Основы профессионального пчеловодства

Методы пчеловождения Рейтинг: 0 Голосов: 4 14086 просмотров  

     — Минимальная потребность России в мёде, как лучшего профилактического средства от многих болезней, составляет 

1 000 000 тонн в год. 

— В настоящее время производится порядка  60 000 тонн. 

— Отсутствие (недостаток) пчёл снижает урожайность сельско- 

хозяйственных культур и продуктивность кормовых угодий, для 

животных, в среднем на 50% 

— Средний мужик в России не доживает до пенсии. Кстати от 

медовухи голова не болит.

— Правительство озабочено продовольственной безопасностью  

и демографией.

---------------------------------------------------------------------------------------------------

 

      Профессиональная  российская  пасека.

1.   Себестоимость пасеки при мелкосерийном производстве

Не более  150 000р (по ценам 2009г.)

2.   Продуктивность – не менее  1 тонны мёда за сезон.

3.   Экономическая эффективность в три раза выше существу-

ющих  в  России технологий пчёловодства.

4.   Один пасечник может обслуживать  3-4 пасеки.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

    О пчёлах и пчёловодстве написано много разных книг, посему нет надобности переписывать то, что давно описано.  В тоже время

Пчёловодство в России в упадке, можно сказать, на грани исчезновения. И это в стране, которая считалась медовой державой. У автора есть свой взгляд на это, но он

считает, что сей час надо не искать причины падения, а засучив рукава работать. Работать в принципе по новому, не повторяя отрицательного опыта. Что значит работать ПО- НОВОМУ?  Как это сделать?

    Именно на эти вопросы автор и попытается ответить. Именно для этого

и предназначен данный учебник. Именно поэтому он не учитывает «обще-

принятые» способы изложения материала. Именно поэтому в книге нет списка литературы, ибо список состоит всего из одной работы – научный отчёт  НИИ пчёловодства  СССР под общей редакцией Е.К. Еськова «Микроклимат пчелиного жилища».

     Автор может только дать оценку данному труду – это наиболее полное

и достоверное исследование в области пчёловодства, это научное исследование, где описаны способы и условия проведения экспериментов, представлены графики и формулы различных закономерностей.

    Особая ценность в том, что все исследования касаются практического пчёловодства. В книге «Микроклимат пчелиного жилище» нет исследований типа «как конкретно матка спаривается с трутнями». Конечно, кому-то это очень интересно и такое исследование с фотографиями существует. Но подумайте: какая разница, в какой позе зачат потомок? Главное для жизни то, что зачатие произошло и на свет появилось новое живое существо.

    Выявленные Е.К. Еськовым закономерности на 100% дают правильное направление поиска для развития практического пчёловодства. Все ли ориентиры даны? Да не все. Нет исследований на тему «Психология жизни и поведения пчелы». С обезьянами проводят такие исследования, пытаясь научить их говорить, а с пчёлами почему-то нет.

    Но!  Всё что описано Е.К. Еськовым работало, работает и будет работать на 100% до тех пор, пока пчёлы существуют как вид.

    В  1983г. Автор, уяснив направление, начал поиски новых возможностей в пчёловодстве. Закономерности жизни пчёл стали выливаться в конкретные конструкции пасечного оборудования и новые приёмы ухода за пчёлами. Этот опыт позволил получить хорошие практические результаты.

                             КОМУ  ИНТЕРЕСНО   ПРОЧИТАЕТ.

 

 

 

                                                   УРОК   1.

 

    Для чего в природе существуют пчёлы? На этот вопрос много ответов. Допустим, в США подсчитали, что без пчёл растениеводство теряет большую часть урожая и создали мощную индустрию опыления растений с помощью пчёл. Поэтому 70% прибыли пасеки формируется за счёт опыления. Мёд побочный продукт.

    В Китае пчёл рассматривают как источник сильных и эффективных лекарственных средств. Поэтому там основной доход пасек формируется медициной.

    Зачем пчёлы в России сказать трудно. Сейчас пчёловодство у нас в основном хобби для отдельных энтузиастов. Медовуху делать! Поэтому натурального мёда в розничной торговле давно нет. Всякого рода подделки дают сверхприбыли. Кто же тогда будет финансировать пчёловодство в России? При этом существует огромный спрос на мёд. В Москве под этикеткой «Мёд Алтайский» продаётся подделок в несколько раз больше, чем производится мёда в Алтайском крае. Парадокс? Да нет, такая ситуация имеет вполне конкретные причины.

    За последние 100 лет в России дважды менялось государственное устройство с разрушением предыдущего до самого основания. С начало пчёловодство уничтожили как пережиток прошлого. Создали советское пчёловодство, массовое, которое могло существовать только в условиях централизованной плановой экономике. Когда таковая исчезла, автоматически развалилось и пчёловодство. Отчёт НИИ пчёловодства появился в разгар брежневского застоя, когда вообще ничего нового не создавали. Как следствие в России не существует экономически эффективной технологии пчёловодства.

  

     Есть смысл на нескольких примерах показать суть экономической эффективности.

1.   Молодой мужчина в расцвете сил, 35 лет. Грамотный пчёловод. Его пасека доходила до 180 пчёлосемей. Собирал до 3 тон мёда. Экономические показатели:

— на производство и сбыт 1кг мёда уходит более 1 часа;

--себестоимость 1 кг мёда порядка 60р.;                              

— чистая прибыль около 40р. С 1 кг.

Через 6 лет такой работы молодой мужчина надорвался физически.

 

2.   Обычный городской житель. Организовал дома производство фальшивого мёда:

— на производство и сбыт 1кг  «мёда» уходит не более 50 мин.

— себестоимость фальшивки 20р. За 1кг;

— чистая прибыль 80р. С 1кг.

Жив и здоров.

 

3.   Ю.М. Лужков. Пчёловодство – хобби. Не знаю, считает ли он расходы и доходы, но погрузить пчёл на вертолёт и вывезти их на Алтай он может и делает это.

4.   Г.Г. Яковлев. Разработал и реализовал технологию содержания сверхсильных пчёлосемей с продуктивностью в 400кг. Товарного мёда с пчёлосемьи. Рекордсмен! Но его технология возможна только при наличии сверхсильной кормовой базы. Естественных участков такого типа в России очень мало. Поэтому Яковлев организовал цех по выращиванию медоносов. Как следствие себестоимость 1кг мёда в несколько раз выше и в итоге экономическая эффективность не намного лучше, чем у любого пасечника. Т.е. такая технология возможна только в составе многоотраслевого комплекса. Адрес: ПО «Дор», Шаховской р-он, Московская обл.

 

     Так выглядит «мгновенный» срез российского пчёловодства первого десятилетия 21 века. Если углубиться в проблему с целью поиска выхода из сложившейся ситуации, то увидим, что тенденция снижения продуктивности пчёлосемей появилась 150-200 лет назад. Это означало. Что при постоянно возрастающем спросе на продукцию пчёловодства, необходимо было увеличивать производительность труда пасечника. Либо увеличивать цены на мёд для снижения спроса.

     Естественно, есть вариант увеличения продуктивности пчёлосемй, но вот тут и возникает главная проблема – экономическая эффективность пчёловодства. Как только находили способ увеличить производительность труда пасечника, сразу падала продуктивность. Чтобы поднять продуктивность пчёлосемей, требовались дополнительные затраты трудовые и финансовые. В итоге экономическая эффективность продолжала падать. Почему возникло такое противоречие? Некоторые причины:

— резкое повышение спроса на продукты пчёловодства;

— ухудшение экологии;

— экологическая проблема – это следствие социальных катаклизмов и технической революции;

— быстрота процессов, просто не успевали находить решения, проблемы возникали лавиной.

     Это не все причины, важно другое. Имеется путь, направление, которое позволяет избавиться от противоречия между производительностью и продуктивностью. Ликвидация этого противоречия автоматически повышает экономическую эффективность пасеки и пчёловодства в целом.

 

 

 

                                           УРОК   2.

 

      

                                    ПРОДУКТИВНОСТЬ  ПЧЁЛОСЕМЬИ.

 

      Не трудно сообразить, чтобы получить больше мёда, необходимо иметь две вещи:

— много лётных пчёл, которые принося нектар и всё остальное

— много медоносов, чтобы было что носить.

     Наличие медоносов относится к природно-климатическим условиям. Это область ботаники и агротехники. Посему от  пасечника тут мало что зависит. Он может либо найти хорошее место, либо научиться использовать места с низкой нектаро-продуктивностью. Вариант выращивания медоносов не рассматривается по определению. Поставлена задача – не увеличивать себестоимость и трудоёмкость производства. Остаётся одно – будем учиться использовать плохие места, их очень много!

      Для увеличения количества лётных пчёл имеется два пути:

— иметь много маленьких пчёлосемей

— иметь мало, но очень крупных

    Маленькую пчёлосемью вырастить не проблема, но и мёда у них много не бывает. А так как ухода они требуют не на много меньше, чем большая, то производительность низкая, это хобби и рассмотрению не подлежит.

 

      Таким образом, задача пасечника – профессионала, живущего на доход со своего дела, в том, чтобы получить больше товарного мёда, который продаётся и превращается в прибыль. Значит надо иметь много лётных пчёл. А чтобы не надорваться физически, надо выращивать крупные пчёлосемьи.

     Это очевидные и хорошо описанные постулаты, лежащие на поверхности. Но есть другие факторы, внутренние, которые сразу не видно. Рассмотрим вопрос продуктивности пчёлосемьи.         

Сейчас повысить продуктивность означает вырастить к главному взятку как можно более крупную пчёлосемью. Это означает, что утеряно знание о другом факторе, который сильно влияет на продуктивность. Этот фактор – срок жизни рабочей пчелы (сейчас –30-35 дней).

    В любом учебнике говорится об определённом сроке жизни пчелы (обозначим его N), но диапазон составляет от 30 до 60 дней. Так же известно, что за нектаром пчела начинает летать после определённого периода внутриульевых работ, этот  период тоже оценивают по-разному, но суть в следующем.

     Если пчела живёт 30, а внутриульевые работы занимают 20-24 дня, то остаётся 6 – 10 дней на доставку нектара. Причём 3-4 дня уходит на компенсацию кормов для самой пчелы. На товарный мёд остаётся всего 2-6 дня.

     Ну а если пчела будет жить не 30, а 40 дней? Внутриульевый период величина постоянная, как и период компенсации. Значит, на товарный мёд остаётся на 10 дней больше! Было 2-6, а стало 12-16, в 3-6 раз больше!

     При этом ни один учебник по пчёловодству не даёт рекомендаций на тему – как увеличить срок жизни рабочей пчелы.       Но самое интересное, что параметр N дважды влияет на продуктивность! Через силу пчёлосемьи. Рассмотрим график жизни рабочей пчелы, начиная с момента откладки яйца.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

 

       21 день – инкубационный период. N– активная жизнь, Потом смерть. Значит, сила пчёлосемьи зависит не только от яйценоскости матки, но и от срока активной жизни пчёлки. Пока пчёлка живёт, появляются новые пчёлки и семья растёт. Но в какой-то момент наступает баланс, когда количество рождений становится равно количеству смертей. В этот момент семья имеет максимальный размер. Формула расчёта простая  Р = Я*N, где Я – яйценоскость матки за сутки, Р – сила семьи.

     

                                        УРОК   3.

 

                     ПЛАН  РАБОТ  (действий).

 

     Что такое план работ? Это перечень конкретных действий, основанный на точных расчётах с использованием достоверных и проверенных данных. Выполняя такой план, человек достигает намеченной цели практически на 100%.

    Составить план работ может только профессионал. И наоборот, кто не может составлять план действий, не является профессионалом. Напоминание – профессионал это человек, полностью обеспечивающий свою жизнь доходом от своей профессии и своего дела, что называют бизнесом. Бизнес это умение свой труд превращать в деньги. Поэтому прежде чем составлять план действий, необходимо стать профессионалом.

    Профессионал обладает тремя главными качествами, которые надо тренировать.

1.   ЧЕСТНОСТЬ. Профессионал делает только то, что хорошо знает и умеет, только в этом случае можно иметь нужный доход. А чтобы знать и уметь, необходимо ЧЕСТНО самому себе признаться, что ты умеешь, а что нет. Это трудно сделать, но честность позволяет человеку приобретать жизненный опыт и знания. Ибо честный человек в случае неудачи говорит: « Я пролетел потому, что не сумел чего-то, я не знал этого, это моя ошибка». Лживый человек в случае неудачи ищет виновных: « Это тот-то мне помешал, это погода была плохой, это гады инопланетяне напакостили».

2.   ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Профессионал свободный и самостоятельный человек, ему не нужны хозяева и командиры. Он сам своим трудом, своими знаниями и умениями создаёт себе рабочее место и получает доход. Он не требует, чтобы кто-то создал ему условия или давал какие-то льготы. Профессионал не нуждается в халяве.

3.   СМЕЛОСТЬ. На пути достижения цели возникают препятствия, для  их преодоления необходима смелость. Всегда есть риск поражения, риск ошибки в силу отсутствия каких-то знаний. Только смелость позволяет человеку идти на риск. Риск даёт  нужный опыт и знания, без которых профессионализм невозможен. Но! Смелость без честности и ответственности превращается в глупость и тогда любой риск оборачивается полным поражением. Только смелость позволяет человеку вступить в единоборство с вором, бандитом, чиновником и защищать своё дело от разорения.

       Знания и умения профессии? Они определяют степень мастерства, но не более. Есть очень много мастеров своего дела, но они не являются профессионалами. Почему? Потому, что такие мастера не умеют и не хотят быть ответственным человеком. А это означает, что они никогда не принимали решения самостоятельно. Кто-то (попросту хозяин) им говорил: « Будешь пчёловодом». Этот же хозяин затратил много денег и сил на обучение будущего мастера. Ещё больше средств идёт на практическую подготовку. Для мастерства с начало надо испортить кучу материалов, сломать много инструмента. Только после этого продукция мастера начнёт приносить доход. Но кому такой доход принадлежит – мастеру или хозяину? Вот именно – ХОЗЯИНУ. А мастер довольствуется зарплатой, которую ему назначает хозяин.

     Помните август 1991г.? Что произошло? Наш общий хозяин – КПСС во главе с генсеком, «вождём всех народов», стал несостоятельным, превратился в идейного импотента. И миллионы мастеров, которых ни кто и никогда не учил ответственности, лишились заработка. Ибо хозяин исчез. Мастера стали возмущаться, требовать и искать себе хозяина. Надеюсь, все знают о лихих девяностых. А вот профессионалы вздохнули и начали создавать свой бизнес и жить на доход от него. Да, мало мастерства. Да, иметь мастера на своей фирме дорого. Но мастерство дело наживное и профессионал быстро приобретает нужную степень мастерства.

     Естественно возмутительно, когда 10% населения имеют всё, а 70% нищенствуют. Возмутительно! Но не забывайте, воровать и грабить тоже надо уметь, это сложная и опасная профессия. Да, да – профессия, пусть и запрещённая. Проституция у нас тоже запрещена, но…..  Если вас такой факт возмущает, то однозначно –

Вы, возможно мастер, но не профессионал. А возмущаетесь потому, что смелости у вас нет, чтобы начать своё дело. Преодолевать трудности и защищать своё дело и интересы.

     Этот учебник поможет вам стать и мастером, и профессионалом. Но кем вы станете, зависит только от вас, вашего выбора. Если выбор будет в пользу мастерства, то вам придётся с начало найти себе хозяина, который согласится тратить деньги на ваше обучение и кормить вас,  пока вы учитесь. Удачи вам.

       Если же вам захочется стать профессионалом, тогда забудьте про всякую халяву и приготовьтесь к труду и самостоятельному обучению, которое дорого стоит, требует много сил и времени.

  

 

                            УРОК   4.

 

                  ПЕРВЫЙ  ОБЛЁТНЫЙ  ДЕНЬ.

 

        На протяжении минимум 5000 лет в России ежегодно происходит одно и то же событие. 21 марта (плюс-минус два дня) длительность дня и ночи становятся равными. Это природный новый год, когда кончается зима и природа начинает просыпаться, чтобы начать новый активный период.

      21марта у пчёловода кончается отпуск и у него остаётся несколько дней, чтобы подготовиться к выполнению самой главной и значимой операции своей профессии – первому облётному дню. Это день, когда:

1.   Пошло тепло. Если утром выходить на улицу, часов в 7 – 8, то в какое-то утро вы скажете: «Пошло тепло», хотя градусник может показывать минус. Вчера был плюс, но тепла не было, а сегодня – тепло! Вот это и есть «первый облётный день».

2.    Пчёлы пробуждаются, выходят из зимнего оцепенения и вылетают из улья. Они облётываются. Что вы делаете, как только проснулись? То же делают и пчёлы, только по своему, по  пчелиному.

    

     Почему данное событие названо главным и самым значимым? Приведу две ситуации, которые, так или иначе, испытал на себе любой человек.

1.   У вас был тяжёлый рабочий день. Фирма в упадке. Хозяин выжимает из вас все соки, зарплату зажимает. Дома ждёт «пасмурная» жена, если ещё не ушла. Ушла. Пустой холодильник, грязная посуда. Врываются дружки, устраивают попойку, накормили вас гнилой консервой и убежали. Завтра работы ещё больше, иначе выгонят. Голова деревянная, понос всю ночь. А на работу надо. Тонус на нуле, и вы, выпив стакан бледного чая, на ватных ногах поплелись на работу.

2.   У вас тяжёлый рабочий день, но настроение отличное. Хозяин грамотный, всё делает вовремя. Сегодня зарплата. Завтра труднее будет – досрочная сдача заказа и премия. Дома жена, пирог любимый испекла, в общем, праздник. Утром проснулись в хорошей форме и бодренько. Жена улыбается, приготовила чистую рубашку. Прекрасный завтрак и вы летите на работу.

      Комментарии нужны?

     В современном Российском пчёловодстве есть великая ТАЙНА. Она появилась с возникновением нового советского пчёловодства, в замен уничтоженного «пережитка прошлого». С тех пор было приказано рассматривать пчёл как насекомых определённого вида – мухи. Насекомые, в общем, полезные, но злые и кусачие. А всех, кто думал иначе, объявили врагами народа со всеми вытекающими последствиями. Когда всех «врагов» расстреляли и загнали в глубокое подполье, тогда и возникла ТАЙНА.

     Пора  сделать тайное  явным.   ПЧЕЛА  НЕ  НАСЕКОМОЕ!!! Это полноценное животное, у которого есть разум, чувства, эмоции, цель и смысл жизни. Да, они сильно отличаются от человека строением тела, поэтому проявления, разума и  чувств, специфические. Но они есть. Есть и тонус. Тонус влияет на пчёл также как на человека.

     В силу этой тайны (предположение автора) отчёт НИИ пчёловодства СССР распределили по библиотекам и … больше о нём нигде и ни когда не упоминали. Потому что в разделе «оптимальные параметры зимовки пчёл» указаны эти самые параметры:

— температура воздуха под клубом  -4,2 градуса

— влажность воздуха в улье не выше 70%

— концентрация углекислого газа в 2 – 3 раза выше, чем летом

     Т.е. советское пчёловодство в принципе не могло обеспечить для пчёл нормальную зимовку. Оно заведомо обрекало пчёл на бессонную ночь, описанную в ситуации №1. Подобные факты подрывали авторитет КПСС, и делалось всё возможное для замалчивания таких фактов.

***

    

         В конце 90-х годов в качестве развлекательного шоу и экзотических курьёзов, показывали соревнования пчёловодов – кто посадит на себя больше роёв. Российские пчёловоды в таких соревнованиях не участвуют и ни как это не комментируют. Они просто теряют дар речи.

                                          

                                        ПРОКОЛЫ  СОВЕТСКОЙ  ЦЕНЗУРЫ.

 

1.   Автору удалось встретить в одном учебнике по пчёловодству маленький абзац следующего содержания «… пропуск первого облётного дня приводит к  задержке развития пчелы к главному взятку минимум на месяц…».

2.   В другой книге по зоологии насекомых написано «…при благоприятных условиях одна пчела кормилица может вырастить 5 – 6 новых пчёлок…». Т.е. за 21 день пчёлосемья может вырасти в 5 – 6 раз.

 

                         ПАНИХИДА  СОВЕТСКОМУ  ОМШАНИКУ.

 

     Указанное изобретение (омшаник) гарантирует:

1.   Пропуск первого облётного дня. Пчёл успеете выставить, но повлиять на их тонус в лучшую сторону нет возможности. Бывают случаи, но пчёловоды не могут их объяснить и повторять, и не связывают это с омшаником. Значит, к главному взятку пчёловоды теряют 2 – 3 кг лётных пчёлок.

2.   Условия,  при которых одна пчела кормилица выращивает не более одной новой пчёлки. Поэтому в первых числах мая, вместо 2 – 3 кратного увеличения пчёлосемьи, наблюдается некоторое её уменьшение за счёт отхода зимних пчёлок. Так возникает, ничем невосполнимая, задержка развития пчёлосемьи. Как следствие, теряется 70 — 80 кг товарного мёда. Но это ТАЙНА!

3.   Работать по новому, значить отказаться от омшаника. Естественно, пасечное оборудование должно быть модернизировано. Что и как переделать известно, испытано на практике в различных вариантах. Но это тема следующего курса и больше касается производителей пасечного оборудования. Адрес:

     Остаётся описать, что делается в первый облётный день. Из других учебников узнаете понятия выставка пчёл, беглый осмотр, полная весенняя ревизия, перегонка пчёл. Все эти работы рекомендуется провести как можно быстрее. На практике же они растягиваются на весь апрель. В новой технологии все эти работы проводятся одним человеком в первый облётный день, это 2 – 3 дня, когда идёт тепло. Удивлены? Всё просто. Во-первых, площадка, где ульи стоят  круглый год, обустроена должным образом, поэтому отпадают все работы связанные с омшаником или откапыванием снега. Во-вторых, на каждую пчёлосемью предусмотрено по два полноценных улья, поэтому чистый и сухой улей подносится заранее. В — третьих, на такой пасеке располагают не более 20 пчёлосемей. На большее число просто не хватит медоносов ( потерь в 70 – 80 кг мёда нет!). Поэтому остаётся одно – пересадить пчёл из сырого улья в чистый и сухой улей. Собственно пересадка занимает 7 – 10 минут, но торопиться не следует. Вспомните, что делала жена в описанной ситуации №2? Вот именно. Самый эффективный способ повысить тонус это улыбнуться и пообщаться с пчелой, с этим очень разумным существом. Продемонстрируйте максимум радости, нежности и заботы. Кстати, мужчины, в этот момент вы общаетесь с женщиной! Ну а женщины любят обниматься, целоваться, в общем, весь набор. Просто роли несколько меняются. Вы уже на работе и задача проводить подруг в … роддом!  Со всеми дальнейшими обязанностями. Вот так!

 

 

 

                                        УРОК   5.

                       ВОЗВРАЩЕНИЕ  РОЖЕНИЦИ.

 

    

     Особенность существа «пчелиная семья» в том, что оно постоянно обновляет своё тело, приспосабливая его к текущим условиям. Поэтому физиология зимних пчёл несколько иная, чем у летних. Зимние пчёлы хорошо приспособлены к зимовке и после первого облёта живут порядка  45 дней (это при нормальных условиях). Их главная задача – создать новое тело для летнего периода. Т.е. возвращается не роженица, а обновлённое существо, делает это в два этапа по 21 дню.

     Что делает муж, когда жена находится в роддоме? Носит ей всякие разности, общается и повышает тонус. Так же и пасечник должен. Если в первый облётный день он обустроил улей под роддом, то следующие три недели необходимо делать тёплые профилактические подкормки. Для этого в конструкции улья предусмотрено окошко, чтобы не нарушать герметизацию гнезда. Подкормки в виде водной настойки лука, чеснока, перца с добавлением мёда, температура 37 – 38 градусов. Лук, чеснок, перец хорошие средства профилактики различных паразитов. Вода нужна для расплода. Апрель холодный месяц и дополнительное тепло на пользу. Через 21 день появляются новые пчёлки. Необходимо расширять гнездо, новым пчёлкам нужен жизненный объём и работа. Поэтому ставятся рамки с вощиной или недостроенные соты. Это можно делать за один приём или несколько, всё зависит от условий и мастерства пасечника. Важно другое. Во втором цикле семья начнёт пополняться особями мужского пола, трутнями, поэтому при расширении гнезда лучше поставить сот с трутневыми ячейками.

 

                             ОДА  О  ТРУТНЯХ.

 

     Приверженцы «советской тайны» трутня превратили в синоним, тунеядец. Мастера, в силу безответственности, и чтобы угодить хозяину, верят этому и поддакивают. На самом же деле у трутней много обязанностей:

1.   Предотвращать женскую панику и беспомощность в экстремальных условиях. Попробуйте пустить в улей клуб дыма и наблюдайте поведение рабочих пчёлок и трутней. Первые сразу бросаются в панику и кричат: «пожар». Вторые спокойно начинают интенсивно вентилировать улей.

2.   Повышать тонус и настроение подруг. Понаблюдайте, как встречают трутней на прилётной доске у летка. Вы знаете женщин, которые мило любезничают с тунеядцами? Повторюсь. Пчела это животное с полным набором чувств и эмоций, с хорошо развитой любовью. Человеческие особи, которые под любовью понимают секс, это биороботы. Что поделаешь, таковы уроки Российской истории. После 70 лет агрессивного атеизма и 100 000 000 насильственных смертей, трудно говорить о любви.

3.   «Оттягивать» на себя болезни. При случае обратите внимание на степень заклещованости пчелиного и трутневого расплода. Кто видел сам, тот не станет оспаривать этот факт.

    Таким образом, к середине мая пчёлосемья полностью обновляется. Её вес составляет порядка 5кг,  и она готова исполнить своё первое предназначение – опыление майских медоносов. Майский или весенний взяток. Пасечник получает первый гонорар. Для  пчелы наступает главный пчелиный праздник – РОЕНИЕ.

 

                                              УРОК   6.

                                                   ПРАЗДНИК.

  

    Что такое праздник с позиции профессионала? Это мероприятие, которое позволяет быстро и с минимальными затратами повысить тонус и настроение у большого количества людей. Это источник, из которого люди получают большой запас энергии, которую потом преобразуют в материальные блага. В силу этого факта любой правитель любой страны во все времена уделяет много внимания праздникам для своих подданных. Полученная в праздник энергия приноси доход в десятки и сотни раз больший, чем средства, затраченные на организацию праздника. Какие бывают праздники?

1.   Природные. Яркие примеры – Крещение и Купала. В Крещение вода приобретает особые свойства и силу. В Купалу вода становится тёплой. Праздники такого типа невозможно установить или отменить. Правители или попы, пытавшиеся отменять такие праздники, быстро приходили к позорному банкротству.

2.   Социально-исторические. Пример – Рождество Христово. Факт рождения Иисуса вылился в огромные социально-исторические переломы. Такие праздники устанавливает ИСТОРИЯ.  И ни какой выскочка, будь то правитель государства или патриарх, не в состоянии отменить их.

3.   Прочие локальные праздники. Они устанавливаются людьми по различным поводам и без поводов для вполне конкретных целей. Примеров масса: День конституции; День независимости; профессиональные; различные шоу ит.д.

    Таким образом, праздник это природное явление, дающее заряд энергии для созидания нового, для творчества. И это факт.

    Но существует и другое явление – ПАРАЗИТИЗМ. Это антипод праздника и о нём надо упомянуть. Паразиты есть разные:

1.   Вампиры. Комары, мошка, клещи, алкоголики, тунеядцы. Они нападают на жертву и сосут. Сосут кровь, энергию, тонус, жизненную силу.

2.   Разрушители. Воры, грабители, садисты, убийцы. Они разрушают то, что создано другими. В любое создание вложена энергия. При разрушении создания выделяется энергия, которой и питаются разрушители.

3.   Лжецы. Это разного рода демагоги, фанатики, извращенцы. Их задача – нарушить естественный ход вещей и природный порядок. При разрушении или искажении природного порядка выделяется особый вид психической энергии, которой и питаются лжецы. Для этого необходимо «расшатать» психику и сознание жертвы, тогда её поведение становится неадекватным.

                                                                         ***

                              Праздник – источник радости.

                            Паразитизм – источник страданий.

    На планете Земля только человек имеет право выбора

 и возможность быть источником радости или страданий.

    Если пчеле определено собирать нектар и пыльцу. Она это и делает, ибо сосать кровь, как комар, у неё просто нет возможностей.

    А вот человек может стать кем угодно: « чайник»; « редиска»; «тёлка»; « шакал»;  «чёрт»; « меценат»; « садист».  Всё это личный выбор и личное желание человека.  Остальное – следствие, ибо что посеешь, то и пожнёшь.

 

 

                                          УРОК  7.

 

                              РОЕНИЕ.

 

         Появление на свет нового существа – это всегда праздник. Это праздник рождества. Он происходит каждый момент, каждый момент природа даёт жизни заряд энергии – энергии творчества и созидания,

ибо рождение нового – СОЗИДАНИЕ.

                                                    ***

     РОЕНИЕ – момент, когда одна пчела, что называем «пчелиная семья», превращается в две и более. Появляется новое живое существо – РОЙ. Рой, как и любой новорождённый, добрый, забавный и доверчивый. Он ещё голенький и у него есть только одно – ОГРОМНАЯ ЭНЕРГИЯ СОЗИДАНИЯ И РОСТА. Буйно и шумно вылетает из «отчего дома», неловкими движениями выбирает место и садится (прививается). Делает это не спеша и хаотично, учится, даже сконцентрироваться ему ещё трудно. Но вот все члены тела собраны и заняли своё место, рой затихает, превращаясь в небольшой серый клубочек. Сейчас можно подойти и взять его на руки, он спокойно и доверчиво «перетечёт» с ветки на вас, вы живые, он тоже, значит друзья. Он ещё глупенький и наивный. Ему ещё не ведомо, каким может быть человек, но не сомневайтесь в его умственных способностях. Такое сомнение может обойтись дорого. Только с виду это мягкий комочек, на деле он может обратить в бегство кого угодно. Одно ваше грубое или пренебрежительное движение и … рой убедительно покажет вам ваше место, чтобы вы не мешали ему думать. Не паникуйте. Пчела, особенно рой, миролюбивое существо и ни когда не превышает пределы необходимой самообороны. Просто надо знать:

— высшая ценность для пчелы – жильё, отсюда и оборона улья имеет самую высокую планку.

— пчела прекрасно разбирается в чувствах и эмоциях. Реагирует, прежде всего, на них. Как следствие, ваши агрессивно-пренебрежительные намерения и чувства насторожат пчелу ещё на дальних подступах к улью или месту посадки роя.

 

                                        ***

    

         О  ЧЁМ  ДУМАЕТ  ЗАТИХШИЙ  РОЙ?

   Ему необходимо принять решение, возможно, самое главное в его жизни – стоит ли сотрудничать с этим пасечником? Сомневаетесь? Тогда анализируйте хорошо известные и описанные факты:

— поиск нового жилья происходит задолго до выхода роя, жильём занимается и готовит его группа пчёлок, это хорошо известно.

— рой, идущий на новые территории (потребность любого вида), даже не прививается. Зачем тратить время? Он сделает первую посадку через 6-7 км за пределами лёта пчёл-разведчиц.

— пчёловод-профессионал участвует в празднике рождества, это значит, что всё должно быть сделано, как определено природой. Он и делает, готовит хорошее жильё для друга. В таком случае тоже всё определено, посему рой выходит и сам занимает приготовленный улей.

      Как сделать хороший улей и как его готовить? Это область мастерства и это другой курс. Адрес:

      Что и как происходит на советско-российских пасеках известно и описано. Читайте, смотрите, думайте.

 

                       НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РОЖДЕСТВА   

 

   РОДИТЕЛЬСКА  ПЧЕЛА. Она отдаёт матку и до 40% пчёлок, но ей остаётся улей, все запасы и расплод. Поэтому темп роста остаётся прежним и через 21 день сила пчелы восстанавливается и на  7-8 дней стабилизируется. Это время необходимо для обретения работоспособности новой матки.

   РОЙ. За счёт огромной энергии на следующий день после заселения появляются первые соты, и матка делает первую кладку.  За  3-4 дня рой отстраивает необходимое гнездо и набирается максимальный темп роста. Через 21 день рой начинает быстро прибавлять в силе и ещё через 21 день практически достигает силы родительской пчелы.

      Таким образом, участие в природном празднике рождества, с минимальными затратами сил, времени и средств, позволяет удвоить количество лётных пчёлок и как следствие выход товарного мёда увеличивается минимум в три раза. Результат, в принципе не достижимый для любителей «покорять природу».

Но они не теряют надежды. Сейчас какой-то НИИ пчёловодства предлагает внедрять технологию (ВНИМАНИЕ!) «инструментального осеменения маток». Осознали?! И вроде бы можно посмеяться – такое может придумать либо садист, либо сексуальный извращенец, страдающий манией величия. Но. У них научные звания, они обладают правом консультировать правительство РФ. Приоритетным правом.

 

                           ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ  7.

 

     Изучите способы искусственного деления пчёлосемей и прибросьте, сколько сил и времени (трудоёмкости) необходимо на проведение такой операции. Обратите внимание:

  — Операция не предотвращает роевого состояния, просто рой будет поздний и слабый, и свою энергию вам не отдаст.

— Обе искусственные пчелы развиваются вяло и неохотно, вы потеряете их дружбу, затратите много сил и времени для подготовки их к главному взятку.

 

                                       ЭПИЛОГ.

 

      Через четыре недели после проведения роения пчеловоду профессионалу необходимо:

— По состоянию пчёл оценить степень своего мастерства.  Насколько точно его прогнозы, по увеличению силы пчелы к главному взятку, соответствуют действительному состоянию. По выбранной методике определить величины N (срок жизни рабочих пчёлок) и темп роста пчёл в различные периоды.  

— Провести анализ полученных количественных показателей и определить, когда и где были допущены ошибки. Чем вызваны ошибки? Отсутствие каких-то знаний, недостатком наблюдательности, ленью, самоуверенностью.

— По результатам анализа составить список мероприятий и действий по повышению уровня мастерства.

      Если ничего из указанного не делать, то рост мастерства будет крайне нестабильным и извилистым. Он будет похож на гадания методом «тыка».  «Сделаю вот так! Посмотрю, что будет?». Почему вот так? А потому, что так захотелось. Это и есть метод «тыка».

     Когда по определённой методике получают цифровые показатели, а потом, что и как делать, это уже эксперимент. Это научный подход.

     ВНИМАНИЕ! Профессионал принимает решения, опираясь на достоверные сведения, которые добываются двумя очень разными способами:

1.   Интуитивно-чувственный. Необходимо регулярно наблюдать за происходящими событиями, это делается без напряжения и желания увидеть что-то конкретное. Вы просто принимаете решение наблюдать поведение пчёл вблизи улья, смену цветовой гаммы растений, свои чувства, эмоции, ощущения, возникающие от увиденного. Наблюдайте и просто их фиксируйте, не делая никаких выводов. Просто живите в том, что наблюдаете. После определённого времени такой практики вы станете замечать, что определённые движения пчёлок вызывают у вас строго определённые ощущения. Смена цветовой гаммы каким-то образом согласуется со сменой поведения пчёл. Ваши собственные мысли, чувства, эмоции каким-то определённым образом влияют на поведение пчёл.

         Так начинают появляться знания о различных явлениях, взаимосвязях, закономерностях о которых раньше вы не знали. А если нет знаний, как можно принять правильное  решение? Данный тип знаний называют «качественные параметры», т.е. вам известно, что данное явление существует, и оно может оказывать влияния на другие явления и события и это факт. Вы с точностью «желательно-нежелательно» можете принимать решения. Пример. Вы увидели, что пчёлки садятся на бережок лужи или ручья, набирают воду и несут в улей. Значит, она им нужна. Возникает решение – помогу им! Берёте ковшик воды и выливаете её в улей. Передозировка!

2.   Научный.После получения качественных знаний, необходимо получить знание, какие дозы, их пропорции, на сколько единиц изменяет явление. Это называют «количественные параметры». Такие знания получают из различных экспериментов, чем и занимается наука. Эти знания предотвращают «передозировку» и позволяют точно рассчитывать, чего и сколько надо сделать, чтобы получить нужный результат.

                                                                 ***

     Закончился главный взяток. За 2-3 дня природа сменила цветовую гамму и декорации. Изменились «танцы» пчёлок. Это конец «рабочего дня». Пора домой. Наступил очередной этап получения знаний и сведений. Теперь пчеловоду необходимо вспомнить урок 4, особенно ситуации 1 и 2. Зачем? Не забывайте, что пчела очень разумное существо, и она собирает знания и сведения, в том числе о пасечнике. Сведения о вашем мастерстве уже получены. Теперь вы начнёте выдавать им сведения на тему, что вы за человек? Эти сведения будут разложены по полочкам, проанализированы и «записаны» для передачи потомкам.

 

 

     Маленький серый комочек затихшего роя думает – стоит ли сотрудничать с этим пасечником?

******************************************************                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         ОСНОВЫ   ПЧЁЛОВОДСТВА.

 

                                         ПЧЕЛА.

 

       Сразу необходимо ответить на очень важный вопрос.

       Пчела это насекомое или животное?

 

    Можете, как угодно относиться к этому вопросу, но факты вещь упрямая и игнорировать их себе дороже. В данном случае мы имеем дело с фактом полного упадка пчёловодства в России, и ни какие субсидии и федеральные программы не дают эффекта.

    Почему пчелу зачислили в разряд насекомых, и как это произошло, пусть выясняют историки. Сейчас достаточно привести аргументы, известные любому пчёловоду.

1.   Даже отдельная пчёлка тёплая, т.е. она умеет регулировать температуру тела в зависимости от своих потребностей и независимо от температуры окружающей среды. Т.е. пчела теплокровное существо. Теплокровность присуща птицам и млекопитающим.

                Если взять всю пчёлосемью, то видны зоны различной температуры, как в улье, так и в зимнем клубе. У любого млекопитающего такие зоны присутствуют.

         Все эти исследования и замеры проведены и описаны в отчёте НИИ пчёловодства СССР в 70х годах 20 века под общей редакцией Е.К. Еськова. Называется «Микроклимат пчелиного жилища».

2.   Млекопитание. Единственный и самодостаточный признак  высших животных. Т.е. у млекопитающих потомство выкармливается молоком, вырабатываемое молочными железами. У пчелы этот признак существует, как и у дельфина. Но почему дельфина не называют рыбой? Форма тела и среда обитания как у рыбы. А почему пчелу тогда назвали насекомым? Ну, назвали и пусть назвали, пусть историки это выясняют. А вот для практического и прикладного пчёловодства необходимо обращаться с пчелой как с высшим, млекопитающим животным!

3.   Высшим животным, как следствие млекопитания, присуща и более высокая степень разумности. Имеется в виду не более сложные рефлексы и инстинкты, они и у человека есть, а факты необъяснимые инстинктами. Допустим дружба. С любым млекопитающим можно войти в контакт и дружить с ним. При этом животное сознательно может подавить какой-либо свой инстинкт ради проявления дружбы. При такой дружбе находится и язык общения, достигается взаимопонимание. Язык индивидуален, если конечно не ставится задачи коллективного общения сторон.
Файл "/includes/myphp/700x90.php" не найден

     Так вот, с насекомыми такого общения и взаимопонимания достичь не удаётся, с пчелой взаимопонимание достигается не сложнее, чем с собакой или лошадью.

     В подтверждение такой разумности, возможно привести ещё один аргумент. Любое «домашнее животное», собака или лошадь, спокойно могут жить самостоятельно и без человека. Любой сельский житель это знает. Возникает вопрос. Чего ради «домашние» без корыстно помогают человеку и терпят его капризы и жестокость? Даже если очень конкретно обидеть животное и выгнать, оно с обидой в глазах уйдёт от вас,  и не будет мстить. Так же поступает и пчела.

     С наступлением 21 века таких фактов становится всё больше, даже заговорили о новой и неведомой пчелиной болезни. А факт такой. В сентябре или в конце апреля матка перестаёт сеять, семья дожидается выхода всего расплода и, … бросив все запасы, улетает. Мы, люди, относясь к пчеле как к глупому насекомому, постоянно ухудшаем им условия для жизни. Мы не на словах, а на деле конкретно издеваемся над пчелой и показываем ей «пошла прочь».

 

        Мы можем создать для пчелы нормальные условия.

                                       НО  НЕ  ДЕЛАЕМ  ЭТОГО.

 

                                      ДРУЖБА.

 

     Мы живём в эпоху больших перемен. Изменили и понятие дружбы, и отношение к ней. Пусть так, на то мы и люди чтобы меняться и менять свою жизнь. Но животные меняются очень медленно, если вообще меняются. Если оно изменилось под действием внешних факторов, то это уже другая порода с новыми устойчивыми качествами. В силу этого факта, если хотим получить от животного хороший экономический эффект, необходимо с ним дружить. А для этого надо знать, что является дружбой для животного и уметь эту дружбу выражать. Иначе животное говорит себе: «Человек не хочет со мной дружить» и уходит.

     Дружба нужна даже с машиной. Попробуйте не залить в мотор масла или воспользуйтесь дешёвым, но плохим бензином. Пренебрегайте тех. Осмотрами и всё в этом роде, т.е. без любви и дружбы. Очень быстро машина просто сломается.

    На тему дружбы можно написать тома философских размышлений, обоснований и рекомендаций. Здесь же  необходимо на минимальном уровне показать роль дружбы в пчёловодстве и показать конкретные её проявления, исходя из чисто экономических интересов. В дальнейшем, пасечник, если захочет получить больший доход или у него проснётся уважение к пчеле, он и сам сможет найти приёмы более тёплых отношений с пчелой и будет иметь не только доход, но и радость от общения с разумным животным.

 

     ДРУЖБА. Природно-космическое явление, которое можно назвать качеством, свойством, совершенством, инструментом достижения цели, методом улучшения качества жизни. Т.е. это нечто психологического уровня и является универсальным инструментом. Это не является обязательной частью человека или животного, можно и без этого жить. Но можно освоить и использовать. Важно то, что высшие животные (млекопитающие) имеют способность осваивать и использовать дружбу.

     Есть много мудрых книг, где описывается это явление, и даются рекомендации по освоению и использованию дружбы. Сейчас достаточно указать несколько положений, от которых начинается освоение, некая исходная позиция, линия старта.

— Возлюби ближнего.

— Не жалейте жизни своей за други своя.

— Дружба счёт любит.

— Хочешь иметь друзей – сам стань другом.

  Простейшие наблюдения, опыт, размышления приводят к нескольким весьма очевидным выводам:

А) Дружба дело добровольное. Не хочешь быть другом, ни кто не сделает из тебя друга.

Б) Дружба не бывает односторонней, только взаимной.

В) Дружба корыстна и предполагает получение какой-то выгоды, преимуществ, которых невозможно получить в одиночку, без дружбы.

Г) Дружба требует определённых усилий, энергии и пожертвований.

Д) Дружба имеет некие количественные параметры прочности и надёжности типа: знакомый; приятель; партнёр; товарищ; друг.

Е) Для возникновения дружбы необходимо создать психологические и материальные условия.

 

Могут возникнуть различные вопросы по разным поводам. Ответы на них есть, но в этом учебнике они умышленно не предусмотрены. Вопросы возникают в силу жажды знаний или информационного голода. Но чтобы удалить жажду или голод человек должен сам пить, жевать и глотать. Если это за вас будет делать кто-то, вы останетесь голодным. И второе. Знать это одно, уметь это совсем другое. Если хотите научиться решать задачи, их надо решать самому, не ища подсказок и готовых решений. Профессионал потому и профессионалом стал – сам пил, жевал, глотал. Поэтому он знает, умеет и может научить этому другого.

 

     Еда определённого качества и объёма имеется, трапеза началась. Есть смысл увеличить дозу по пункту Е).

— Психологическое условие для возникновения дружбы, это стремление и желание стать другом для кого-то.

— Материальные условия, это обустройство места для встреч и общений или какой-то деятельности.

                          ПОКРОВИТЕЛЬСТВО.

 

  

— Почему животные, пчёлы ищут дружбы с человеком?

— Хотят получить от человека выгоду, дружба то корыстна.

— А что именно надо пчеле от человека? Что есть выгода для пчелы? Если этого не знать, не сможешь отдать, дружба не состоится, экономического эффекта не получится. Отношения будут другие, типа господин-раб.

— Жильё, улей, это гораздо лучше, чем она может найти в природе.

Жильё для пчелы главное.

— Ой, ли?! Да, улей очень веский аргумент. Но! Тогда почему для Российского пасечника роевой период один из самых трудоёмких? Не хотят рои селиться в выставленные улья. Их приходится ловить и сажать силком. Даже придумали кучу способов деления пчёлосемей, чтобы пчёлок не терять, а это большая трудоёмкость.

— ???  Тишина. Хлопанье губами и прочее.

     Увы! Российская система пчёловодства дать ответ на этот, очень важный вопрос, не может. Как следствие возникает противоречие между производительностью и продуктивностью. Как следствие падение экономической эффективности.

    Ещё проще разваливаются другие аргументы, по значимости ниже жилья. Даже инстинкт сохранения жизни не работает. Просто по факту. Рои улетают, не имея ни каких шансов найти жильё. Улетают на погибель. Селятся в норках и металлических трубах.

     Болезни? Человек лечит? Увы «дикие» пчёлы, а они ни чем не отличаются от «домашних», болеют гораздо меньше и смертность ниже, чем при человеческом «лечении».

      А по факту у пчёл обычное явление делать сознательный выбор --  ЛУЧШЕ  УМЕРЕТЬ,  ЧЕМ  ТЕРПЕТЬ  ЭТОГО  ПАСЕЧНИКА.

Поэтому и улетают.

                                                       ***

     Из поколения в поколение, везде, где есть люди, трёх летние дети задают два вопроса.

— А откуда я взялся?

— Из маминого живота.

— А туда, откуда попал?

— Папа с мамой две клетки объединили в одну,  появился ты.

— А откуда появился?

— Ты как слушаешь? Папа, мама, две клетки в одну.

     Ребёнок замолкает, ему совершенно очевидно, что взрослые знают, как появляется тело человека, но понятия не имеют, откуда в это тело приходят. В этом возрасте ребёнок ещё помнит, что в тело он пришёл откуда-то, но откуда уже забыл. Поэтому и вопрос задаёт. Собственно, какая разница, откуда пришёл, любопытно. Зато очень важно знать другое.

— А для чего я живу?

     Перечислять ответы и как просто ребёнок их опровергает, нет надобности. Любой без проблем вспомнит: кому задавал эти вопросы,  какие ответы получал, какое решение принял для себя, как отвечал своим детям.

     Это факт, к которому не требуется комментариев. Важно совсем другое.

     Если ребёнок не получил правильного ответа, он пробует сам решить для чего ему жить. Но в силу наивности, отсутствия опыта, его решения оказываются ошибочными. Не учитывается много фактов реальной жизни. В итоге начинает жить как все. Как у всех появляются стандартные проблемы. Как у всех неудовлетворённость жизнью. Как у всех идут муки творчества и мечтания о лучшей жизни. Как у всех вопрос этот периодически возникает и превращается в больной мозоль, на который лучше не наступать.

     Извиняйте господа хорошие. Это учебник на тему профессионального пчёловодства. Если вы не знаете для чего живёте сами (нет удовлетворения жизнью), то, как вы сможете определить, какую выгоду от вас ждёт пчела?

      И наоборот. Получив ответ «что требуется пчеле?», используя какие-то аналогии и закономерности, вы для себя сможете найти более приемлемую жизненную цель и избавитесь от ненужных мук «творчества».

                      Дружба то – корыстна и взаимна.

                                                          ***

     Человек является высшим существом на Земле. Но чем именно он отличается от животных?  Кстати. Животное от слова живот, т.е. мышление зависит от потребностей желудка, это приоритетно.

А) Универсальностью тела, которое может выполнять самые разнообразные действия. По количеству и качеству этих действий ни одно животное не превосходит человека. Тело животного функционально жёстко ориентировано.

Б) Качественно иной уровень логического мышления, которое позволяет создавать вещи, предметы, механизмы, не существующие в природе.

В) Свободой воли или правом выбора. Человек по своей воле, волевым решением может: в определённых пределах изменить параметры своего тела; качественно менять образ и уклад жизни (село и город — разные миры); выбирать и осваивать функциональное предназначение (профессию); существенно менять окружающую среду.

        А чем человек не отличается от животных?

А) Ангел хранитель; Чёрт попутал; Инопланетяне. О ком это? Совершенно верно, речь идёт о существах качественно более высокого уровня. Они выше нас примерно также как мы выше животных. И тут аналогия на 100%.

Б) Самые разумные ищут дружбы с высшими: верующие с ангелами; сатанисты с Сатаной; уфологи с инопланетянами. И находят!

В) А много ли животных видели человека и общались с ним? И не удивительно. Что вам делать в глухих джунглях среди обезьян? Нечего.  Потому животные человека и не видят. На то они и высшие, у них свои территории и области проживания, куда нам людям путь закрыт так же, как для пингвинов закрыта Москва.

                                                  ***

       Факт наличия эволюции вселенной и всего в ней существующего более чем очевиден. И если кто-то этого не воспринимает, значит, таков уровень его логического мышления. Если человек забыл, откуда и зачем он появился на Земле, это не значит, что после того как родственники закопают его в могилу, он исчезает. Он исчезает на Земле (тело только остаётся) но сам человек (его душа) появляется в другом мире, другой области жизни.  Это  СУТЬ  эволюции!

       Разумные сознают факт эволюции именно в таком аспекте. Как следствие следует простой  вывод о  существовании ступеней и уровней развития. Как следствие, и это очевидный факт, есть взаимодействие между представителями ближайших иерархических ступеней. Вот такое взаимодействие и общение для дружбы высшие называют – покровительством.

        Высшие бывают разные. Они же определяют цель взаимодействия. Разные цели взаимодействия по- разному называются:

— Покровительство.

— Исследование.

— Очистка территории.

— Ликвидация.

— Селекция.

— Модернизация.

— Обновление.

 

 

                        ПОТРЕБНОСТИ   ПЧЕЛЫ.

 

                   ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ  ПОТРЕБНОСТИ.

 

    

Это потребности, определяемые строением тела. Если такие потребности не удовлетворяются, пчела либо гибнет, либо ей приходится тратить много  энергии и жизненного ресурса на создание нужного ей микроклимата. Основополагающие физиологические потребности:

А) Необходимость постоянно обновлять (регенерировать) своё тело, состоящее из отдельных особей (пчёлок). Параметры микроклимата:

— температура +(36 ±0,1)?С

--влажность 98%

--наличие ровного и естественного магнитного поля, нужной ориентации

— минимум высоковольтных и высокочастотных электрических полей

— наличие кормов для определённой диеты

— определённый состав воздуха, прежде всего углекислый газ, концентрация различна для расплода и взрослой пчёлки

— особый, локальный, микроклимат для матки, влияющий на яйценоскость

— герметичный улей достаточного объёма, где возможно создавать нужные параметры

     Зона с такими параметрами называется гнездом. Влажность 98% создаётся внутри ячейки с личинкой.

Б) Микроклимат для пчелы в целом, благоприятный для полноценной жизнедеятельности:

— средняя температура  в улье от 27 до 37 градусов

— средняя влажность в улье 60%

В) коматозное состояние в зимний период:

— температура воздуха под клубом  -4  ?С

— концентрация углекислого газа в 2-3 раза выше, чем летом

— влажность в улье не более 70%

       При таки условиях пчела сохраняет максимум жизненного ресурса и выходит из зимовки с максимальным тонусом.

       Создание указанных параметров в летний период увеличивает срок жизни рабочей пчёлки до 60 дней. Это значит, что даже с пониженной яйценоскостью матки ( 1600 яиц в сутки)  пчела, практически без дополнительных усилий пасечника и расходов, достигает веса порядка 10 кг. Для такого роста потребуется улей с легко изменяемым объёмом.

       Какие возможности и потребности появляются у пчелы таких габаритов, ещё предстоит выявить и изучить. Пока же известно:

— продуктивность около 400 кг товарного мёда при наличии медоносов

— повышенные интеллектуальные параметры

— пчела становится более строгой и отношения с  ней с позиции силы исключены, только дружба.

 

                     ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ  ПОТРЕБНОСТИ.

 

         Природа, по сути, является сложной системой или механизмом с параметрами:

— Устойчивая

— Саморегулирующаяся

— Постоянно развивающаяся

      Для обеспечения таких параметров созданы различные существа, которые, кроме  обеспечения физиологических потребностей, должны выполнять работу и по поддержанию окружающей среды в целом. И это потребность, ибо не будет среды, не будет жизни. Деятельность такого типа правильнее назвать функциональной потребностью. У пчёл, в этом смысле, существуют свои обязанности, а значит и потребности:

А) Опыление растений. Естественно возможно сказать, что пчелу интересует только нектар и пыльца, опыление происходит автоматически как следствие. Ну да, как в любом механизме нужное действие производится в силу формы детали, автоматически, как следствие. Тогда почему пчела делает запасы во много раз превышающие её потребности? Почему пчелка работает не по всем растениям, а по одному, выбранному на этот день? Шмели таких огромных запасов не делают.

Б) Обеспечение других существ, продуктами своей деятельности. Иначе,  зачем природа даёт запас «прочности»?  Т.е. избыточные возможности организма для какой-то деятельности. Но такая избыточность  функционально очевидна и необходима для природы в целом. В этом смысле человек ни чем не отличается от животных. Ну а  насколько сознательно вы используете свою избыточность, это уже степень умственного и духовного развития.

В) Регулирование численности вида. То, что называют инстинктом размножения. Но для пчелы это функциональная потребность. Вот почему. Обладая ярко выраженной способностью регенерации тела, пчела, по сути, без смертное существо. Количество пчёл (не пчёлок) увеличивается методом деления (роение). Вопрос. А зачем они роятся, увеличивая свою численность?  Необходимость роения хорошо согласуется  с потребностями А) и Б). Однозначно, есть и другие причины роения, которые мы не осознаём в силу разумения или непричастности к процессам. Но факт, что роением можно управлять, говорит о многом.

                    ЭВОЛЮЦИОННО – НРАВСТВЕННЫЕ  ПОТРЕБНОСТИ.

 

     Всё, что есть в Космосе,  подчиняется законам, без которых всё превращается в прах.  Законы бывают разные. Физические, химические, биологические. По этим законам живёт и функционирует материя.  Но возьмём конституцию РФ или гражданский кодекс. По ним что живёт? Что они регулируют и определяют?  Ответ. Они определяют социальный порядок. Принципы и детали взаимоотношения людей. Можно ли пощупать или увидеть взаимоотношение? Как это сделать? Но все прекрасно понимают и даже ощущают эти самые взаимоотношения.

     Есть и другие законы. Чести. Морали. Нравственности.  Или взять понятие  душа. Для души. От души. Душа тоже живёт по каким-то законам. Ни кто не знает, что такое душа и где она находится. Но все, для себя,  знают, что она есть. Говорят: «Душа зовёт»; «Душа требует».  И человек начинает делать нечто бесполезное для тела или для какого-то дела. Допустим, рисует картину на своей машине. Подобные действия требуют навыков, фантазии, творчества. А это уже из области Эволюции, т.е. развития качеств. Оценка действий делается по типу « морально – аморально».

       Это и есть эволюционно – нравственные потребности.

Есть потребность, есть и деятельность для удовлетворения этой потребности. Интересен факт. Одна и та же деятельность для одного человека тяжкий труд ради денег, для другого дело для души! Для каких-то неведомых миров и измерений.

      Трудно понять и ощутить эти потребности. Трудно научиться исполнять такую деятельность, а она разнообразна.

      У всех млекопитающих  имеются потребности этого типа. Есть много возможностей удовлетворить их. И животные их удовлетворяют.

                                            Человек?

 

      Есть понятие полноценная, насыщенная и счастливая жизнь. Это жизнь, при которой удовлетворяются все три типа потребностей.

      И если кто-то живёт иначе, то это его личный выбор, ибо человек имеет право и возможность менять свою жизнь.

      У животных это право и возможность сильно ограничены.

                            ЗАДАЧИ    ПЧЁЛОВОДА.

 

    Перед любым профессионалом стоят три равноценные задачи:

1)   Организация своего дела (бизнеса).

2)   Сбыт произведённой продукции.

3)   С чего начать новое дело?

Одно без другого не бывает. Практика показывает, что начинать надо с оценки рынка сбыта продукции. Куда и по какой цене продавать. От этого зависит величина и стабильность дохода. Когда величина дохода известна, начинается планирование расходов на производство и примерные сроки окупаемости (возврата) вложений. Игнорирование любой задачи приводит либо к затовариванию (нет сбыта), либо к низким  доходам.

     Методы решения первой задачи называется менеджмент.

     Методы решения второй задачи называется маркетинг.

                                                            

    

   Следующий шаг, это изучение сути нового дела, чтобы знать с чего начинать создание производства, в данном случае пасеки.

     

      

                    ИСХОДНЫЕ   ПАРАМЕТРЫ.

 

         ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ   НИША   ПЧЕЛЫ.

 

    Природа определила для пчелы сотрудничество с деревом. Живое дерево может создать для пчелы жильё с нужным микроклиматом – дупло. В дупле сухо. Древесные соки электропроводны, поэтому в дупле  практически нет электрических полей. Дерево не искажает магнитное поле. Древесина впитывает влагу, что очень важно для пчелы в зимний период. Древесина имеет низкую теплопроводность, поэтому в дупле легко создать нужную температуру. Есть и другие параметры, биоэнергетические, также способствующие  созданию оптимального микроклимата. Не исключено, что пчела устроена как она есть потому, что есть деревья.  Это и есть экологическая ниша проживания пчелы. Пожалуй, единственное, что дерево не может обеспечить, это изменять объём жизненного пространства.  Дерево защищает пчелу и от механических воздействий и самое главное от  паразитов – клещей и грибков.  Чтобы стало понятно надо посмотреть на экологическую нишу паразитов и узнать их биологические особенности.

      Ниша проживания паразитов находится в приземном слое. Его толщина, в среднем,  80 – 90 см от поверхности земли. В нём даже в жаркую  и сухую погоду влажность составляет порядка  80%, надо полагать за счёт испарения воды травой и мелким кустарником. Испарение воды обязательно снижает температуру и значительно. Т.е. экологическая ниша проживания насекомых и грибковых сильно отличается от ниши пчелы. Кстати, это ещё один аргумент, в пользу причислить пчелу в разряд млекопитающихся. 

      Клещ варороаа (причина вароатоза) при температуре +28 градусов прекращает размножение. При температуре +30 градусов покидает эту зону. Примерно также действует влажность ниже 70%.

      Причина аскафероза грибковые. Повышенная температура и пониженная влажность на грибковых действует подавляюще, жизнедеятельность затухает.

     Поэтому пчела, находясь в своей нише, практически не болеет – нет причин для болезней.  Почему создатели совтско-российских технологий перемещают пчёл в экологическую нишу их  паразитов понять не просто. Это из области религии и философии, кому интересно сам сможет разобраться. Значение экологической ниши хорошо известно, описано в различных учебниках и давно применяется людьми на практике для снижения уровня различных болезней.  Кстати. Практически все искусственные лекарственные  препараты обладают побочными эффектами, часто настолько сильными, что приходится больного лечить не от  одной болезни, но и от побочных действий лекарств. Говорят – больного залечили.

     Повышенная влажность имеет ещё, минимум,  два отрицательных эффекта в пчёловодстве:

— нагреть влажный воздух гораздо труднее сухого (надо ещё греть воду, имеющую большую  теплоёмкость)

— мёд получается в результате выпаривания воды из нектара,  испарение надо делать сухим воздухом, т.е. чем ниже влажность воздуха, тем выше качество мёда. Когда леток улья находится в приземном слое (80% влажности), возможно-ли  испарить всю лишнюю воду из нектара? Нет. Не поэтому-ли откаченный из сот мёд быстро засахаривается?  Этого не должно быть.

— падение продуктивности  неизбежно.

   

    

                       МЕСТО   ДЛЯ   ПАСЕКИ.

 

     Наличие медоносов. Чем их больше, тем лучше. Это понятно. Важно наличие медоносов разных сроков цветения, не забывайте, что пчёлам надо кушать каждый день и если не будет, допустим, ранних, апрельских, медоносов, значит, пчёлам надо оставлять больше мёда, а это снижает продуктивность.  Недостаток кормовых запасов резко снижает темп роста пчелы. Этот параметр называется кормовая база. Он определяет, какое количество пчёл и каких размеров, можно разместить на этой территории. Если пчёлам не хватает кормовой базы, то:

— они  замедляют темп роста

— начинают роиться с целью уйти на новые территории.

 

Поэтому  лучше иметь меньше пчёлосемей, чем допустить недостаток кормов. Производительность труда у вас будет выше. А если вы решили всё же иметь больше мёда, то надо создать вторую, третью такую же пасеку по соседству, достаточно  1км в линию, чтобы пчёлы не мешали друг другу. Чем меньше пчёлосемей, тем проще и дешевле создать для них нормальные условия.

 

     

     Влажность.  Чем более сухое место, тем лучше. Для этого пасеку надо размещать дальше от водоёмов, особенно больших (пруд, река, болото). Расстояние от водоёма легко определить в прохладное утро, когда стоит туман над водоёмом и вокруг него. Если рядом имеется возвышенное место, это очень хорошо, там суше.

 

    «Геопатогенные зоны».  Они характерны ощущением дискомфорта, такие места чем-то неприятны, какие-то  корявые деревья с признаками болезней. Там и пчёлы будут плохо себя чувствовать.

 

     Биоэнергетическая сетка. Это небольшие пяточки по углам прямоугольника 2 на 2,5 метра, ориентированы по сторонам света, длинная сторона по линии восток-запад.  Действие таких  точек разнообразно, от чисто отрицательного, до очень хорошего. В среднем  лучше спланировать размещение ульев, чтобы они не стояли на этих  точках, достаточно отступить на 40-50 см.

 

     Воздушные потоки, ветер. На пересечённой местности часто возникают потоки сырого или холодного воздуха. Там ставить пасеки не рекомендуется.  Ветер заметное влияние оказывает, если дует в леток. А так как ульи ставятся летком на восток, то необходимо организовать какую-нибудь  защиту от восточного ветра.

     

 

       Чтобы создать идеальную пасеку, необходимо учесть более ста параметров. На практике такое нереализуемо, разве что единичные случаи. Задача поставлена – использовать плохие места, но не худшие. Посему проще назвать признаки наихудших мест. Это источники различных типов загрязнения. Допустим, высоковольтная линия (ЛЭП) – электромагнитное загрязнение. Ещё хуже различные антенны передатчиков,  мобильной связи – источник СВЧ.  В общем, все проблемы экологии.

     Есть параметры оптимального микроклимата, указано, что ухудшает их. Используя эти закономерности, можно найти приемлемый вариант. Выбор места под пасеку разовое действие, поэтому, полезно делать его тщательно, с привлечением  специалистов в разумных и доступных пределах.

     Действия чиновников, владельцев территорий, соседей – параметр непредсказуемый.

    

 

     

                             КАК    ВЫБРАТЬ   УЛЕЙ?

 

     Сразу надо отметить,  в России не существует ульев, в которых возможно создать нормальные условия для пчёл. Для создания коматозного состояния (зимовка)  особенно. Это произошло в силу,

указанных  выше причин. Поэтому здесь рассмотрим, какие системы ульев существуют и для чего они приспособлены лучше.

 

СТОЯКИ.  Это ульи, у которых  объём увеличиваю вверх, ставят дополнительные корпуса. Количество рамок в корпусе 8 – 12.

Плюсы этой системы:

— возможность создавать объём любого размера;

— за счёт небольшого веса корпусов, все работы может проводить один человек;

— проще создать условия для коматозного состояния.

Минусы этой системы:

— сложнее создать микроклимат гнезда в летний период;

— повышенная трудоёмкость при работе с рамками в нижних корпусах.

 

ЛЕЖАКИ.Это ульи, в которых рабочий объём изменяется по горизонтали, перемещением разделительной доски. Количество рамок  в корпусе 18 – 24. Плюсы:

— легко создавать микроклимат гнезда во всём  активном периоде;

— легко работать с рамками.

Минусы:

— максимальный объём фиксирован размером корпуса;

— улей тяжёлый и с некоторыми работами один человек не справляется.

 

КОМБИНИРОВАННЫЕ  УЛЬИ.

      Двенадцати рамочный, додановский с магазинками.  Магазинка по высоте  в два раза меньше основного корпуса и укомплектован полурамками. Плюсы:

— легче, чем в стояке, создавать микроклимат в гнезде.

      Минус:

— два размера рамок, поэтому их больше в два раза, что сильно увеличивает трудоёмкости.

 

     Шестнадцати рамочный с магазинками. По  сравнению с двенадцати рамочным,  позволяет  немного уменьшить трудоёмкость.

 

                              РАЗМЕР  РАМКИ.

 

     В мае 1844 года, с изобретения телеграфа и отправки первой телеграммы, началась научно-техническая революция. Её символом стало невиданное, по тем временам сооружение,   Эйфелева башня в Париже.  Коснулась «революция» и пчёловодства.  Был изобретён разборный рамочный улей, в замен различным сопёлкам, дуплянкам и колодам.  Это было необходимо для превращения пчёловодства в более массовую профессию. Потребовалось наладить и серийное производство ульев. Вот тогда и возник стандартный  Додановский двенадцати рамочный улей. Размер рамки  430 на 300 мм.  Этот размер стал самым распространённым. Почему именно такой размер?

1)   300мм.  Додан определил, что если высота воскового сота больше 30 см, он начинает деформироваться, а матка сеет  только в ровные ячейки.

2)   Средняя яйценоскость матки 1800-1900 яиц в сутки. Чтобы рамок было меньше и проще было определять сроки развития пчелы, удобнее, когда матка засевает рамку за два дня. Тогда под гнездо потребуется 10 рамок. Замечено, что сот матка засевает не полностью, на 60-65%. Исходя из этого, ширина рамки получилась  430 мм.

3)   Замечено, что крайние соты, их называют кроющими, матка не засевает. Значит, в корпусе должно быть минимум 12 рамок.

4)   Для получения товарного мёда, должны быть дополнительные соты, но размещать их надо так, чтобы не нарушался микроклимат гнезда. Магазинка с полурамками хорошо решала эту задачу.

     В таком улье пчела имела вес не более 5кг,  для работы с такой пчелой не требовалось особого мастерства.  Выход товарного мёда составлял порядка 70кг. Дело в том, что в конце  19  начале 20 века срок жизни рабочей пчёлки составлял более 60 дней.

      С появлением упрощённой и доступной технологии  содержания пчёл, появилась возможность создать индустрию опыления растений. Наиболее остро эта задача стояла в США. Поэтому там и приняли решение создать такую индустрию.  Пчёловодство ради опыления имеет некоторые особенности:

— необходимо постоянно перемещать пчёл с места на место;

— выгоднее для этой цели иметь пчёл весом более 5кг.

— необходима конвейерная организация всего процесса

 

Выяснилось, что стандартный додановский улей не в состоянии решить поставленную задачу. Тогда и появился  РУТОВСКИЙ стандарт,  размер рамки  430 на 270 мм. Количество рамок в корпусе 8-10. Такой корпус лёгкий, его бес проблем поднимает один человек. Конвейерное производство подразумевает наличие отдельных цехов и участков для выполнения одной операции, поэтому резкое увеличение количества рамок и корпусов не имело значения.

     Одну операцию легко освоить и механизировать, что резко увеличивает производительность труда.

    Представленных сведений вполне достаточно, чтобы  выбрать улей для своих задач и целей. Тем не менее, для тех, кто не имеет навыков пчёловода и сам, с нуля, решил освоить эту профессию, можно рекомендовать  двух корпусной, двенадцати рамочный додановский  улей. Он наиболее универсален.



Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Популярное в разделе

Данный метод основан на использовании роевых пчёл. Разрабатывался он по требованию послевоенного времени. Как известно, на бывшей оккупированной...,

Просмотров-1781

Посвящено моему учителю Владимиру Георгиевичу Кашковскому, более 60 лет занимающемуся научно-исследовательской работой с пчелами....,

Просмотров-2198

 

Новые объявления