Опыты с Nosema ceranae, возможности профилактики
Микроорганизм Nosema ceranae является у нас относительно новым паразитом, который, к сожалению, быстро заменяет собой Nosema apis. В сравнении с ней Nosema ceranae противостоит высоким температурам, плохо переносит низкие температуры, не имеет ясно выраженного сезонного характера, в семьях быстро распространяется, по всей вероятности, с помощью трофалаксии (обмена кормом между пчелами) и не проявляется испражнениями пчел внутри ульев, что типично для Nosema apis.
В течение последних 5 лет я подробно изучал клинические проявления у своих семей. В последнем сезоне мы вместе с Мартином Камлером провели ряд микроскопических исследований. Доктор Камлер провел сравнительные опыты диагностики N. ceranae и N. apis методами ПЦР и оптическим микроскопом с совпадением до 90%. Поэтому я в своей работе считал его микроскопические исследования достаточно убедительными и точными. Принимая во внимание, что мои клинические рабочие диагнозы перекликались со следующими лабораторными исследованиями, смею утверждать, что можно с достаточно высокой вероятностью на основании долговременных исследований определить семьи, имеющие проблемы с N. ceranae.
К сожалению, могу почти с уверенностью сказать, что N. ceranae присутствует и на ваших пасеках. Это показали выборочные исследования, проведенные Камлером. Несомненно, что N. ceranae присутствует чаще, чем вы можете себе представить. На моих пасеках 10-15% семей имеют присутствие этого микроорганизма.
Для определенного подозрения нужно чутье пчеловода. Выбраны следующие признаки из наиболее специфичных: ослабление семей в период с ноября по февраль, слабое весеннее развитие плюс минимальное потребление кормов, плохое взятие сахарного сиропа при скармливании большими порциями, существенно худший принос меду во время июньского взятка, неспособность достигнуть силы обычных здоровых прошлогодних отводков (у меня такие семьи уже занимают объем 5-6 низких надставок на рамку 39х17 см). Между тем, как сила остальных к июню достигает до 7 низких надставок, и они сравниваются по силе с племенными семьями.
Можете возразить, что речь идет об относительно неспецифичных признаках, но когда лаборатория показывает у 5 подозрительных семей из 24 присутствие N. ceranae, это уже повод для размышлений…
Подробно задокументрованные случаи, приведенные дальше, позволяют довольно точно оценить состояние семьи, хотя и очень осторожно, без тенденции к обобщениям. Достоверно инфицированная семья, которая ослабла лишь частично в течение прошлой зимы, была в марте 2012 г. объединена с остатком первоначально сильной семьи, низведенной N. ceranae до 1,5 низких надставки. При осмотре Камлером 21.04.2012 клиническое состояние было в порядке, с нормальным расплодом и проба лётных пчел, взятых для контроля на N. ceranae, была отрицательной. Из этого сужу, что сильная семья весной может справиться с заразой. Во время сезона эта семья полностью занимала 8 низких надставок, а принос цветочного меду был достаточно высоким. Во время писания этой статьи я еще не имел данных о летнем медосборе.
Далее летом 2011 г. подозрительная семья благополучно реагировала на замену матки в начале августа, а при обследовании при подготовке к зиме были здорова. Здесь подчеркнул бы фазы развития инфекции. Возможно, к оздоровлению дело придет при низкой инфицированности. Склонными являются семьи, которые после откачки весеннего меду имели проблемы с маткой, по этой причине не показали хорошего использования дальнейших взятков, а в конце июня были с минимальными запасами кормов. Здесь бы я хотел подчеркнуть потребность в значительных запасах кормов в течение всего сезона, поскольку достаточно сильная семья и в течение безвзяточного периода потребляет много корма. Традиционно рекомендуемых 5 кг явно недостаточно! Например, у семьи на весах в течение трех недель в июне 2012 г. ушло 11 кг. Положа руку на сердце, кто из вас оставлял пчелам при откачке хотя бы 20 кг меду? Лично я оставляю пятую низкую надставку как медовый корпус, полный весеннего меду плюс еще мед по сторонам расплодного гнезда в нижних надставках. Семьи не роятся и не страдают от недостатка корма.
Безусловно, принципиальным является требование формировать отводки, в том числе и сборные, только от здоровых и самых сильных семей!!!
Семьи с легким течением вероятнее всего можно попытаться исправить присоединением хорошего отводка как можно раньше в начале сезона.
Рекомендации по профилактике и селекции
Отобрать образцы (примерно 60 летных пчел), провести анализ существующего состояния. Естественно, относительно небольшие поражения нужно воспринимать как негативные, так и позитивные результаты, поскольку происходят залёты пчел, или, наоборот, в нашем образце как раз не хватает позитивных пчел. Поэтому нужно результаты анализов интерпретировать с учетом клинического состояния, и исследования при случае повторить.
Не подвергать семьи стрессам частыми осмотрами и недостатком кормов.
Следить за семьями и вести подробные записи наблюдений.
Отводки, особенно сборные, создавать исключительно из негативных (по наличию заболеваний), здоровых семей на пике их развития.
Подозрительные семьи можно попытаться исправить заменой маток или подсоединением хорошего отводка.
Вести селекцию семей, устойчивых к N. ceranae, что по имеющейся информации возможно. Не держать слабых, бедствующих семей, причем сила не решающая, лучше руководствоваться негативными лабораторными анализами и достижениями в приносе меду.
Проводить достаточную замену сотов – соты являются резерватом спор N. ceranae.
Создавать запас отводков, из которых оставляем самые лучшие; в остальных выбраковываем маток.
Отводкам обеспечить элементарный комфорт – слабых подкормить медом, сильных можно и сахаром; обеспечить тепло и своевременно расширять.
Весной не объединять больных семей с сильными, что противоречит традиционным советам объединять слабых с сильными, но с точки зрения риска распространения заразы необходимо следить за санитарно-гигиеническим состоянием.
Radek Hubač
Včelařstvi № 9/12
Пер. с чешск. В. Ефимов