Не бояться жала...

Пасечные истории Рейтинг: +1 Голосов: 1 1671 просмотр ⛳  Источник: http://www.dagpravda.ru/rubriki/...
Фото: www.dagpravda.ru
Теперь знаю, чем отличаются местные пчелы от тех, что в центральной части страны: наши мельче, но хоботок у них длиннее. Дело в том, что Дагестан небогат на медоносные растения и пчеле приходится очень тщательно собирать мед с цветка. Зато большое количество теплых солнечных дней способствует тому, что республика является хорошей площадкой для разведения маточных хозяйств. Все эти интересные факты мне поведала зам. председателя Союза пчеловодов РД, преподаватель отделения пчеловодства Республиканского строительного колледжа, потомственный пчеловод Муслимат Абакарова.- Когда обнаружили в себе интерес к пчеловодству?

— С детства мне интересно было наблюдать за муравьями, другими общественными насекомыми. Когда спросила у мамы, откуда во мне это, выяснилось, что дедушка, прадедушка были пчеловодами. Они из селения Урцаки Дахадаевского района. Сейчас их дело продолжают родственники. Вообще за последние 5-6 лет в этом районе стало активно развиваться пчеловодство, ведь там растет много липы, а липа – один из лучших медоносов. Кстати, с 1 гектара липы можно собрать до 1000 килограммов нектара. И еще: урцакинский мед имеет особый аромат, как, впрочем, и тот, что собирается недалеко от сел Сутбук, Бакни и Кубачи. Думаю, это из-за произрастающего здесь растения под названием «рододендрон».

— А у вас есть собственное пчелохозяйство?

— Да, оно в Буйнакске. Но минувший год был неудачный для пчелосемей. Распустившись, цветы сразу высыхали, да и нектара на них было мало. Не исключено, что могли повлиять кислотные дожди.

— Вы мне показывали настойку с личинками. Это тоже имеет отношение к пчелам?

— Это настойка восковой моли. Ее экскременты являются хорошим лекарством от вирусных заболеваний. Все вирусы покрыты восковой оболочкой, в том числе палочка Коха, вирус грибка, и эту оболочку способен расщеплять фермент восковой моли. Этой информации вряд ли обрадуются фармацевтические компании, зарабатывающие деньги на лекарствах.

— Где можно добыть восковую моль?

— Она размножается в темных сотах, где много раз зарождалась жизнь, где среда богата микро- и макроэлементами. Мы организуем фермы для выращивания восковой моли и делаем из ее личинок и экскрементов вот такие настойки. Я пью ее, чтобы не заболеть гриппом, и – тьфу-тьфу! — пока не болею. Рекомендую всем. Люди должны знать об этом народном рецепте. У нас в республике из-за повышенной влажности воздуха много больных туберкулезом, и можно пить эту настойку для профилактики.

— Закончилась зима. Как ведут себя пчелы в этот период года?

— Зимой пчелы не замерзают, так как в ульях поддерживается стабильная температура. Но из улья они все же вылетают, когда солнечно. Время сбора меда еще не пришло, и пока пчелы сами потребляют мед. В день на питание уходит до 200 граммов нектара.

— Мне кажется, что самый вкусный мед — тот, что собрали дикие пчелы.

— В Левашинском районе есть скалы, в расщелинах которых обитают дикие пчелы. Последний раз туда была снаряжена экспедиция в 60-х годах, даже колышки сохранились, на которые пчеловоды опирались, чтобы добраться до улья. Хорошо бы организовать экспедицию вновь. И не только для того, чтобы попробовать чистейший горный мед. Дело в том, что местные дикие пчелы — серая горная кавказская порода — устойчивы к заболеваниям и местным климатическим условиям. От них и надо размножать пчел. А пока те, что есть сейчас, малоустойчивы к заболеваниям и часто погибают, так как завезены из других регионов. Эта тенденция началась еще в 90-х годах. Пчеловоды, не задумываясь о последствиях, стали поступать так, как им легче: просто везли пчел и разводили здесь.

— Муслимат Алигаджиевна, что еще можете сказать о болезни пчел?

— По моим данным, многие пчелосемьи в республике болеют. Эта тенденция сохраняется уже второй год подряд. Наблюдается и коллапс пчелиных семей. Это когда пчелы, оставив мед, исчезают. Такое наблюдается в Рутульском, Левашинском, Хунзахском и ряде других районов, где с пасек полностью исчезли пчелы.

— Что бы вам, заядлому пчеловоду, хотелось видеть в развитии отрасли в республике?

— Хотелось бы создать специализированные пчелохозяйства, организовать репродуктор, в котором можно будет выводить племенной материал серой горной кавказской породы. Тогда не придется ездить за ними в Ставрополь, Краснодар, Майкоп. Есть намерение создать репродукторы в Буйнакском, Кайтагском районах, где для пчеловодства особенно благоприятные условия. В Кайтагском районе уже пошли навстречу, там выделили 18 гектаров под пчелозаказник. В Буйнакском районе с главой я еще не говорила, но думаю, что и он поддержит, ведь там когда-то был единственный пчелосовхоз в Дагестане, и, кстати, его директором был нынешний министр сельского хозяйства и продовольствия Б. Батталов. Там раньше занимались и посевом культурных медоносных растений. Было бы хорошо все это возродить.

На производстве и продаже пчелопакетов, пчеломаток республика могла бы зарабатывать, причем намного больше, чем на пчелопродуктах. Продуктивных ферм по добыче меда у нас мало, так как климат не очень благоприятный, и такого дохода, как в центральных черноземных районах, мы не получим. Но зато самые ранние матки, которые стоят очень дорого, можно выращивать. Также можно создать профилакторий, где бы лечение проходило на основе пчелопродуктов.

— Я знаю, что вы открыли отделение по пчеловодству, которое стало первым в Дагестане, разработали отраслевую программу, которая принята на уровне республики. Расскажите немного об этом.

— Судьбоносным для меня стало участие в съезде пчеловодов в Москве. До этого я писала исследовательские статьи, но теорию не внедряла в практику. А после общения с асами пчелиного дела страны зарядилась энтузиазмом. Так, на базе ПТУ № 21 было открыто отделение пчеловодства. Некоторые студенты не просто освоили курс, но и закупили пасеки и сейчас успешно занимаются пчеловодством. А в 2012 г. была утверждена разработанная мною целевая программа «Развитие пчеловодства в РД на 2013-2018 гг.». Согласно ей пчеловодам должны выделяться субсидии на покупку пчелосемей. Правда, 1 миллион рублей, который должны были выделить на поддержку в прошлом году, так и не был выделен из-за секвестирования бюджета. Обещают выделить деньги в этом году.

— Наверное, в библиотеках много книг о пчеловодстве. А кто расскажет о специфике пчеловодства в Дагестане?

— Над этим тоже работаю. Сейчас готовится к выходу брошюра «Медоносные и перганосные растения Дагестана». Она поможет в организации пчеловодства в условиях разных природных зон. В 2014 году был издан краткий понятийно-терминологический словарь.

— Кто хоть раз ехал на поезде в Москву, наверняка заметил, что на остановке в поезд заходят торговцы и предлагают мед, причем недорого. Не надо ли такого меда опасаться?

— Нет, центральная полоса России богата культурными и естественными медоносными растениями, и здесь большие урожаи меда, чем в Дагестане.

— Отличается ли чем-нибудь дагестанский мед от меда, собранного в центральной части страны?

— Да, у нас он полезнее, объясню почему. Как я уже сказала, нектара у нас пчела собирает меньше, но, пока она донесет его до улья, не раз обогащает ферментами, полезными для человеческого организма.

— Лет 20 назад в районе кинотеатра «Россия» у пятиэтажного дома стоял фургон с пасекой. За медом с трехлитровыми баллонами к хозяину пасеки шли со всей округи.

— Ничего удивительного в этом нет – это кочующая пасека. Такие в Махачкале есть и сегодня. Если пройти по парку имени Ленинского комсомола, можно увидеть пчел. Видимо, там тоже где-то кочующая пасека. А я вам скажу еще об одном интересном факте: в многоквартирном жилом доме в районе Восточного рынка на балконе содержится пара пчелосемей, которая дает до 15 килограммов меда.

— Вас, наверное, не проведешь с медом, вы уж точно можете отличить настоящий, неразбавленный от того, что смешан с сахаром.

— Нет, не всегда. Сегодня в продаже есть ароматизаторы любых медоносных растений, которые недобропорядочные торговцы добавляют в сахарный сироп, и в итоге по органолептическим свойствам не определишь качество такого меда. В 2012 году я взяла 15 проб на ярмарке в городе, в итоге только 3 пробы подтвердили, что мед настоящий.

— И в заключение, скажите, действительно ли жало пчелы полезно?- Да, это способствует повышению иммунитета. И хочу сказать, что полезны не только продукты, которые дает пчела, но и подмор. А особенно запомните слово «перга» – это полезное белковое питание, или, как его еще называют, пчелиный хлеб. И еще: знаете, почему пчелиная сота – шестигранник? Дело в том, что это самая большая полезная площадь. И пчелы, эти прекрасные создания, интуитивно знают об этом.


Комментарии (1)
seva #
14 марта 2015 в 04:39 Рейтинг: 0
Посмеялся! У верен что все "ляпы" типа:
Все вирусы покрыты восковой оболочкой, в том числе палочка Коха, вирус грибка,
(палочка Коха и грибки вирусами не являются) или
Думаю, это из-за произрастающего здесь растения под названием «рододендрон».
(мед с рододендрона ядовит,в том числе для пчел) -на совести корреспондента

Популярное в разделе

На фото один из жуликов. Ну и рожа... Управление по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) раскрыло деятельность преступной группы, в...,

Просмотров-1468

30 мая неизвестные проникли на территорию фермы 58-летнего Брайана Холдкрофта (Brian Holdcroft). Они попытались украсть ульи, однако из-за укусов...,

Просмотров-1607

 

Новые объявления