», «До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается».
После Ильина дня начинает утихать жара и устанавливается умеренное тепло.

На Ильин день и камень прозябнет (утренники).
На Илью до обеда лето, а после обеда — осень.
До Ильина дни под кустом сушит, а после Ильина дня и на кусте не сохнет.

Пророк Илья лето кончает, жито зажинает.
К Ильину дню выпекали первые колоба из нового урожая. Деревня лакомилась первым чистым (немешаным) хлебом.
Заборанивают пар: «До Ильи хоть одним зубом подери, проборони», «К Ильину дню хоть кнутом прихлыстни, да заборони», «До Ильи хоть хлыстом захлещи».

По представлению русского народа, святой пророк Илия является могучим и грозным «распорядителем самых страшных и благодетельных сил природы».
Он посылает на землю молнию, гремит на небе, разъезжая в своей колеснице, карает силы адские, низводит на поля дождь и дает им плодородие. Илия Пророк бьет стрелами огненного змия, и эти стрелы, по мнению русского народа, полезны в болезнях и нужны в заговорах (громовые стрелы — это сплавленный ударом молнии песок).
Некоторые в старые времена в этот день из непонятного страха отгоняли от себя кошек и собак, чтобы эти животные «не привлекли» в дом грозы.

В старину в Ильин день и после Ильина дня в течение недели устраивали крестные ходы с молебнами о дожде или о вёдре пророку Илии. Дождь, собранный на Ильин день, избавляет, по верованиям русского люда, от очного призора (болезни глаз) и всякой вражей силы.
До Ильи поп дождя не умолит; после Ильи баба фартуком нагонит.
Ильинская пятница без дождя — пожаров много.
Илья пророк разъезжает по небу на огненной колеснице.
Илья словом дождь держит и низводит.
Илья грозы держит.

В этом же пророке наш народ исстари видит заступника и благодетеля, дающего хорошие урожаи. В некоторых губерниях в этот день крестьяне ставили на воротах чашку с зернами ржи и овса, прося священника «провеличать Илию на плодородие хлеба».
На праздник Илии грешно и небезопасно работать, особенно в поле, ибо разгневанный пророк может поразить грешника молнией:
На Ильин день стогов не мечут, спалит грозой.
На Ильин день в поле не работают.
Илья пророк в поле копны считает.
Пчельники на этот день осматривали свои ульи и продавали соты. От этого взошло у них в поговорку про богатых пчельников говорить: «Богат, как Ильинский сот».

К Ильину дню старались скошенное сено высушить и убрать в стога, потому что именно в эту пору сладки травы для скотинки. И о таком душистом сене в Костромской и Владимирской губерниях говорят: «До Ильина дни сено сметать, пуд меду в него накласть». Набивают постели этим сеном. Говорят: «Спят на ильинской перине (первая солома)», «Ильинская соломка — деревенская перинка».

Из мирских складчин устраивали на Ильин день обеды.
В Ильин день звери и гады выходят из своих нор и бродят по лугам и лесам. Скотина, выпущенная на луг, бывает растерзана зверями или ужалена змеями. В народе думают, что нечистые духи поселяются тогда в зверей и гадов, мстят домашнему скоту и людям и что только один гром в состоянии разогнать этих врагов. Бесстрашные знахари, не смотря на все опасности, отваживаются сбирать змей и вытаивать из них сало на свечи. Крестьяне были уверены, что в руках знахаря змеиные свечи творят чудеса.

В старину в засеках Тульской губернии поселяне отыскивали старые дубы, при которых вытекали бы ключи. С таких дубов они сдирали кору, вымачивали ее в ключах, а потом клали кору себе в ладанки — в предохранение от зубной боли.
Охотники выезжали в Ильин день с собаками в отъезжее поле травить волков. У них была своя примета: если они затравят в этот день зверя, то весь год будут счастливы. Крестьяне были уверены, что волки выходят из своих нор после покосов; а до тех пор будто никто не может открыть волчьих выходов.
А еще об этом дне говорили:
Рожь поспевает к Ильину дню, убирается на Успеньев.
Завязать Илье бороду (кончив жниво, покидают клок на будущие урожаи).

До Ильина дня в сене пуд меду, после Ильина — пуд навозу.
Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев оканчивай до Флора и Лавра; а коли рожь поспевает позже, то и сей позже, до Семена дня.
С Ильина дня защипывают (собирают) горох, а репу с Ивана Постного (29 августа старого стиля).
Илья наделяет хлебом.

Ильинский рой и не в корысть (поздний, т.е. не успеет запастись пищей).
С Ильина дня работнику две угоды: ночь длинна да вода холодна.
Первый спас час припас, Петр и Павел два прибавил, а Илья пророк три приволок.

На Ильин день олень копыто обмочил: вода холодна.
На пророка Илью баранью голову на стол.
Новый хлеб на Ильин день.
Илья зажинает, лето кончает; первый сноп — первый осенний праздник.
Петр с колоском, Илья — с колобком (круглым хлебцем из новой ржи).
До Ильи тучи по ветру, после Ильи против ветру.
Придет Илья — принесет гнилья (дождей).
На Ильин день дождь — мало пожаров, ведро много.
Илья грозы держит, на огненной колеснице ездит.
Вознесенье с дождем, Илья — с грозой, потому скот не выгоняют на поле.

На Ильин день где-нибудь да загорается от грозы.
Муха до Ильи кусается, а после запасается.
На Илью зверь и гад бродят по воде.
В Ильин день собак и кошек в избы не впускают (боясь грозы).
Во что Илья, в то и Воздвиженье.
Можно узнать осень на Ильин день по снопам.
До Ильина дня мужик купается, а с Ильина дня с рекой прощается.
То и веселье Ильинским ребятам, что новый хлеб.
У мужика та обнова на Ильин день, что новинкой сыт.
Знать бабу по наряду, что на Ильин день с пирогом.

Стихотворение "Пасека" | Осенние ошибки пчеловодов.Видео
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

X

Поиск по сайту

***
Найти на сайте: * параметры поиска