Отбор меда — одно из важных работ на пасеке. В прошлом, когда еще не были известны рамочный улей и медогонка, для добывания меда и воска применялся самый примитивный способ. Местный купец — перекупщик меда заранее знал своих клиентов. Он старался закупать оптом мед у владельцев пасек пораньше, в начале сезона.
В большинстве случаев это приходилось на июнь — июль. По устному договору он закупал сотовый мед и мед-сырец. Если за сырец он платил по 3 руб. серебром за пуд, то сотовый стоил на 30—50 коп. дороже.
Часто в выигрыше были хозяева, которые мед продавали не за несколько месяцев до выбивания, а после. Промышленникам-купцам не оставалось ничего другого, как покупать готовый мед в бочках. В 1855 г. на юге России лучшая цена на мед была 2 руб. 50 коп. серебром за 1 пуд, а в 1856 г. цены поднялись до 4 руб. 50 коп. серебром.
Ко времени выбивания меда купец поставлял владельцам пасек бочки и серники — кусочки холста, пропитанного растопленной серой. Серник вставляли в расщеп заостренного колышка, поджигали и втыкали под улей. Снизу к улью подгребали землю и закрывали леток, чтобы не было утечки газа. В удушливом серном дыму пчелы погибали и осыпались. Затем улей сносили к месту выбивания меда (мед-сырец добывался вместе с воском, пергой, расплодом, мертвыми пчелами).Файл "/includes/myphp/700x90.php" не найден
Для меда готовили бочки из толстых клепок с прочными доньями и запасом обручей. На этот случай приглашали опытных бондарей. Тара должна была быть особенно прочной. Для добывания меда использовали кадки. В края кадки врезали перекладину или ставили козлы. О перекладину с силой ударяли ульем. От ударов соты обрыоались и падали в кадку.
Посло наполнении одной кадки под козлы ставили другую. Полную кадку взвешивали. Весы устраивали и закрепляли либо на толстом суку большого дерева, либо на треноге. Вес каждой кадки записчвали,указывали число опорожненных в кадку колод.по этой записи определяси средний вес колоды.
Чтобы мед плотно укладывался а бочках, его еще в кадках разбивали деревянными шестами. При этом давили расплод и мертвых пчел; раздавленные части сотов с пергой изменяли окраску меда.
Опыт подсказывал, что слишком полно бочку набивать не следует, так как после укупорки ее мед оседает на дно, вытесняя воск вверх из-за разницы удельного веса. Могло выдавиться дно или клепки бочки. Мед-сырец сохраняли в погребах до продажи купцам, иногда он стоял в бочках до следующей весны, но с наступлением теплых дней мог испортиться. Если хозяева пасек имели достаточно времени, то бывало выгоднее очистить мед и продать его дороже. Да и купцы зачастую не хотели заниматься очисткой меда- сырца и перепродавали его другим лицам (перекупщикам). И в этом случае они имели барыш от 20 до 50 коп. серебром на каждом пуде.
Случалось, что осенью бывало много теплых дней. Тогда осевший мед из бочек спускали через отьерстие. просверленное в дне, в другую посуду. Ее ставили ниже бочки, и мед самотеком стекал. Первый мед признавался лучшим по качеству. Чтобы в нем не было примесей, на посуду надевали сито. В холодную погоду густой мед из бочек самотеком шел слишком медленно, поэтому для разогрева бочки вносили в баню и жарко ее топили.
Но хозяева пасек не весь мед превращали в сырец. Они частично оставляли чистый сотовый мед для питания и продажи. Правда, в продаже сотового меда почти не было, хотя цена на него была выше и он пользовался большим спросом.
Для отделения сотов от стенок ульев и снозов часто употребляли так называемое тесло. Его изготовляли из железного стержня толщиной в большой палец, один конец ко- горого был выкован и виде закругленной лопатки
ОН очень удобен и достаточно тяжёл. Дли этой же цели применяли пасечные резцы, но они менее удобныны в работе, легкм и надо было много усилий для удаления снозов,для окончательной зачистки улья оставшихся в нем после выбив меда частиц сотов применяли кочергу. Она похожа на обыкновенную печную, но только закруглена для удобства выскабливания круглых ульев.
Пасечник заботился об оставив,с, пчелах и заготовлял медовые coты для корма. Самые чистые лучшие соты складывал в отдельную посуду Безмедные куски обрезал и получал из них воск. На воск перетапливались и обсушенные после спуска меда соты.
Как видим, в давние времена ка чество меда, его очистка оставляли желать лучшего.