Использование стимуляторов роста в пчеловодстве может иметь важное значение для повышения продуктивности пчел. Представляют интерес исследования (В. Я. Буртов, 1957; W. В ro с к е r, 1959; В. Г. Голоскоков, 1962) по изучению влияния микроэлементов на пчел и пчелиные семьи в целом. В Научно-исследовательском институте пчеловодства в течение ряда лет изучали влияние микроэлемента кобальта на пчел.
Работу проводили с 1962 г. в лабораториях и на экспериментальной пасеке института. Полученные результаты проверяли в производственных опытах на пасеках колхозов и совхозов. Опытные и контрольные группы состояли, как правило, из 10 и более семей пчел. Все опыты проводили на семьях местных пчел. Подопытные пчелиные семьи и семьи контрольной группы содержали в ульях одной конструкции в равных условиях ухода и кормления.
Контрольные семьи подкармливали сахарным сиропом, опытные — сахарным сиропом с добавлением микроэлемента кобальта. В опытах использовали хлористый кобальт. Подкормку давали в период отсутствия естественного взятка. Деревянные кормушки с кормом ставили на ночь сбоку гнезда за вставную доску. Сахарный сироп готовили из расчета 1 кг сахара на 1 л воды.
О действии стимулирующих подкормок судили по характеру развития пчелиных семей и по их медопродуктивности. В опыте 1962 г. подкормки давали в начале августа в течение трех недель через день по 200 г сахарного сиропа на семью. Результаты показали, что подкормка пчел сахарным сиропом с кобальтом значительно стимулировала выращивание расплода и рост пчелиных семей .
При осеннем наращивании пчел добавление кобальта к корму увеличивало число расплода в семьях на 12,5%. В опытах 1964 г. испытывали действие различных доз кобальта (от 1 до 4 мг на 1 л сахарного сиропа). С повышением концентрации микроэлемента в сахарном сиропе увеличивалось количество расплода в семьях. При дозе 4 мг кобальта на 1 л сахарного сиропа расплод в семьях увеличивался на 29%. При подкормке кобальтом в дозе 2 мг на 1 л сахарного сиропа пчелы собрали меда 34 кг на семью, а при дозе 4 мг — 40,6 кг.
Таким образом, продуктивность пчелиных семей по сравнению с контрольными повысилась соответственно на 30 и 55% (при высокой достоверности: t = 3,9 и 6,8). В 1965 г. продолжили определение наилучших доз микроэлемента в подкормках пчел. Первую группу пчелиных семей кормили чистым сахарным сиропом — контроль. Второй группе семей добавляли кобальт в дозе 4 мг на 1 л сахарного сиропа. Эта доза была наилучшей в 1964 г. Третьей группе давали 8 мг и четвертой 16 мг кобальта на 1 л сахарного сиропа. Опыт показал, что доза 8 мг кобальта по существу не увеличивала количества расплода и не повышала медосбор по сравнению с дозой 4 мг .
Дальнейшая концентрация кобальта в сиропе привела к снижению этих показателей. Следовательно, дозу 8 мг кобальта на 1 л сахарного сиропа можно считать оптимальной. Результаты опытов о положительном действии кобальта на выращивание расплода и повышение продуктивности пчелиных семей согласуются с данными и других авторов. Кобальт выполняет в организме теплокровных разнообразные функции. Он играет роль в кроветворении, в деятельности ферментов, синтезе витамина B12.
Кобальт угнетает деятельность ряда патогенных микробов и повышает активность некоторых антибиотиков, способствует лучшему усвоению организмом витаминов А, Е, С, усиливает белковый обмен. Надо полагать, что сходные функции кобальт выполняет и в организме насекомых. В своих опытах мы наблюдали, что при введении кобальта в корм увеличивалось его потребление пчелиными личинками.
Вес шестидневных личинок был на 19 мг (на 13%) больше, чем вес личинок такого же возраста в контрольных семьях, не получавших с сахарными подкормками микроэлемент. Выходящие из ячеек молодые пчелы в опытных семьях весили по 109 мг, или на 6,3 мг (на 6%) были тяжелее пчел контрольных семей (табл. 2). Подобные результаты получены авторами, проводившими испытание на личинках тутового шелкопряда. А. И. С а ф а-ров, Э. Э. Шахбазова (1963), А. И. Сафаров и А. 3. Гордогожаев (1966) отмечали лучшее поедание гусеницами шелкопряда корма с добавлением к нему кобальта.
Добавка к корму кобальта оказывала влияние не только на живой вес личинок и пчел, но и на их размер. Семьи опытных групп выращивали пчел с более длинными хоботками, большими размерами крыльев и хитиновых частей брюшка. У этих пчел были лучше развиты глоточные железы. В лабораторных опытах отмечено, что при получении с кормом кобальта продолжительность жизни пчел в садках увеличивалась в среднем на пять дней.
Можно предполагать, что кобальт повышает защитные свойства организма пчел. Т. Г. Тучкова (1962) указывала на повышенную жизнеспособность тутового шелкопряда, получавшего с кормом хлористый кобальт. Нами установлено, что независимо от количества сахарного сиропа (в пределах от 0,2 до 1 кг) и места нахождения кормушки в улье пчелы всегда переносили сахарный корм с кобальтом на рамки с расплодом.
Этот факт указывает на то, что при небольшом поступлении в улей корма, то есть при поддерживающем взятке, а равно и при стимулирующих подкормках небольшими дозами сахарного сиропа пчелы размещают его вблизи от расплода. Таким образом, можно предполагать, что при подкормках в безвзяточное время, стимулирующие вещества целиком расходуются пчелами и не попадают в товарный мед.
Применение кобальта в подкормках пчел экономически выгодно. В наших опытах дополнительный доход от каждой пчелиной семьи значительно превосходил затраты, связанные с подкормками. Следовательно, использование кобальта в пчеловодстве с учетом биогеохимических провинций может иметь определенное значение в повышении продуктивности пчел.