С каждым годом совершенствуется система ухода в ульях этого типа, осваивается, а многими уже с большой результативностью применяется технология двухматочного пчеловодства, позволяющая выращивать десятикилограммовые семьи.
Многокорпусный улей позволил резко повысить производительность труда и стал основным не только в передовых крупных пчеловодных хозяйствах, но и на тысячах любительских пасек в разных природных и климатических зонах страны — с юга до Сибири и Дальнего Востока. У многокорпусников самые высокие показатели по медосбору и числу обслуживаемых семей, намного совершенней технология пчеловодства.
Многокорпусный улей получил распространение в нашей стране в основном на единую рамку: расплодные и медовые корпуса по высоте и объему одинаковые. Это в какой-то степени создает удобства в работе. Кстати, ульи с однотипными рамками применяют и в других странах.
Однако в последние годы вместо корпусов под мед весьма настойчиво стали внедрять магазины. В частности, уже несколько лет ими пользуются на Липецких комплексах, воронежские многокорпусники, тысячи пчеловодов-любителей. Вызвано это, прежде всего, довольно большой тяжестью заполненных медом корпусов (технология содержания пчел в многокорпусных ульях предусматривает работу с целыми надставками). Полномедный корпус весит более двух пудов. Поднять его, чтобы подложить под него потолок с удалителем пчел, когда от них освобождают соты, потом снять с улья ( в конце медосбора на нем бывает пять-шесть, а иногда и более корпусов), погрузить на автомашину, затем разгрузить под силу не каждому мужчине, не говоря уж о женщинах-пчеловодах. Хотя порой и говорят: было бы что поднимать — поднимем, в жизни все выглядит иначе.
Магазин с медом почти наполовину легче корпуса, а это уже немаловажное преимущество, оценить которое может каждый, особенно при обслуживании крупных ферм. В магазин обычно ставят не десять рамок, а восемь. Это заставляет пчел удлинять ячейки, делает их емкими, вместительными. Кроме того, в низкие соты и глубокие ячейки маткам неудобно класть яйца. Оказавшись вверху, они почти тут же покидают «ненавистные» им магазины и спускаются обратно на гнездовые соты. Исключается применение разделительных решеток, которыми при слабых взятках и высоких надставках отделяют обычно расплодную часть от медовой. А это упрощает уход, облегчает работу пчел в улье.
Магазинные соты, наполненные медом, не имеют выбоин и зигзагов, их проще распечатывать, так как стенки сотов выходят за пределы рамок. По высоте нож захватывает всю площадь сота и поэтому двукратного движения достаточно, чтобы срезать забрус с обеих сторон рамки. Значительно ускоряется процесс распечатывания меда.
Полновесные магазинные соты очень хороши для производств кускового меда (их разрезают на части, завертывают в прозрачный целлофан) и секционного (в рамку вставляют четыре секции). Так как в магазинных сотах пчелы не выводят расплод, они всегда остаются светлыми. В мед не попадают красящие вещества коконов, он от этого не темнеет, сохраняя свой природный цвет и присущие ему вкусовые и ароматические качества.
Магазинные соты практически вечны. Они могут служить несколько десятилетий, только лишь упрочняясь от времени, поэтому при транспортировке и откачке из них меда не ломаются. А ведь соты под мед перевозят каждый сезон и запускают в центрифуги многократно. Они не разрушаются и восковой молью, для питания которой, как известно, нужны белковые вещества коконов.
При внедрении магазинов создать и иметь нужный запас сотов при любых, даже самых сильных взятках, когда требуется их большое количество, намного легче, так как магазинные соты не нуждаются в выбраковке. Под мед пригодны и даже желательны, как более вместительные, трутневые соты. Кстати, у нас в прошлом, а во многих странах и теперь для магазинов специально производят трутневую вощину. Пчелы осваивают магазин с готовыми сотами охотнее, чем корпус, и естественно скорее заливают его медом.
Так как современные способы освобождения медовых надставок от пчел включают использование отпугивающих средств, магазины и тут обнаруживают немалые достоинства. Карболовая кислота и другие репелленты действуют лишь на небольшую глубину, но вполне достаточную для того, чтобы пчелы довольно быстро покинули короткие магазинные соты, тогда как на более высоких корпусных рамках они задерживаются, скучиваясь на нижних площадях сотов. Чтобы снять медовый корпус, приходится дополнительно стряхивать пчел с сотов. Эффект отпугивающих веществ практически сводится на нет. Удалять пчел из магазинов струей воздуха (таким способом уже начали пользоваться) также намного быстрее, чем из корпусов. Притом магазинные соты для этого можно не раздвигать, тогда как сдуть пчел с гнездовых рамок без этого не удается. Даже если приходится стряхивать и сметать пчел с сотов, то проще это делать в магазинах. Пчел на запечатанных сотах бывает мало и их можно быстро смести или стряхнуть, а в медовых корпусах пчел удерживает мед в открытых ячейках, какое-то количество которых почти всегда остается в этих сотах.
В зависимости от характера взятков — их силы и продолжительности — пчелиной семье, кроме гнездовых расплодных корпусов, требуется, как показывает практика,, три-пять магазинных над-ставок под мед. Магазин ставят на гнездо перед на-чалом взятка. Но мере освоения и заполнения его медом дают новые. Очередные магазины помещают наверх или под верхний магазин. При бурных взятках семьям можно давать, сразу по два магазина.
Магазин — отличная кормовая надставка для семей молодых — отводков, пакетов, роев,— масса пчел в которых еще не достигла нормальной величины. В магазинах, куда пчелы складывают мед во время главного взятка, корм бывает самого высокого качества. Количество его —18—20 килограммов — вполне достаточно небольшим новым семьям на зимний и ранневесенний периоды.
Пустой магазин, подставленный на зиму под гнездо семьи, образует воздушную подушку, создающую весьма благоприятные для жизни пчел микроклиматические условия.
Безошибочно можно утверждать, что внедрение магазинных надставок к многокорпусному улью еще полнее раскроет его достоинства и универсальность, умножит число пчеловодов-многокорпусников, послужит увеличению производства меда и росту производительности труда, выше поднимет культуру современного пчеловодства.
Весьма отрадно, что недавно разработанные стандарты предусматривают производство многокорпусных ульев с магазинными надставками.
источник: И. Шабаршов "Многокорпусному нужны магазины"