В начале ХХ века ученые впервые обнаружили, что жидкость от больных личинок пчел, профильтрованная для удаления микробов, может привести к заболеванию здоровых личинок мешотчатым расплодом. Так был открыт первый вирус, вызывающий болезнь пчел.К настоящему времени по всему миру зарегистрировано не менее 18 вирусов, способных заражать медоносных пчел.
Изучением вирусных болезней пчел серьезно занялись в последние три десятилетия. Раньше диагноз «вирусное заболевание» ставился в основном в случае наличия характерных симптомов, например признаков паралича. Позже было установлено, что различные штаммы одного и того же вируса под влиянием разнообразных факторов окружающей среды могут проявляться разными симптомами. Метод диагностики по признакам оказался ненадежным, тем более что на многих пасеках одновременно могут встречаться несколько разных вирусов. Таким образом, главным способом диагностики вирусных инфекций стали лабораторные исследования, требующие наличия специального дорогостоящего оборудования.
Первопроходцем в диагностике вирусных болезней пчел в Беларуси стал Институт экспериментальной ветеринарии им. С.Н. Вышелесского (г. Минск), специалисты которого столкнулись с проблемой — нежеланием пчеловодов предоставлять больных насекомых, необходимых для настройки приборов. Такие исследования успешно проводятся в странах Европейского союза в рамках программ по выяснению причин коллапса пчелиных семей. Диагностикой некоторых вирусных инфекций пчел занимаются и в Российской Федерации.
Вирусы вызываются внутриклеточными паразитами, которые могут размножаться только в живых клетках хозяина, разрушая их. Вирусы проникают в организм насекомого через органы пищеварения, поступая с кормом, или через травмированные участки поверхности тела. Распространенный путь заражения пчел — попадание вирусов в гемолимфу при укусах клещей варроа или других паразитов. При этом происходит самое быстрое размножение вирусов до смертельных для пчелы пределов. Переполненные насекомыми ульи и высокий уровень контактов между членами пчелиной семьи обеспечивают идеальную среду для передачи патогенов.
Для некоторых вирусов пчел доказано существование и вертикального пути передачи —к потомству от матки, когда она откладывает уже зараженные яйца.
Передача вирусов от инфицированных семей здоровым может произойти во время сбора нектара с цветков, при разворовывании слабых и больных семей.
Заражение вирусами медоносных пчел может происходить на разных этапах их развития, в том числе на стадии яйца, личинки, куколки, а также взрослых насекомых — рабочих пчел, трутней и маток.
Вирусы часто вызывают у пчел скрытые инфекции без явных признаков заболевания, однако при этом могут существенно повлиять на здоровье насекомых и сократить продолжительность их жизни.
Когда пчелы находятся в благоприятных условиях, вирусы могут сохраняться в их семьях и передаваться вертикально (от матки с яйцами), не нанося при этом ощутимого вреда насекомым. В стрессовых ситуациях, например при инвазии клещами варроа и ноземой, или при снижении обеспеченности семьи кормом может произойти горизонтальная передача вирусов (от пчел к пчелам) и усиленное их размножение. Подобные обстоятельства могут быть вызваны такими факторами окружающей среды, как низкая температура воздуха или неблагоприятная для лета пчел погода в течение длительного периода времени, когда они вынуждены подолгу находиться в улье.
Длительный безоблетный период может привести к испражнению пчел в улье. Фекальные загрязнения на сотах, являясь основным источником некоторых вирусов, могут стать причиной быстрого распространения заболевания в семье. Усиленное размножение вирусов повышает их заразность, что приводит к росту смертности среди насекомых, а в некоторых случаях и к краху всей пчелиной семьи.
При явном течении инфекции симптомы некоторых вирусных заболеваний пчел ярко выражены. Однако их отсутствие не исключает присутствие вируса, так как он может сохраняться в теле хозяина в латентной форме, образуя своеобразный резервуар инфекции.
Наиболее распространенные вирусы пчел
DWV — вирус деформации крыла
DWV — один из немногих вирусов, сопровождающихся четко выраженными симптомами заболевания у инфицированных пчел. Типичные признаки болезни: усохшие, смятые крылья, уменьшение размеров тела и изменение его цвета у взрослых пчел. Механизм, из-за которого DWV вызывает морфологические уродства у зараженных насекомых, неясен. Взрослые пчелы, инфицированные DWV, обычно выглядят нормально, но имеют меньшую продолжительность жизни. Доказано, что у DWV-инфицированных пчел нарушается способность к обучению. Самый главный источник распространения этого вируса — клещи варроа. Исследования по наличию вируса в клещах варроа показали, что он присутствует почти у 100% проверенных клещей.
Рис. 1. Молодые пчелы, пораженные вирусом деформации крыла.
SBV — вирус мешотчатого расплода
SBV может заражать расплод и взрослых пчел, однако наиболее восприимчивы к нему личинки. SBV влияет на взрослых особей, не вызывая явных признаков болезни, но частенько сокращая продолжительность их жизни. Первоначальное распространение SBV в семьях происходит при удалении пчелами-кормилицами погибших от вируса личинок. Вирусные частицы, накапливаясь в гипофарингеальных железах пчел-кормилиц, выделяются с маточным молочком. Таким образом, инфицированные пчелы начинают распространять вирус в семье при кормлении личинок и обмениваясь пищей с другими взрослыми пчелами. Зараженные летные пчелы распространяют вирус путем передачи его с секретом слюнных желез при формировании пыльцевой обножки во время сбора пыльцы.
Инфицированные взрослые пчелы быстро перестают потреблять в пищу пыльцу и вскоре прекращают вскармливание личинок, переходят на сбор нектара. Нектар, содержащий вирус, разбавляется в семье с нектаром от других сборщиц. Пыльца (перга) от больных пчел — более значимый источник вируса, чем мед, поэтому необходимо быть крайне осторожным при подстановке рамок с пергой от других семей.
Молодые личинки заражаются вирусом при потреблении зараженной им пищи. Между телом больной личинки и ее кожицей от предыдущей линьки накапливается большое количество жидкости, содержащей миллионы частиц SBV (рис. 2). Вирусных частиц из одной личинки, погибшей от мешотчатого расплода, достаточно, чтобы заразить весь расплод в тысяче пчелиных семей.
В пораженных семьях при остром течении болезни появляются личинки, подобные водянистым мешкам, которые легко удалять из ячеек. Больные личинки лежат в ячейке спинкой вниз, головой к крышечке, при этом голова обычно приподнята вверх (вид китайского башмачка) (рис. 4). Цвет личиночной жидкости постепенно меняется от жемчужно-белого до бледно-желтого, начиная с головы. После того как личинка умирает, она становится темно-коричневого цвета с черной головой (рис. 3).
Рис. 2. Классические симптомы мешотчатого расплода: личинка в кожистом мешке, заполненном жидкостью.
Рис. 3. Погибшая усыхающая личинка при мешотчатом расплоде: потемнение со стороны головы.
Установлено, что распространенность SBV в семьях медоносных пчел варьирует по сезонам года. В весенне-летний период богатые источники нектара и пыльцы стимулируют выращивание расплода, появляется большое количество молодых пчел-кормилиц, что создает благоприятные условия для заражения пчел вирусом и его распространения в семьях. Вспышки болезни обычно отмечаются в это время при длительном отсутствии взятка. Болезнь часто остается незамеченной, так как при слабом поражении пчелы успевают распознавать и удалять из запечатанных ячеек больных личинок. При этом может отмечаться лишь пестрота расплода, в некоторых случаях удается найти вскрытые ячейки с еще не удаленными личинками (рис. 4).
Рис. 4. Стрелками отмечены вскрытые пчелами запечатанные ячейки с личиками, больными мешотчатым расплодом. В центре — пчела, пораженная вирусом деформации крыла.
Так же как DWV, SBV может переноситься клещами варроа. Российские ученые доказали вертикальный путь передачи SBV (маткой), а также то, что передача вируса к здоровым семьям происходит при установке сотов, взятых от больных семей.
По данным российских исследователей, при вялотекущем мешотчатом расплоде симптомы болезни могут отличаться от классических. Больные личинки могут длительное время оставаться живыми, при этом у них частично продолжается метаморфоз. Характерным признаком болезни в такой форме может быть появление у личинок пигментированных глаз при отсутствии конечностей.
Важное доказательство наличия мешотчатого расплода — полное отсутствие бактерий в больных личинках, подтверждаемое при микробиологических исследованиях в случае подозрения на гнильцы.
BQCV — вирус черного маточника
BQCV впервые был выделен от мертвых личинок и предкуколок маток, запечатанных в маточники с измененным цветом — от темно-коричневого до черного. BQCV поражает в основном развивающихся личинок и куколок маток после запечатки маточника. По распространенности уступает только DWV. Существует связь вспышек заболевания BQCV с заболеванием семей нозематозом, что доказано при проведении полевых наблюдений. Механизм такой зависимости до сих пор не изучен.
KBV — кашмир-вирус пчел
KBV был обнаружен впервые у медоносных пчел в Австралии в 1979 году. Поражает пчел на всех этапах жизненного цикла. Инфекция обычно протекает в скрытой форме. Болезнь и гибель от KBV происходит на разных стадиях развития пчел без четко определенных симптомов. Среди всех вирусов, поражающих медоносных пчел, KBV, как и почти неотличимый от него израильский вирус острого паралича (IAPV), считается самым опасным, поскольку очень быстро размножается. Попадание нескольких вирусных частиц в гемолимфу пчел может привести к гибели насекомого в течение трех дней. KBV по генетическим признакам близок к вирусу острого паралича пчел. Заражение медоносных пчел KBV напоминает инфекцию, вызванную вирусом острого паралича и, как правило, сохраняется в семьях медоносных пчел в латентной форме. Этот вирус также переносится клещами варроа, которые могут также активизировать скрытые инфекции вплоть до летального уровня.
ABPV — вирус острого паралича пчел
Случаи обнаружения ABPV у медоносных пчел А. Mellifera зарегистрированы в Северной Америке, Центральной и Южной Америке, Европе, Океании, Азии, Африке и на Ближнем Востоке.
Распространение ABPV в пчелосемьях, вероятно, происходит с помощью секрета слюнной железы зараженных взрослых насекомых, когда он попадает с кормом молодым личинкам или в пыльцевую обножку. Зараженные личинки либо умирают до запечатывания в ячейке, если внутри них скопилось большое количество вирусных частиц, либо выживают, чтобы появиться на свет инфицированными взрослыми пчелами без признаков болезни.
CBPV — вирус хронического паралича пчел
Симптомы заболевания наблюдаются у взрослых пчел, при этом известно два типа течения болезни.
Тип 1. Симптомы: дрожащие движения крыльев и органов взрослых пчел, отсутствие у насекомых способности к полету. Пчелы ползают по земле, по стеблям растений, часто собираются вместе, могут также иметь вздутое брюшко, признаки дизентерии. Умирают в течение нескольких дней после появления симптомов.
Тип 2. Симптомы: «жирные», голые, черные взрослые пчелы, которые могут летать, но в течение нескольких дней они теряют способность к полету, появляется дрожь, а затем наступает гибель (рис. 5).
Рис. 5. Пчелы, погибшие от вируса хронического паралича (тип 2). Борисовский район, 2014 год.
Оба типа болезни могут иметь место в пределах одной семьи. Сильно пораженные семьи (в основном это самые сильные на пасеке) быстро теряют летную пчелу, в результате чего приходят в полный упадок, при этом в гнезде часто остается всего несколько взрослых пчел с маткой.
Указанные симптомы, однако, сходны с таковыми при других болезнях (акарапидоз, отравления, другие вирусы), и по ним можно поставить ошибочный диагноз.
Передача вирусов в основном происходит при непосредственном телесном контакте пчел, хотя существует, но менее опасна, и передача при обмене кормом. Прямая передача вируса хронического паралича контактным путем происходит при переполненном пчелами улье, когда они задерживаются в гнезде в течение длительного периода времени (из-за плохой погоды или во время перевозки на дальние расстояния) или когда слишком много семей размещено на одном точке при монокультурных медоносах. В обоих случаях вирус распространяется через небольшие порезы на кутикуле взрослых пчел, полученные от надломанных волосков других пчел, либо при прямом контакте с инфицированными взрослыми пчелами через открытые поры. Если перезаражение происходит быстро, вспышка болезни приводит к высокой смертности в семье.
Фекалии инфицированных пчел в пределах семьи также могут быть заразными. Распространение вируса и вспышка болезни могут произойти в любое время года. Весной и летом признаки болезни и гибель пчел отмечаются чаще, но следует учитывать, что вирус может сохраняться в семьях круглый год, никак себя проявляя.
Противовирусная защита
Факт, когда вирусы сохраняются в практически здоровых семьях в латентной форме, говорит о том, что медоносные пчелы имеют врожденную способность противостоять им. Одним из важнейших механизмов защиты медоносных пчел от вирусов является выработка ими универсального противовирусного вещества интерферона.
Противовирусных лекарственных препаратов, напрямую уничтожающих вирусов в организме пчел, практически не существует. Именно поэтому так важно для каждого пчеловода соблюдать ветеринарно-санитарные правила содержания пчел: поддерживать пасеку в должном санитарном состоянии, создавать условия, при которых формируется хороший уровень защитных сил у пчел, принимать меры по предупреждению распространения и локализации болезней.
Виталий ГРАБЛЮК,
главный ветврач-паразитолог Белорусского государственного ветеринарного центра
Похожие статьи:
Новости пчеловодства → Пчёлы экономят мёд
Пасека:день за днём → Факторы влияющие на продуктивность и жизнеспособность пчелиной семьи
Породы пчёл → Италъянская порода пчел
На злобу дня → Пчёлы как гарант продовольственной безопасности
Новости пчеловодства → Пчелы создали свой Greenbees
Новости пчеловодства → Музей пчеловодства Алтайского края откроют в Барнауле
История пчеловодства → Над сохранением температуры роя пчёлы работают сообща