Почему алтайский мед теряет свою марку? Этот вопрос стал одним из главных на II Международной научно-практической конференции «Пчеловодство — XXI век», которая проходила 29—30 марта в Барнауле. Масштабы фальсификации огромны, говорят эксперты. Половина того, что покупатель видит в магазинах — это медовый продукт. Более того, подделывают не только мед, но и другие продукты пчеловодства. Первая проблема — это информационная фальсификация. По мнению, экспертов, ее нужно решать незамедлительно, иначе имидж алтайского меда, который уже испорчен, пострадает еще больше. «Информационная фальсификация — это когда содержимое не соответствует основной надписи на упаковке. Именно основной, той, которая написана большими буквами, которые покупатель видит в первую очередь, — говорит председатель правления РОО «Союз пчеловодов и переработчиков пчелопродукции Алтайского края» Сергей Тастан. На многих баночках с медом пишут: «Собрано на Алтае», «Разнотравье», «Луговой мед». С. Тастан говорит, что эти слова относятся к настоящему алтайскому меду, однако многие переработчики тоже активно пользуются ими. Они не скрывают, что в упаковке не мед, а медовый продукт, но это написано мелким шрифтом, и покупатель просто не обращает на это внимание. «В составе медового продукта мы видим такие компоненты как карамельная патока, сироп, патока крахмальная, лимонная кислота, — отмечает он. — Большая часть этих компонентов производится химическим методом, это не может быть натуральным продуктом, тем более алтайским медом, имя которого славили еще наши деды». «У нас нет столько меда» Вице-губернатор Александр Лукьянов, который выступил с приветственным словом на конференции, рассказывает: «Я в прошлом году ездил к родственникам в Москву и привез им баночку нашего алтайского меда, а они мне говорят, мол, зачем тащил этот мед, он у нас он в каждом киоске продается. Я своим, конечно, объяснил, что пока наш регион не производит столько меда, чтобы поставлять его в каждый магазин Москвы, а это значит, что там продается что угодно, только не алтайский мед. Но ведь всем этого не объяснить». Сегодня Алтайский край производит в среднем до 7 тыс. т меда в год. По словам С. Тастана, каждый раз урожай стараются разделить на четыре части, только одна из которых готовится на экспорт. Первая партия (25%) продается в мини-сотах, это как раз экспортный вариант. Следующие 25% продукта остаются в сотах до появления заказа на этот мед. По словам С. Тастана, этот мед не откачивается, а значит, он дозревает и не окисляется. Потом, когда у меда появляется заказчик, он продается как свежеоткаченный. Третья партия (еще 25%) идет сразу на реализацию. Этот мед откачивается примерно в середине августа и его стараются реализовать в течение двух-трех месяцев. «Мед нельзя откачивать до 14 августа, — рассказывает С. Тастан. — При императрице Екатерине Второй били за это розгами. Потому что считается, что мед созревает как раз к середине августа, а до этого он еще не готов». Последние 25% — это мед, который идет на переработку — на кондитерские изделия, на композиции и прочие медовые продукты. По словам С. Тастана, сегодня в крае еще не реализован мед урожая 2011 г. — это 2,5 тыс. т, однако переработчики уже завозят мед из других регионов более дешевый кондитерский мед и продают его как известный всем алтайский мед. Цена настоящего меда «Почему на упаковке с йогуртом не написано молоко? — задаются вопросом пчеловоды и сами себе отвечают, — Потому что йогурт — это молочный продукт, и никто из покупателей не расстроится, что в упаковке с йогуртом окажется именно йогурт, а не молоко». Однако ответить на аналогичный вопрос, касающийся упаковки с медовым продуктом, они пока не могут. «Можно назвать медовый продукт «Аленушка» или «Иванушка». Да как угодно, только бы в названии не было однокоренных слов со словом «мед». Именно эти слова, содержащие корень «мед», наносят большой урон», — возмущается С. Тастан. Еще одна проблема — это регион-производитель. По словам пчеловодов, на многих упаковках с медовым продуктом указано, что регион-производитель Алтайский край. «Какое они имеют право указывать, что продукт произведен в Алтайском крае, если он просто здесь расфасован. Они покупают дешевый мед в Китае или еще где-нибудь, делают из него «Мед к чаю», раскладывают по баночкам и пишут, что производитель Алтайский край. То есть китайский мед у нас продается как алтайский, а наш настоящий мед мы не можем реализовать», — говорит Сергей Дмитриевич. Цена алтайского меда, по мнению пчеловодов, в среднем не может быть ниже 200 руб/кг. Минимальная закупочная цена — 100—110 руб. Если цена ниже, говорят производители, то это мед низкого качества или массово собранный. Тот мед, который мог бы стать брендом региона, собирается высоко в горах или в тайге, а такого меда не может быть много, соответственно цена на этот продукт будет оправданно высокой, считают пчеловоды. «Переработчикам выгодно покупать мед в Китае, Бразилии, Новой Зеландии, и любых других странах, — говорит С. Тастан, — там им возвращается НДС 18%. В среднем 1 кг меда им обходится в 60 руб. Вот и считайте, если от стоимости меда, который продается в магазине отнять налоги, упаковку, различные бонусы торговых сетей, то что останется в баночке? Настоящий мед не может стоить копейки! То, что мы покупаем в магазине — это сладкий ароматизированный крахмал». Покупателю трудно определить подделку от настоящего меда, благодаря различным ароматизаторам и вкусовым добавкам. Однако пчеловоды утверждают, что если одновременно попробовать мед и медовый продукт, то разница будет заметной. Бесполезные стандарты «У нас нет ГОСТ на медовый продукт, и переработчики этим пользуются. Они вводят в заблуждение покупателя. Вот, например, продается некий продукт, который называется «Мед к чаю» и человек искренне верит, что он покупает настоящий алтайский мед, ведь там, где указан производитель, написано: «Алтайский край». И эта продукция распространяется по всей России, что очень сильно бьет по репутации алтайского меда», — говорит С. Тастан. К тому же, по словам председателя, прежние ГОСТы устарели, и подогнать низкосортный мед под мед высокого качества довольно просто. «Да, действительно, подогнать мед под стандарт очень просто. Сейчас я не говорю о медовом продукте, именно о меде. Взять самый простой дешевый мед, скупажировать его с более дорогим, добавить в него искусственную диастазу и мед получится по ГОСТу», — рассказывает С. Тастан. Первая задача, которую ставит перед собой Союз пчеловодов — это наведение порядка в нормативно-правовой базе, вторая — планируется ввести категории меда, например, самый качественный мед — это высший сорт, далее по убывающей до «кормового». «Мед, который достоин высшего сорта — это мед без антибиотиков, пестицидов, такой продукт достоин и высокой цены, грубо говоря, 1000 руб/кг. Мед, в котором, например, влажность больше — это мед более низкого качества, а значит должен быть дешевле». Качество меда также зависит от того подогревали его при упаковке в тару или нет. «Мед нельзя перегревать, он теряет свои полезные свойства, — говорит замдиректора НИИ пчеловодства Л. Бурмистрова, — поэтому мы пропагандируем ручную упаковку, без применения оборудования, в котором мед все равно нагревается». Читайте состав! В целом, для того чтобы определить качество меда необходимо определить целый комплекс показателей. «Сейчас у нас будет действовать новый национальный стандарт, в котором будут предусмотрены стандарты показателей, а значит подделать мед будет сложнее. Однако надо отметить, что подделывать продукцию у нас учатся очень быстро, поэтому над этим вопросом нужно работать постоянно», — отмечает Л. Бурмистрова. Что касается покупателей, эксперты разводят руками и советуют быть просто внимательней, а также покупать мед у тех, кому доверяют. «Я бы не доверяла крем-медам, мягким, особенно зимой. Мед не может быть таким в зимнее время, потому стоит спросить о причинах такой мягкости», — советует Л. Бурмистрова. Также эксперты советуют внимательно читать то, что написано мелким шрифтом на упаковке.
новости
Источник: