Они снимали рой на другом конце пасеки. Рядом со мной стоял улей, под прилетной доской которого висела большая гирлянда из пчел. Сработало детское любопытство, что будет, если сбить их палкой? Раз задумано — значит сделано! Пчелы жалили неистово, помню их много забилось под сетку. Попытался убежать, сняв ее с себя, но запутался в траве. Когда на мой плач прибежала мама, вся белокурая головка была изрядно покрыта жалами. В течение трех суток моя жизнь висела на волоске. Этот случай послужил для меня уроком на всю жизнь: пчелы медвежьи манеры не приемлют. Позднее, когда подрос до пяти лет, появился некий профессиональный интерес и мама очень наглядно, доходчиво и убедительно показала нехитрые, но очень важные приемы ухода за семьями. Оказывается, ульи можно осматривать без лицевой сетки, а пролетающие при этом пчелы спешат по своим делам и погибать им не хочется. Детская память четко запечатлела ближайшее таежное село в верховьях реки Алей на Алтае. Оно насчитывало 120-130 домов, и в каждом палисаднике стояло от двух до десяти ульев. Тогда, в послевоенные годы, это было целое состояние. Только школьная учительница и врач местной больницы не содержали пчел, возможно потому, что они жили при госучреждениях. Отведать свежий мед с акации было особым удовольствием для деревенской детворы.
А его качали в каждом доме, перенося медогонки из одного в другой. Большая ватага ребят в это время всегда группировалась возле какого-либо дома. За семьями ухаживали исключительно женщины-домохозяйки, по-соседски помогая друг другу. Такого массового увлечения пчеловодством жителей всего села больше нигде и никогда не встречал. Несмотря на такую насыщенность пчелами, они никого не зажаливали. В то время содержали среднерусскую породу, других не знали. Я не случайно поделился этими воспоминаниями. В газете «Пасека России» была заметка бывалого пчеловода, который утверждал, что среднерусские пчелы очень злобивы и, когда его дед открывает ульи, все жители их улицы прячутся, при этом даже дым из двух дымарей не может усмирить пчел. Видел много пчеловодов, экипированных в костюмы химзащиты и краги, изнывающих от жары, обливающихся потом, они буквально выдирали рамки с медом из ульев. В прошлом на Руси им присваивали прозвище «пчелодер». Сейчас они причисляют себя к категории промышленников, хотя интенсивное пчеловодство представляют весьма туманно.
На таких пасеках даже миролюбивые пчелы набрасываются на машины, а что говорить о людях, собаках, лошадях и т.д. Убеждать этих пчеловодов в чем-либо — пустая трата времени. Приведу один эпизод — был у меня знакомый пчеловод Т., который часто спрашивал: почему на его пасеке пчелы постоянно злые? Многократно повторял ему, что их раздражает, а что умиротворяет, приводил многочисленные примеры. Он же уверял, что все советы знает не хуже меня, более того, он выписывал специальные феромонные препараты из Уфы, а своих маток заменил на карпаток. Когда арсенал моих доводов иссяк, суть его проблемы свел к не очень аккуратному обращению с пчелами при осмотре. Он обиделся. Мой знакомый до выхода на пенсию работал руководителем большого заводского цеха, был образованным, очень пунктуальным, чистоплотным и скрупулезным человеком. Подозревать его в неквалифицированном уходе за семьями мне и самому было трудно. Как-то приезжает он ко мне и говорит: «Покажи своих пчел. Не верю, что среднерусские не злые, если мои карпатские прохода не дают». Пошли на пасеку, я взял дымарь, а стамеску отдал гостю.
Подойдя к улью, пока он снимал крышу и утепление, пустил пять клубов дыма в леток. Затем мой гость одним рывком сбросил холстик на траву вместе с сидящими на нем пчелами. Из улочек гнезда быстро вылезли хозяйки улья. Он, слегка раздвинув рамки, резко вынул одну с расплодом. При этом сидящие на ней пчелы свалились, а часть их раздавилась о боковые наросты сота. После чего он побежал с этой рамкой на солнце, чтобы разглядеть яйца. Представьте теперь, что творится, когда он один осматривает семьи и бегает по пасеке с рамками, оставив открытым взбудораженный улей. Все стало ясно, мои подозрения подтвердились. Пришлось еще раз указать, что при таком обращении будь то кавказянки или карпатки, они станут злобными. Ученые-пчеловоды XIX в. призывали не только внимательно изучать жизнь и поведение пчел, но и учитывать их нравы и обычаи. Многими поколениями выработан достаточно четкий свод правил по уходу и работе с семьями. Вот что-советовал А.М.Бутлеров: «Надо уметь обращаться с пчелами. Все делать плавно, не дергая и без стука. Порывистые и резкие движения, стук сердят пчел. Для их усмирения надо употреблять подкуривание дымом.
Файл "/includes/myphp/700x90.php" не найденДым должен быть пущен вовремя, при самом начале работы с ульем, прежде чем пчелы успеют рассердиться. Надо особо помнить, что рассердить пчел легко, но усмирить их, когда они уже раздражены и начали сильно жалить, — довольно трудно». Более того, если семью пчел разозлить в начале лета, то она в таком состоянии может остаться практически до конца сезона. Чтобы вернуть ее к нормальной жизнедеятельности, потребуется большое мастерство и искусство владения дымарем. Прежде чем открывать улей, необходимо пустить в леток 3 -5 клубов дыма, он должен быть густым и холодным. Если пчелы раздражены отсутствием медосбора, плохой погодой или иными причинами, то перед началом осмотра следует приподнять холстик или потолочину и, пустив несколько клубов дыма вдоль рамок, гнездо прикрыть. Эти действия нужно проделать и с другой стороны улья. После небольшой паузы открываем на три-пять рамок ту часть гнезда, где планируем проводить осмотр. Необходимо следить за поведением пчел. Сначала они спокойно ползают по сотам, а потом некоторые из них начинают высовываться из улочек и принимают оборонительную стойку, готовясь взлететь.
Этот момент нельзя упустить, нужно быстро пустить на них несколько клубов дыма. Если опоздать, то словно пули из разных мест вылетят несколько пчел и с пронзительным жужжанием бросятся жалить. Неопытные пчеловоды, вместо того чтобы воспользоваться дымарем, начинают извлекать жала, поправлять сетку. Сигнал тревоги подан, и атака будет мгновенная и достойная. Бывает другая крайность. Некоторые пчеловоды сильно дымят, да еще горячим обжигающим дымом, все вокруг окутывает его облако, а пчелы словно рой вылетают из летка. Семья испытывает сильнейший стресс. Положите в дымарь небольшой кусок прополиса или холстика, и дым обогатится ароматом, который хорошо успокаивает пчел. При работе необходимо быть внимательным, не давить пчел (еще хуже, если попадется матка). Важно учитывать внешние условия: состояние погоды, медосбор, температуру и т.д. В безвзяточный период пчелы-воровки мешают работать, поэтому гнездо должно быть только слегка приоткрыто, а изъятые рамки необходимо ставить в переносный ящик и закрывать сразу же мокрой тканью.
Случайно упавшие на землю капли меда засыпать землей, а со стенок улья стирать сырой травой или смывать водой. Сметать пчел с рамок лучше всего мягкой щеткой или гусиным крылом. При этом движение должно быть наподобие движущегося барьера, который заставляет их быстро бежать в одном направлении, покидая сот, не сметать их, как мусор на мостовой. Периодически нужно щетку обмывать водой. Следует помнить, что пчел раздражают: резкие запахи алкоголя, пота, парфюмерии, грязной одежды; темная одежда, а также костюмы из ворсистой ткани, шерстяные предметы, волосы на голове; резкие, быстрые движения, стуки при осмотре семей; запах пчелиного яда от раздавленных пчел; напад и воровство пчел при осмотре в безвзяточное время; осмотры в холодную, ветреную погоду или же слишком рано утром или поздно вечером. Словом, нужно соблюдать определенный этикет. Подходить к улью надо с любовью, доброжелательно, с неким умилением, и тогда пчелы ответят кротостью и миролюбием.
М.ГУСЛЯКОВ Республика Казахстан, г. Усть-Каменогорск Пчеловодство N29, 2009