Петр и Павел на час день убавил, и Илья Пророк — два уволок.
Придет Петрок — отщипнет листок, придет Илья — отщипнет и два.
С Ильина дня ночь длинна.
Во что Илья, в то и Воздвиженье (27 сентября). После Ильина дня в поле сива коня не увидишь — вот до чего темны ночи.
На Илью до обеда лето, а после обеда — осень. Придет Илья — принесет гнилья.
На Ильин день и камень прозябнет (начинаются утренники).
До Ильина дня под кустом сушит, а после Ильи и на кусте не сохнет.
До Ильи тучи ходят по ветру, а после Ильина дня — против ветра.
Илья грозы держит и наводит.
О грозе в народе говорят: Илья по небу на шести жеребцах ездит.
Поскольку Илья Пророк назван также громовиком, то в этот день особенное значение приобретают приметы, связанные с дождем, грозой, громом.
Илья Пророк — громобой.
Глухой гром — к тихому дождю, гром гулкий — к ливню.
Гром беспрерывный — будет град.
Гром гремит долго и не резко — к ненастью, если же отрывисто и непродолжительно — будет ясно.
Ильинским дождем умываются и окачивают скотину от призора.
До Ильи и поп дождя не намолит, а после Ильи и баба фартуком нагонит.
Дождь в Ильин день предвещает обильный урожай ржи на следующий год.
До Ильина дня дождь в закром, а после Ильина дня
— из закрома.
На Ильин день дождь — будет мало пожаров, вёдро
— много.
Ильинская пятница без дождя — пожаров много. Если в Ильинскую грозу молния зажжет избу, то тушить ее надо не водою, а молоком или сывороткой. На Илью грех возить сено — Илья его сожжет. На Ильин день стогов не мечут — спалит грозой. Илья Пророк — косьбе срок. На Илью грех сено возить — Илья его сожжет.
До Ильина дня сено сметать— пуд меду в него накласть, а после Ильина дня — пуд навозу.
Сенокос надобно кончать до Ильина дня: после Ильи на вилах сено сушить.
На Ильин день стогов не мечут — спалит грозой. С Ильина дня защипывают (собирают) горох. Илья жниво начинает — лето кончает. Петр с колоском, Илья — с колобком.
Когда на Ильин день бывает гроза, то говорят, что Илья Пророк поехал копенки считать.
Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев оканчивается до Фрола и Лавра, а коли рожь поспевает позже, то и сей позже, до Семена дня (14 сентября).
Новая новина на Ильин день — сеют на Ильинской (первой) соломе.
К Ильину дню хоть кнутом прохлыстни, да заборони (пары).
До Ильина дня хоть одним зубом подери (пашню под озимье).
В Ильин день если с утра облачно, то озимый сев должен быть ранний и можно ожидать обильного урожая; если облачно в полдень — средний сев, а если вечером — сев поздний и урожай плохой.
На Ильин день скота не выгоняют в поле, боясь грозы и гадов, коим в этот день дана воля.
С Ильи Пророка открываются волчьи выходы (норы); первый выезд на волков.
На Ильин день зверь и гад бродит по воле.
С Ильина дня начинаются утренники.
Муха до Ильина дня кусается, а после — запасается.
После Ильина дня комары перестают кусаться.
В день Ильи капусту накрывают горшком, чтобы была бела.
После Ильина дня не советуют есть земляники, иначе будешь дремать.
На Ильин день защипывают горох
На Ильин день перегоняют пчел, подчищают ульи, подрезают первые соты.
До Ильи грачи поодиночке, а после — большими стаями.
Ильинский рой не в корысть поздний (то есть не успевает запастись пищей).
До Ильи мужик купается, а с Ильи — с рекой прощается.
С Ильина дня вода студена станет, купаться нельзя.
Если купаться после Ильина дня, то можно утонуть или заболеть.
С Ильина дня на деревьях лист желтеет, а в реках и озерах вода остывает — оттого, что в этот день будто бы через реку олень переплыл и воду остудил.
Илья Пророк ездит на конях по небу, и от быстрого бега одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу холодеет.
В день Ильи Пророка можно работать только на пчельнике, ибо пчела — Божья пташка, Божья работница.