На сайте я уже сказал, что рано весною, когда еще нет в поле никакого медосбора, надобно оставлять пчел по возможности в покое, не возиться около них, даже не заглядывать в улей, если только у них есть мед и они хорошо окутаны. И лишь семьи, которые очевидно окажутся безматочными или сильно заболевшими, или с мотылицею, или, наконец, семьи со слабою силою надобно обревизовать как можно скорее в первые теплые дни, и если стоят того, исправить, и если не стоят — уничтожить. Семьи, в которых не оказывается явных недостатков, не ревизуйте и не подрезайте до тех пор, пока не начнет расцветать крыжовник. Когда же появятся эти цветы, произведите главную ревизию всей пасеки, но произведите основательно, чтобы знать, что делается в каждой семье с целью радикального исправления в случае надобности. Вместе с этой ревизией, за одним открытием улья, подрезаются и подчищаются соты; и поэтому не надо откладывать дела далее расцвета упомянутого растения, чтобы матка не спустилась вниз гнезда с расплодом, ибо это мешало бы вырезке сотов, ибо расплод, который находился бы в них, портить не следует.
Так как при этой операции ульи надолго должны быть открытыми и не из одного даже придется вынимать соты, что легко может привлечь чужих пчел, то не должно ревизовать пасеки в ясные и теплые дни, а избирать для этого холодное время или когда идет мелкий дождик и не вылетают пчелы. Но опять не следует этого делать в очень холодный день, чтобы, вылетая из улья, не коченели пчелы. Если же пришлось бы по необходимости делать ревизии в ясный день, то не принимайтесь за это утром, ни тотчас пополудни, но за час перед заходом солнца, а в таком случае, если бы пчелы не разлакомились, то с наступлением ночи все успокоится и не произойдет нападения. Правда, в таком случае для обревизования ста с лишком семей потребовалось бы много времени. При главной ревизии, которая откладывается до расцвета крыжовника, а стало быть до такой поры, когда уже имеется какой-нибудь взяток, нет особо уважительной причины опасаться нападения. При малой пасеке, и в особенности для начинающих, такая предосторожность уместна, ибо в случае нападения пасечник не мог бы управиться. При больших же пасеках, где пасечник обладает и знанием и опытностью, можно производить ревизию целый день, соблюдая только осторожность, чтобы помощник поддерживал возле открытого улья сильный дым для отвода чужих пчел и для того, чтобы скорее управиться с одним ульем и позалеплять все щели.
У кого же ульи легкие и есть при пасеке светлая изба, тот может вносить в нее один улей за другим и ревизовать даже среди дня, ибо чужие пчелы не будут здесь мешать; а управившись с ульем и даже облепив его, отнести на прежнее место в пасеку и взять другой. Только на место взятого улья надобно поставить какой-нибудь порожний, чтобы пчелы, возвращающиеся из поля, оставались при нем и не бросались на соседние семьи. Пчелы, которые во время ревизии вылетят в избу, соберутся на окне, а, следовательно, стоит только отворить это окно, и они пойдут в свой улей. В избе можно ревизовать ульи даже в холодное время, но в таком случае пчел, которые вылетают из улья, надобно уже собирать в банку или в ящик, впустить в улей и вынести в пасеку, потому что пчелы, может быть, сами никогда не отлетели бы к своему месту и могли бы на дворе окоченеть от холода. В особенности даданы, если только из них необходимо вынимать все соты, удобнее всего ревизовать в такой избе, ибо, не опасаясь нападения, можно сделать все спокойно и аккуратно.
При ревизии, о которой идет речь, пасечник должен обратить главнейшee внимание на три обстоятельства, т.е.:
В каждой ли семье есть матка.
Каков запас меда, и можно ли из него что подобрать, или в него надобно прибавить.
Каков у него занос для знания, что из него выломать.
Как уже сказано — все это осматривается и делается сразу за одним открытием улья, чтобы как можно меньше беспокоить пчел. Мы же для большего разъяснения должны сказать особо о каждом из этих условий. Итак, прежде ревизуется:
Есть ли в улье хорошая матка
Это самое главное. Ибо если семья без матки или с непригодною маткою, то и она ни на что не нужна, и ничего из нее не выйдет, и кончится тем, что или ее разнесут другие пчелы, или уничтожит мотылица.
От первого вылета пчел до цветения крыжовника у вас было довольно времени присмотреться ко всем семьям, как идут они в поле. Которая летит резво, ровно, приносит обножку, у того есть матка, следовательно, такого нечего ревизовать относительно матки, и не следует трогать и разбирать у нее гнезда. Если же семья не идет резво в поле, а снует около летка и не носит деятельно обножку, когда у других семей желтеет от цветной пыли в летках, или если возле нее увиваются хищники и постоянно тревожат ее: такая семья уже подозрительна, и если вы не обревизовали ее прежде, сделайте это теперь, чтобы убедиться — есть ли у нее матка и хороша ли она.
Хотя относительно дадановских ульев я и предостерегал не раз, чтобы не трогать в них весною гнезда и не вынимать сотов, однако на этот раз, когда улей заподозрен в обезматоченье, надобно разобрать его непременно и осмотреть расплод. Бывает четыре случая, когда необходимо весною разбирать гнездо в дадановских ульях, а именно: если семья заподозрена в обезматоченье, если пчелы заболели желудком, если развелась мотылица; или в середине гнезда окажутся трутневые соты. Все эти обстоятельства и случаются при весенней ревизии пасеки. Итак, в улье, заподозренном в обезматоченье, вынимайте все соты один за другим и смотрите на расплод. Когда цветет крыжовник, то каждая семья, хотя бы и слабой силы, должна иметь хоть немного расплода пчелиного. Если же в какой-нибудь семье вы не найдете его совсем в эту пору, то она или совершенно без матки, или имеет матку дурную, яловую или трутневую. Если при этом разборе гнезда увидите чашечки, заложенные на маточники на ячейках с пергою, то не вынимайте дальше сотов и не ищите напрасно, ибо в такой семье положительно нет матки. Если же в пчелином расплоде увидите расплод горбатый или один только трутневый в трутневом соте, а пчелиный не увидите совершенно, то у семьи матка трутневая, поэтому поищите ее и найдя, уничтожьте. Не увидев же в гнезде ни чашечек на ячейках с пергою и никакого решительно расплода, разберите гнездо хотя бы до последнего сота, ищите матку, как на сотах, так и в улье. Если не найдете матку совсем, семья, стало быть, настоящая безматочная. Когда найдете какую-нибудь матку, а расплода от нее нет, то матка эта молодая, выплодившаяся только в эту весну, но еще не оплодотворенная; в таком случае вы увидите еще на сотах остатки уничтоженных свежих маточников. Такая матка может еще оплодотвориться, если имеете уже в пасеке сильных трутней или трутневый расплод, что, во всяком случае, в ту пору бывает очень редко. Если же нет в пасеке ни трутней, ни трутневого расплода, то и эту молодую матку должны вы истребить, ибо она не оплодотворится; и потому с этой семьей поступайте как с формально безматочной. Если же вы нашли матку, от которой хотя не видно никакого расплода, однако не заметно также и следа маточников того года, то матка неплодная, яловая, прошлогодняя и подлежит истреблению. Наконец, если при разборе гнезда увидите пчелиный расплод крытый, а в нем заложенные маточники, такая семья лишилась матки только весною, и высиживает молодых маток.
При этой ревизии может еще случиться и то, что вы увидите вместе расплод пчелиный и горбатый в пчелином соте: это означает — матка старая, слабой плодовитости. Такая матка накладывает обыкновенно по нескольку яичек в ячейки. Часто это бывает в семьях слабых и во время холодной и голодной весны. Такая матка нередко исправляется, ибо когда настанет теплая пора, в улье прибавится больше силы, она перестанет накладывать горбатый расплод, начнет нести яички регулярно по одному; но часто не исправляется и скоро погибнет. Подобных маток, которые кладут горбатый расплод между пчелиным, я также истребляю.
Таким способом вы легко убедитесь в даданах, обезматочел ли улей или в нем негодная матка.
Но в простых ульях, где невозможно ни разобрать гнезда (в большинстве развитых стран такие ульи в настоящем уже отсутствуют), ни осмотреть расплод, надобно при этой ревизии прибегнуть к другому средству. Здесь надобно подрезать соты заподозренной семьи до того места, где пчелы сидят гнездом, хотя бы пришлось подрезать далеко выше летка.
Может быть, в этом вырезанном соте покажется хороший расплод — это послужит признаком, что в семье матка хорошая, а только она казалась вам безматочной; если покажется расплод горбатый — это признак трутневой матки, которую выгоните через заголовок и уничтожьте. Наконец, могут оказаться чашечки на перге — доказательство, что в семье нет никакой матки. Если же в вырезанном соте не найдете ни одного из указанных признаков, то для знания имеете только два пути. Подрезав сот заподозренной семьи высоко, выгоните пчел через заголовок и поищите, есть ли между ними матка; если не найдете — семья, значит, безматочная. Найдя же матку, впустите ее назад в улей и подождите лучшего медосбора, именно цветения садов, и если эта семья начнет укороченное гнездо подновлять пчелиными сотами — признак, что виденная вами матка хорошая и семья в порядке. Если же она не будет совсем подновлять соты или только начнет ставить трутневые уголки (язычки), то виденная вами матка яловая и потому выгоните ее из улья и уничтожьте. Другой способ убедиться — следующий: если в высокоподрезанную семью заложите в расколотой палочке кусок молодого расплода под самое гнездо между пчелами то, если в нем нет совсем матки, он заложит на том расплоде маточник, а если не заложит, то в нем есть какая-нибудь матка. В таком случае тоже дождитесь цветения садов и посмотрите — будет ли он подновлять пчелиные соты или не будет, или начнет ставить трутневые язычки; из этого убедитесь — хорошая ли это матка или негодная, как об этом только что сказано.
Таким образом, и в простых семьях вы можете убедиться в присутствии или отсутствии матки, и если действительно окажутся в пасеке безматочные, то не оставляйте их на произвол судьбы до ройки, как это делается обыкновенно, но исправьте немедленно, если они стоят того, или уничтожьте, а пчел присоедините к хорошим семьям.
Какой в нем запас меда
Необходимо обревизовать семью основательно, какой в ней запас меда, чтобы забрать, подрезать, если есть излишек, или прибавить, если его мало.
Если семья может прийти заранее в полную силу и роиться заранее, то во время цветения крыжовника она должна заключать в себе не менее 8-14 кг меда и 2-3 рамки (3200 см2) с пергой.
В эту пору начнется уже в ульях сильное червление, и пчелы требуют теперь уже в одну неделю больше, нежели зимою в месяц, ибо, как уже известно, личинкам необходимо много меда. Опыт убеждает нас, что скорее забирают силу и раньше роятся такие семьи, которые вышли медными после зимы, ибо они имеют, чем кормить расплод, а потому и матка накладывает его, сколько в состоянии. Напротив, голодные семьи, живущие только скупою милостынею пасечника из трубочки или из корытца (кормушки), мало накладывают расплода, ибо этого едва хватает для их собственного существования, а потому и сила и рои в голодных семьях приходят очень поздно.
В простых легких ульях, именно, в бездонках — можно узнать запас меда из веса улья в голове, если взвесить его на руках. Опытный пасечник, знающий вес своих порожних ульев, редко ошибется в этом. Во всяком случае, гораздо вернее перевесить все легкие ульи и написать на них цифру тяжести; перевесив их весною после подчистки, когда испарится из них влага, можно безошибочно определить запас меда. Семья, которая, за исключением тяжести дерева, будет весить во время цветения крыжовника 6 кг, не потребует никакой добавки, — чего же недостает до этой цифры, надобно ей прибавить. Обыкновенным безменом можно перевесить 100 семей в час.
Но для простаты на пасеках следует иметь контрольный улей, который устанавливают на весах под навесом. По показаниям этого улья судят о начале медосбора, его интенсивности и продолжительности.
В тяжелых колодах, которых, понятно, никто не будет взвешивать, как в бортях, колодных стояках и лежаках, обревизовать мед следующим образом. Прежде всего надобно посмотреть сквозь затвор — если не увидите меда, то воткните тонкую острую проволоку или прутик в голову заноса, где обыкновенно бывает весь запас, и уже ощущение в руке и вымазанные проволоки укажут, есть ли мед в сотах и как далеко. В затворчатых стояках и даже в бездонках можно вывертеть на 7 см от головы в стенках улья с обеих сторон дырочки небольшим буравчиком, так, чтобы попасть на плоскость сотов и сквозь эти дырочки поискать проволокою мед. Подобные отверстия могут всегда служить для этой ревизии, если заткнуть их деревянными колышками, которые вынимаются. У кого в заголовках снозы уложены аккуратно, тот, в крайности, может даже сорвать дно, и этим способом откроется весь запас меда, который именно и находится под заголовком. Срывание заголовка в начале весны никогда не повредит семье, лишь бы не испортить матки, а голову потом старательно облепить. Только осенью не должно срывать заголовка у семенников в первых числах сентября, потому что пчелы не успеют уже заклеить хорошенько на зиму и могут дурно перезимовать.
В дадановских ульях ревизия меда несравненно легче и вернее. Если вверху соты 15 см, то достаточно вынуть их три или четыре, чтобы иметь уже возможность определить запас меда, и ненадобно выбирать сотов далее и трогать соты в низших отделениях, разве уже окажется надобность убедиться — нет ли там трутневых сотов. В лежаках при этой ревизии можно вынуть три, четыре, даже пять сотов спереди и, кроме того, посмотреть также сзади сквозь отверстия очковой перегородки.
Выемка нескольких сотов спереди служит вернейшим способом убеждения, но, однако же, не следует разбирать в них сотов, ибо через это разорилось бы гнездо, и пчелы поздно пришли бы к силе. Если в четырех или пяти сотах, вынутых спереди, не видно меда, то не вынимайте больше, а пробуйте с помощью проволоки или прутика — нет ли его глубже.
Если бы в сотах при ревизии оказался мед твердый, засахарившийся, так называемый крупчатый, то в дадановском улье заберите его и дайте другого, жидкого меда сотами или вместо вынутых медовых сотов заложите столько же порожних пчелиных, а крупчатый мед распустите на патоку, 1,2 л ее дайте 0,6 л воды и возвратите в тот же улей. В особенности в слабых семьях не оставляйте крупчатого меда.
Если при ревизии окажется недостаток меда, прибавьте его немедленно, но запечатанными сотами, и не малыми порциями, но по возможности за один раз сколько нужно.
Наконец, обревизуйте:
Какой запас в семье
Это предмет чрезвычайной важности, но наши пасечники не понимают этого: им все равно, какие соты в улье, пчелиные или трутневые, и лишь бы только были молодые и белые, им больше ничего и не нужно.
Если семья может сделаться сильной и медной, то на весну в ней не должно быть ни одного трутневого сота, а только пчелиные. Ибо в таком случае матка не может накладывать яичек на трутней, а принуждена будет класть их в пчелиные соты и размножить одних только пчел: поэтому вместо тунеядцев, которые только напрасно пожирали бы мед, будут размножаться работницы и носить мед в улей: семья скоро заберет силу, даст хороших роев и сделается медной. Из семьи же, у которой в голове много трутневых сотов, никогда не будет ничего хорошего, ибо и рои ее выйдут жалкие, по большей части состоящие из трутней, а если местность не самая лучшая или подскочит год не особенно урожайный, то и меда не окажется осенью, так как трутни сожрут его до капли. Трутневые соты в гнезде уничтожают нам не менее половины дохода из пасек. Поэтому при весенней ревизии следует пересмотреть гнездо весьма старательно, чтобы убрать все трутневые соты, по возможности до последней ячейки.
Что же касается старых, черных, сотов в гнезде, то их не следует убирать в начале весны; пасечник должен был сделать это еще прошлым летом во время ройки и наибольшего взятка, как об этом будет сказано дальше при описании обновления старых семей.
Тогда, если при ревизии увидите трутневые соты в середине гнезда или гнездо окажется засорено рыжим липким калом, которым будут испещрены и обмазаны стенки улья, или в гнезде разведется мотылица, что узнаете из присутствия в улье куколок или червяков или из валяющихся внизу оболочек, — тогда, не обращая внимания на холод, необходимо разобрать и обновить соты в гнезде, ибо в этом заключается единственное спасение семьи, которая иначе погибла бы непременно.
При этой ревизии также надобно убрать подгнившие, сильно размякшие и заплесневевшие соты, чтобы плесень не распространялась дальше. Небольшая же плесень, не вредит нимало, пчелы отчистят ее легко, как только придут в силу. Правда во избежание заражения пчел и загрязнения сотов, меда спорами грибов все заплесневевшие соты лучше удалить и перетопить на воск.
Наконец, соты, испорченные мышами, надобно вынуть или вырезать дочиста, ибо сами пчелы исправляют их чрезвычайно медленно.