У нас нет оснований полагать, что отдельная пчела способна размышлять: ее мозг слишком мал, чтобы удерживать и обрабатывать большой объем информации. Однако у общественных насекомых проявляются механизмы поведения, не имеющие прямых аналогов с другими животными. Пчелы способны корректировать поведение у формирующихся поколений своей семьи.
А.Ф. Губин и И.А. Халифман еще в 1955 г. произвели опыт, поставив в гнездо среднерусской семьи пчел пустой сот. Вскоре матка отложила в него яички. Пока из них не успели проклюнуться личинки, сот поместили в семью кавказской породы, из которой предварительно убрали рамки с расплодом.
Когда личинки выросли и превратились в зрелые коконы, экспериментаторы поместили сот в термостат с температурой улья. После того как все пчелы вышли, из них сформировали семейку и предоставили ей возможность печатать зрелый мед. Выяснилось, что среднерусские пчелы, если их личинки выкармливать кавказскими, обретают «мокрую» манеру печатки сотов, присущую последним. То же самое наблюдалось и тогда, когда кавказских пчел выкармливали среднерусские. В этом случае печатка сотов с медом была «сухая». В опытах все пчелы-работницы, запечатывающие мед, не имели жизненного опыта. А это значит, что они получили «инструкцию» от «нянек» той породы, которые за ними ухаживали.
Следует отметить, что за шесть дней жизни личинок разные пчелы посещают каждую из них более 10 тыс. раз, хотя само кормление не требует ежеминутных заглядываний. Столь частое посещение личинок необходимо пчелам для того, чтобы получить свою долю феромонов, которые, как и матка, выделяет пчелиный расплод в стадии личинок. Считается, что феромоны матки и расплода являются регуляторами жизнедеятельности семьи и фактором сохранения ее единства.
Покинуть открытый расплод не заставит пчел даже угроза голода. Медоносные пчелы не способны жить поодиночке. Их смерть наступает спустя несколько часов независимо от возраста. Это явление характерно только для общественных насекомых (муравьи, термиты), которые, как и отдельные клетки или органы, не могут долго существовать самостоятельно, если нарушены связи с организмом. Опыт показывает, что длительность полета пчелы за нектаром, совершаемого в одиночестве, не превышает 1 ч, после чего она ищет контакта с пчелами своего гнезда. Возможно, контакт пчел друг с другом через рот является своеобразной «подзарядкой» биоробота для продолжения функционирования.
Вернемся к опыту А.Ф. Губина и И.А. Халифмана. Каким путем пчелы-«няньки» передают личинкам информацию о том, как им вести себя в будущем в соответствии с законами пчелиной семьи-воспитательницы? По мнению С.А. Поправко, молочко пчел-кормилиц насыщено набором различных феромонов и других химических соединений, молекулы которых способны включать нужные химические и поведенческие программы, находящиеся в огромном генетическом ресурсе развивающихся клеток личинок. За миллионы лет эволюции генетический ресурс пчел в состоянии накопить не одну тысячу различных программ, а воплотиться в организм пчелы с определенным типом поведения могут только отдельные программы. Известно, что большая часть наследственного материала — генома — представлена «молчащими генами». Они и хранят информацию на все случаи жизни. Следовательно, команды на включение нужных программ поведения нового поколения пчел передаются личинкам с пищей.
Специальными тестами по 100-балльной системе были оценены «умственные способности» пчелы, которая набрала всего 40-50 баллов, в то время как собака — 60, а волк — все 100 баллов. Чтобы читатель сам смог оценить «умственные способности» семьи пчел, рассмотрим несколько примеров и наблюдений, совершенно опровергающих закостенелые теории об инстинктах.
Постройки пчел всегда поражали воображение людей. На редкость прекрасен кусок свежего сота во всей его молочной белизне и геометрической четкости. Соты в естественном гнезде строго параллельны, расстояние между ними выдерживается с удивительным постоянством.
В лаборатории Шовена проделано много экспериментов по созданию искусственных препятствий пчелам, занятым строительством сотов, не встречающихся в природе. Для этого между двумя сотами перпендикулярно вводили маленькую пластинку из воска. Через 0,5-1 ч пчелы ее скручивали и перемещали в плоскость, параллельную сотам. Так было в 100% случаев. Пчелы не дергали за оба конца пластинки, а, образовав цепи, закрепленные во многих точках к соту и пластинке, очень медленно перемещали ее сразу в нужное направление.
Проводились опыты и с булавкой. Если она была воткнута в середину ячейки соты, пчелы выдергивали ее. Если конец булавки был изогнут, и выдернуть ее не удавалось, пчелы сдвигали несколько восковых стенок и игла оказывалась впаянной в перегородку. Но это решение им «не нравилось», так как соседние ячейки оказывались то слишком большими, то маленькими. Пчелы разрушали то одну стенку, то другую, пытаясь выйти из затруднительного положения. Если булавка была воткнута в стенку ячейки параллельно дну, пчелы надрезали стенки, вынимали ее и заделывали надрезы воском. Если строящийся сот дважды обвивали крепким шнурком, пчелы разрушали части сота до тех пор, пока шнурок не соскальзывал вниз.
Когда семья готовится к роению, она заранее рассылает пчел-разведчиц для поиска нового жилища. Рой, вышедший из гнезда, сразу не покидает пасеку, а прививается большой гроздью где-нибудь поблизости, например, на суку дерева, и ждет сообщений разведчиц о качестве найденного жилища. Маршрут полета пчелы выбирают коллективно, после выяснения всех преимуществ жилища и неоднократных проверок его другими группами пчел, отряжаемых неподвижно висящим роем.
По мнению С.А. Поправко, в зимний период «интеллект» семьи дает сбои, что неблагоприятно сказывается при зимовке пчел в ульях, в которых гнезда и медовые запасы собрал пчеловод по своему разумению. В период, когда семья не будет в состоянии оперативно корректировать свои действия из-за зимних холодов, она ведет себя «как умная машина», запрограммированная с учетом всех тонкостей и опасностей. На ее «летний интеллект» накладывается воля и интеллект человека, взявшего над ней опеку. Поэтому «программа» поведения семьи часто не совпадает с измененной обстановкой в улье по сравнению с естественным гнездом пчел, например, в дупле живого дерева.
С неожиданной стороны проявляется и роль трутней. Известно, что семьи летом выращивают большое количество трутней, расходуя для этого пищевые и энергетические ресурсы. Самой семье они не нужны, так как близкородственное спаривание — нежелательное явление. Стража любого улья, бдительно охраняющая вход, беспрепятственно пропускает к себе трутней из любой семьи, и пчелы дают им кров и пищу. Это можно объяснить лишь на более высоком — «надсемейном» уровне, так как самцы, выращиваемые в одной семье, предназначены для оплодотворения маток из другой семьи и наоборот. Между семьями нет никакой «договоренности» на этот счет, но налицо факт наличия алгоритмов поведения, обеспечивающих обновление генофонда популяции медоносных пчел.
Эта «биороботность» семьи показывает, что она является лишь соподчиненной единицей в совокупно действующей системе вида (Поправко С.А., 1985).
В жизни пчелиной семьи еще много неразгаданных тайн. Например, умение предчувствовать погоду. Перед грозой все население улья стягивается с полей на пасеку. Причем летят даже те пчелы, которые никогда не видели грозы. Пчелы могут подсказать пчеловоду и более долгосрочный прогноз, предположим, какая будет зима. Перед суровой зимой 1987 г., в июне 1986 г., пчелы начали усиленно прополисовать гнезда во всех семьях пасеки. И зима в Ленинградской области действительно была суровой, морозы доходили до минус 47°С. В умении вырабатывать тепло пчела достигла наивысшей степени, недоступной другим животным, не имеющим постоянной температуры. Нам известно, что источником тепла является мед, потребляемый пчелами, но никто не знает, каков механизм расщепления глюкозы меда, обеспечивающий столь интенсивный обогрев. В литературе много написано о сигнальных движениях пчел, и здесь много еще неразгаданных тайн (например, диалоги и диалекты языка пчел разных пород и т. д.).
Неизвестно также, почему насекомые хорошо переносят большие дозы радиоактивных излучений и как им это удается.
Миллионы людей занимаются пчеловодством. Теперь пчелы есть везде, где живет человек и цветут медоносные растения. Даже за Полярным кругом! Эти крошечные существа обладают какой-то притягательной силой. Первое знакомство с ними для многих переходит в постоянное увлечение. Дальнейшие успехи биологии, возможно, с участием биокибернетики, помогут решению важных задач обеспечения человека целительными продуктами. С.А. Поправко сделал расчет, который показал, что если в посильный медовый промысел вовлечь еще 5-6 млн. сельских жителей и горожан, изменить структуру посевов и бережно относиться к природе, то среднюю норму потребления меда на одного жителя нашей страны можно довести до 15 кг в год.
Похожие статьи:
История пчеловодства → Повелители пчёл
Пасечные истории → Пчёлы до нашей эры
Новости пчеловодства → Пчела в янтаре
История пчеловодства → Естественная история пчёл
История пчеловодства → Древние пчелы жили 100 млн лет назад