Завоз пчел на территорию России из государств Средней Азии имеет долгую историю. В рамках межхозяйственной кооперации в Советском Союзе их доставляли авиатранспортом главным образом для растениеводческих хозяйств и тепличных комбинатов с целью опыления сельхозкультур. Особого негативного влияния на отрасль это не имело, поскольку пчелы нужны были на этапе опыления, затем от них избавлялись, чтобы не нести дальнейшие расходы на содержание.
Примерно с 2005 г. в России начался рост числа тепличных хозяйств, что привело к возникновению спроса на пчел для опыления. В условиях ПФО, ЦФО тепличные предприятия вели закупку пчелиных семей у пчеловодов.
В Узбекистане отрасль пчеловодства получила государственную поддержку с 2006 г., когда было принято Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах стимулирования увеличения скота в личных подсобных, декханских и фермерских хозяйствах» и Постановление Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему развитию пчеловодства». За последние шесть лет количество «субъектов пчеловодства» там увеличилось на 60%, а численность пчелиных семей — в два раза.
Примерно с 2010 г. начался постепенный ввоз пчелиных пакетов из Узбекистана в Россию. В первую очередь они также были востребованы тепличными комбинатами из-за низкой стоимости. Постепенно стала налаживаться дилерская сеть в регионах, где наиболее пользуются спросом пчелы и технологии, подразумевающие их уничтожение после медосбора. К настоящему времени рынок соседнего Казахстана уже наводнен пчелами из Узбекистана, там появились свои легализаторы, имеющие статус экспортера. В этой связи многих узбекских пчел завозят в Россию под видом казахских. Из года в год продавцы кормят своих разочарованных клиентов обещаниями о повышении качества, производстве пакетов из чистопородных пчел, ввозе пчелиных маток и другими. Но экспертные проверки по регионам на уровне общественных организаций, мониторинг ситуации из года в год показывают, что эти обещания не выполняются.
Вследствие завоза пчел из Средней Азии к настоящему моменту у пчеловодства России сформировались следующие основные проблемы:
1. Отсутствие на рынке регулятора в лице Министерства сельского хозяйства РФ привело к тому, что производство пчел с целью последующей реализации в виде четырехрамочных и шестирамочных пчелиных пакетов в ЮФО, ПФО катастрофически сократилось;
2. Пчелы из Узбекистана, изначально отбираемые по опылительным признакам (главной культурой для их использования был хлопчатник), являются метизированными, ройливыми и зачастую злобливыми. Их распространение по нашей территории, естественное размножение роями ежегодно наносит огромный ущерб породному генофонду РФ.
3. Отсутствие должного контроля со стороны Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору России (Россельхознадзор) при ввозе пчел из Средней Азии, игнорирование положенных законодательством карантинных мероприятий каждый год приводит к массовому распространению инфекций, что сильно осложняет работу российских пчеловодов. Так, в 2020 г. из 198 тыс. ввезенных различными путями пакетов пчел карантинным мероприятиям подверглись лишь 8 тыс.
Общероссийская общественная организация содействия развитию промышленного пчеловодства «Промышленные пчеловоды России» не оставила без внимания данную проблему и организовала рабочую группу «Стоп узбекский пакет», в которую вошли неравнодушные профессионалы, в том числе поработавшие на пасеках Среднеазиатских республик СССР: С. Трынкин, А. Востряков, П. Мельников, В. Березовский, А. Чумаков, А. Кудашев,
А. Панышев и другие. За время активной работы в ранневесенний период 2020 г. были составлены письма в Россельхознадор РФ, что в итоге привело к усилению контроля на границе России и недопущению ввоза нескольких тысяч контрафактных пакетов пчел. Силами общественников в ряде регионов, где незаконно, без карантинирования ведется транзит узбекских пчел, провели воспрепятствование в рамках правового поля реализации этого нелегального товара. Одновременно в рабочей группе разработали пути выхода из сложившейся ситуации и подготовили соответствующий проект, направленный на развитие пакетного пчеловодства в России.
Климатические изменения (глобальное потепление) привели к тому, что сейчас пакетным пчеловодством можно успешно заниматься не только пчеловодам из ЮФО, но и из ЦФО, ПФО. Если около 10 лет назад ввоз ранних пакетов пчел из Узбекистана не имел альтернативы, то в настоящее время в условиях Среднего Поволжья уже к началу мая (начало цветения садовых культур) возможны массовые производство и реализация пчелиных пакетов. Использование ульев из современных материалов с низкой теплопроводностью (ППС, ППУ) позволяет также наращивать большую массу пчел в весенний период.
В качестве инструментов, которые помогут развитию пакетного пчеловодства в России, регулятор в лице Департамента животноводства при Министерстве сельского хозяйства РФ может задействовать один из двух следующих вариантов:
1. Разрешить завоз пчел из Средней Азии только в виде бессотовых пакетов. Это общепринятая практика в Австралии, США, Европе. В этом случае минимизируется риск возможного заноса карантинных инфекций, которые распространяются через соты, а пчел также можно подвергать специальным профилактическим обработкам. Бессотовые пакеты меньше распространены главным образом по причине более низкой окупаемости и технической сложности транспортировки. Поэтому конечная цена реализации не будет низкой, и сложится справедливая конкуренция с российскими производителями;
2. Ввести государственные пошлины на ввоз пчелиных пакетов из Средней Азии в размере, который позволит российским пчеловодам быть конкурентоспособными. Этот вариант позволит вывести пакетное пчеловодство России на докризисный уровень. Денежные средства от ввозных заградительных пошлин следует пустить на реализацию проектов по развитию отрасли.
Сдерживание неконтролируемого ввоза пакетов пчел с помощью пошлин и выделение бюджетных средств на поддержку отечественных пчеловодов будут работать как программные и необходимые инструменты для дальнейшего развития пчеловодства в России. На наш взгляд, выделение средств должно затронуть максимальное количество пасечников, независимо от форм хозяйствования. При региональных министерствах сельского хозяйства можно построить логистические центры для складирования, фасовки меда по всем новейшим современным требованиям с целью последующего экспортирования в страны таможенного союза и дальнего зарубежья.
Такой центр может быть оснащен баками-отстойниками, фильтрами и другим оборудованием. Он также может предоставлять услуги по получению центробежного меда на медогонках промышленного типа, оснащенными агрегатами для распечатки сотов, отжимки забруса и прочими. Это сократит затраты труда и снизит себестоимость продукции. Такие центры наиболее актуальны в районах с наиболее высоким сосредоточением пчелиных семей. Пчеловодам останется только подвезти продукцию в пределах 50 км.
В таких центрах также можно установить оборудование по производству вощины из натурального воска, что сократит затраты на ее закупку у коммерческих структур. Каждый пчеловод сможет произвести для себя вощину, используя сырье собственного производства. В покупную вощину зачастую добавляют стеарины, парафины, наличие которых пагубно сказывается на жизнедеятельности пчел в личиночной стадии. В конечном счете, это негативно влияет и на выход конечного продукта в виде меда.
Д.А. НИКОЛАЕВ,
г. Кемерово
Д.Л. МАСЛОВ,
г. Саратов