Моя пасека на границе Череповецкого и Шекснинского районов — в деревне Гоша Сурковского сельсовета. Пасекой стали заниматься мои дедушка и бабушка в послевоенные годы, затем их дело продолжил отец, я с детства помогал отцу. У папы было около тридцати ульев, я расширил хозяйство до семидесяти семей. Заниматься пчеловодством не так и сложно. И не страшно — это раньше пчелы были местных пород, среднерусские, кусачие, теперь используют карпатские породы — из Мукачева например. У меня практически одни «карпатки» — их не боятся ни соседи, ни дети, мои и родственников. Конечно, пасека обнесена забором, натянута маскировочная сетка, но пчелы ведут себя неагрессивно по отношению к людям. Карпатские пчелы живут даже в черте города — на дачных участках в районе причалов люди обустраивают пасеки на пяти сотках.
Из моих семидесяти роев половина пчел — кочевая, сейчас они вывезены на медосбор в другую деревню, там я и хочу сделать место для зимовки: деревня глухая, никому они мешать не будут, взял там в аренду участок. И пчел никто не потревожит — видели, что бегает лосенок, но про крупных зверей не слышно. Главное, чтобы не было медведей — он может около восьми ульев сломать за один раз.
Вы спрашиваете, как быть уверенным, что покупаешь качественный мед? Мой совет — покупайте мед у пчеловодов, а не у посредников. Потому что только человек, который сам содержит пасеку, может гарантировать качественный мед. Южные сорта меда тоже лучше приобретать на юге, если вы там окажетесь. Кстати, чем хорош наш, северный, вологодский мед — из-за растительного разнообразия наших лугов и полей. Неплох на вкус и хорош по питательным свойствам и тот мед, который собран с растений одного вида. Но мой дед говорил: «Если взять 10 кг груш или 10 кг яблок, будет ли это столь же полезно, как купить по одному килограмму разных фруктов?» Я с ним согласен.
Моя дочка еще маленькая, но мне очень хочется, чтобы она продолжила мое дело. Я все для этого сделаю. Мне важно, чтобы пасека не была заброшена. В свое время я поступил в ВГМХА, но тогда закрыли отделение пчеловодства, и я учился на экологии. Конечно, эти знания тоже пригодились, но по большей части пришлось искать литературу самому. У нас в Череповце существует общество пчеловодов, где мы обмениваемся опытом. Это полезно — многие пенсионеры содержат пасеки, но не знают новшеств, которые могли бы облегчить их труд, помочь решить проблемы.
Можно, я считаю, зарабатывать неплохие деньги, если работать на пасеке. Я продаю не только мед, но и другие продукты пчеловодства — пыльцу, пергу, пчелиные семейства. Этот год, к примеру, не медоносный — погода подкачала, не уверен, что вообще какой-то мед на продажу будет. Но весной выгодно продал несколько молодых роев.
Если заботиться о пчелах, можно каждый год увеличивать количество роев. Даже десяти — двадцати роев достаточно одной деревенской семье, чтобы при наличии подсобного хозяйства получать необходимый для жизни доход.
Алена Сеничева