Давид Хеф(The Beekeepers Quarterly, 91 февраль 2008)
Когда меня попросили написать статью на эту тему, я стал искать исчерпывающие, четкие и конкретные определения термина «устойчивое пчеловодство», но не смог найти ни одного определения, отвечающего этим критериям. Лучшее, что удалось найти, буклет «Пчелы в сельской местности», выпущенный британской организацией «Пчелы для развития», помогающей пчеловодам в развивающихся странах3.
Устойчивая деятельность человека обеспечивает его потребности в настоящее время, не ущемляя потребности будущих поколений или людей в других частях планеты. Устойчивую деятельность можно уподобить трехногому табурету, т.к. она опирается на социальные потребности, экономические потребности и потребности окружающей среды. Уберите одну из этих «ножек», и все сооружение рухнет.
Другой полезный образ для понимания устойчивости – экологический след. Это условная площадь земной поверхности, обеспечивающая человеку его уровень жизни. В масштабах планеты на душу населения этот показатель составляет около 1.8 га. На одного жителя Великобритании, в среднем, приходится 5.4 га. В некоторых других западных странах эта цифра даже выше. Таким образом, если бы во всем мире люди жили так, как британцы, потребовалась бы площадь трех планет, чтобы прокормить их. Нам пока хватает одной планеты только потому, что большинство людей в развивающихся странах имеют такой уровень жизни, который обеспечивается значительно меньшей площадью, чем в среднем по планете. Но большинство из них стремится к лучшей жизни, и, безусловно, заслуживает ее. Для восстановления справедливости есть только один путь – наиболее благополучная часть человечества должна сознательно сократить свои потребности. Этот вывод имеет прямое отношение к пчеловодству. Сокращение потребления – ключевой критерий устойчивости, на который мы будем часто ссылаться в дальнейшем обсуждении.
Экологический след может быть разделен на отдельные потоки. Например, частью экологического следа является углеродный след, привлекший пристальное внимание в связи с глобальными изменениями климата. Оценивая устойчивость пчеловодства, необходимо учитывать, сколько двуокиси углерода выделяется при его ведении. Мы должны рассмотреть энергоемкость материалов, которые мы используем. Пример такой оценки представлен в предыдущем выпуске The Beekeepers Quarterly4. Компенсировать этот выброс углекислого газа можно путем инвестиций в такие проекты, как возобновляемая энергия, эффективность энергопотребления и восстановление лесов. Однако некоторые считают подобные компенсации одной из форм «зеленого камуфляжа», поскольку они только отодвигают реальную задачу снижения уровня потребления. В самом деле, отдельные журналисты из лагеря «только бизнес и ничего личного» утверждают, что лучший способ снижения выбросов углекислого газа – атомная энергетика.
В этой серии статей делается попытка показать практическое значение того, что включает в себя устойчивое пчеловодство. Поскольку речь идет о человеческой деятельности, связанной с животными, а именно пчелами, в упомянутую выше «трехногую» конструкцию устойчивости необходимо добавить четвертый фактор – наше отношение к пчелам. Можем ли мы работать с пчелами в соответствии с их внутренней природой; являются ли наши методы пчеловодства приемлемыми по отношению к пчелам?
Кроме этих четырех опорных факторов – общества, экономики, окружающей среды и пчел – есть один важный основополагающий принцип, о котором надо помнить на протяжении всей дискуссии. Понятие устойчивости может меняться в зависимости от местоположения на планете. Например, мы не можем рекомендовать древесину для изготовления ульев в тех районах, где ее мало, или там, где обитает много древесных вредителей, таких как термиты.
В процессе дискуссии становится ясно, что трудно рассматривать какой-либо из четырех перечисленных выше факторов в изоляции. Они влияют друг на друга, и мы вынуждены учитывать это влияние. Например, требование не грабить пчел, забирая у них излишки меда, большинству пчеловодов покажется абсурдом. Тем не менее, если мы хотим избежать риска полной потери пчел, нам необходимо найти новый баланс между интересами пчелы и человека.
Кроме этих четырех факторов я рассмотрю вопрос, как мы ухаживаем за пчелами, поскольку от этого зависит успех пчеловодства. Некоторые пчеловоды, особенно профессионалы, могут посмеяться над моими предложениями. В этом случае им преподаст урок сама природа. Мы уже были свидетелями подобных уроков в виде гибели пчелиных семей (CCD) и распространения чужеродных вредителей, таких как клещи и жуки. Но в Британии и многих других странах значительное большинство семей медоносных пчел содержится любителями, работающими с ними только в свободное время. Если они заботятся о пчелах, то именно эти пчеловоды могут оказать большое влияние на будущее благополучие медоносных пчел и успех их разведения. Нам не надо рассказывать пчеловодам о важности их пчел для окружающей среды и о социально-экономической выгоде от их разведения. Я надеюсь, что то обширное сообщество не ориентированных исключительно на выгоду пчеловодов-любителей, к которому я обращаюсь, найдет в этой серии статей что-то полезное, что сделает их работу более устойчивой.
Пчеловодство, ориентированное на пчел
Когда я начинал заниматься пчеловодством, и мы с моим наставником обсуждали тот или иной способ ведения дел, он время от времени говорил: «Я не думаю, что пчел беспокоит то, каким образом мы будем это делать». В каком-то смысле он был прав. Кажется, что медоносная пчела (Apismellifera) способна приспособить себе под жилище любую полость, и даже жить в сотах, построенных на открытом пространстве. Мы обеспечиваем пчел жилищем и уходом, мы можем обеспечить заботу, не идя против их природного инстинкта. Мы можем избегать стрессовых ситуаций для пчелиных семей, особенно в те времена года, когда сложно исправить сделанные ошибки. Источником стресса и последующих болезней для пчелиных семей могут быть чрезмерные холод/тепло, влажность/сухость, нехватка пищи или отсутствие качественной пищи. При содержании улья в первую очередь надо обратить внимание на уровень тепла и влажности.
Тепло и влажность– 1. Поддержка сотов
Пчелиную семью можно назвать сверх-организмом, который, подобно теплокровным животным, поддерживает в гнезде постоянную температуру, около 35єC, и даже зимой, когда расплода нет, температура сохраняется на уровне 25єC, в то время как снаружи она может быть значительно ниже нуля. Исследования ульев, отдельных пчел и сотовых ячеек выявили активную, целенаправленную и тонко организованную систему терморегуляции6. Семья – организм с превосходной теплорегуляцией. В природе, ради сохранения тепла в гнезде, соты герметично закрываются в верхней части, обращенной к открытой полости, например, дупла, и крепятся к стенам боковой поверхностью. Подогретый воздух, поднимаясь вверх, оказывается в тупике и удерживается в гнезде. Обновление воздуха путем диффузии и активной вентиляции происходит только в нижней части сотов. Этот «природный кондиционер» контролируется пчелами, а любые его нарушения отражаются на их активности. Повышенная активность пчел ведет к усиленному потреблению сахара, который пчелы получают из нектара или меда. Природные условия обогрева гнезда прекрасно воспроизводятся в колодах, а современные пчеловоды, использующие рамки, нарушают систему обогрева. Вопреки природным условиям, здесь остаются воздушные зазоры со всех сторон и у вершины сотов.
Пчелы не переносят пустого пространства. Они стараются заполнить просветы между рамками воском или прополисом. Пчеловодам приходится постоянно удалять лишние отложения, чтобы сохранить подвижность рамок. Но пчелы возобновляют их с такой же скоростью. Это также ведет к усиленному потреблению пищи. Таким образом, пчеловодство с использованием рамок является менее устойчивым, чем без рамок, поскольку вынуждает пчел потреблять больше пищи. Природные конструкции ульев, такие как горизонтальный улей/длинного формата top-bar
и вертикальный многоуровневый top-bar конструкции аббата Эмиля Варра
Рис. 3. Народный Улей Аббата Эмиля Варре в разобранном виде, показаны подставка, пол с выходящим прилётком, два корпуса улья с topbars(бруски для крепления сотов), холстик, подкрышник с утеплением (заполнен деревянной стружкой) и крыша.
являются более устойчивыми в отношении сохранения тепла при условии, что они не будут постоянно открываться. По сравнению с рамочными ульями, они снижают расход энергии на обогрев. В таких ульях пчелы не подвергаются стрессу, постоянно пытаясь восстановить с помощью воска нарушенное гнездо, как в рамочных ульях. Однако использование обеих конструкций имеет определенные ограничения. Горизонтальная конструкция менее приемлема в условиях холодного климата, а вертикальная еще не прошла проверку в экстремальных климатических условиях. Она, вероятно, непригодна для развешивания на деревьях.
Своим полным отказом от рамочного пчеловодства я обязан книге Johann Thьr и Abbй Warrй. Авторы приводят убедительные аргументы в пользу ульев, сконструированных аббатом Christ (1739-1813), которые обеспечивают сохранение в гнезде тепла и аромата. Та же концепция использована в ульях Warrй. Позже в этой серии статей я расскажу о рамках, разработанных специально для ульев Warrй, которые сводят к минимуму нарушения естественного механизма сохранения тепла в гнезде. Они могут использоваться в тех странах, где законодательно требуются подвижные и сменяемые соты.
Тепло и влажность – 2. Защита гнезда.
На что необходимо обратить внимание в верхней части гнезда? Здесь наиболее интенсивно выделяется тепло, поскольку скапливается нагретый воздух, но в жарком и даже умеренном климате верхушку гнезда необходимо защищать от солнечной радиации. Дуплистое дерево не только защищает от прямых солнечных лучей, но и содержит гниющую древесину, поглощающую влагу. В условиях жаркого климата пчеловоды не только размещают ульи в тени, но и стараются контролировать температурные условия в верхней части улья путем установки утепления и крыши с хорошо вентилируемой полостью, например конической крыши с широкими проемами и вентиляционным отверстием вверху.
Поскольку один из принципов устойчивости – отказ от нефтехимии и использования невозобновляемых ресурсов, в конструкцию улья желательно не включать синтетические термоизоляционные материалы. Можно разработать специальные одеяла из природных материалов. Наиболее интересный способ, который я видел и сам использовал в ульях Warrй, имитирует условия дуплистого дерева. Это деревянный ящик глубиной 100 мм, с дном из дерюги, заполненный любыми растительными остатками: соломой, опилками, стружками, листьями. Этот наполнитель также поглощает пары воды, а каждую весну заменяется. Старый наполнитель используется для подавления роста сорняков вокруг улья. В непосредственном контакте с top-bars(планки для сотов) оказывается дерюга крупного плетения. Она быстро пропитывается прополисом и может легко удаляться без запутавшихся в ней пчел. (Этот параграф, к сожалению, не вошел в версию, опубликованную в TheBeekeepersQuarterly.)
Если нет возможности держать ульи в тени деревьев, можно использовать вышеупомянутую коническую крышу. Внутренний экран будет препятствовать проникновению мышей. Эта конструкция хорошо работает в континентальной Европе. Остается узнать, как она будет работать в условиях климата лесотундры, где пчеловоды Warrй экспериментируют с начала 2008 г. Возможно, было бы полезно экран перфорировать или заменить, частично или полностью, металлическим экраном. Вопрос в том, должно ли термоизоляционное одеяло быть непроницаемо для воды и пара, чтобы не было риска его обледенения над пчелами. В любом случае, его использование согласуется с принципами устойчивости, поскольку все материалы возобновляемы. Фанеру в конструкции желательно не использовать – ее изготовление требует больших энергозатрат, а для склеивания слоев применяются синтетические смолы. В следующей статье я рассмотрю проблемы тепла и влажности в конструкции стен и пола улья. Кроме того, обсудим, какие условия мы можем создать пчелиной семье для строительства сот, наиболее отвечающих природному инстинкту пчел.
Похожие статьи:
Методы пчеловождения → Путь к устойчивому пчеловодству. Часть 2
Разведение и содержание пчёл → "Олег" русский улей
Методы пчеловождения → Путь к устойчивому пчеловодству. Часть 3