"Страна славян — страна ровная и лесистая; в лесах они и живут. Они не имеют ни виноградников, ни пашен. Из дерева они выделывают род кувшинов, в которых находятся у них и ульи для пчел, и мед пчелиный сберегается… "Так писал о славянских племенах арабский писатель Ибн-Даст в 10 веке.Он не был путешественником,но тщательно записывал рассказы современников побывавших в Киеве и других местах Руси. В своих записях этот арабский писатель не упоминает ни об охотничьем ни об других промыслах славян. Из этого следует, что пчеловодство у славян было очень массовым видом хозяйственной деятельности,и поэтому оно всегда находило отражение в записках иностранных гостей и тогровых людей путешествующих в Русь.
Слова "пчела", "матка", "улей", "борть", "мёд", "воск" присутствуют во всех славянских языка, и это доказывает, что все славянские племена занимались пчеловодством. Особенно массовое развитие получило бортевое пчеловодство. Бортью в Древней Руси сначала называлось естественное, а потом и искусственное дупло, а участки леса, где водились пчелы- бортевыми ухожиями.
Ещё одной причиной для упоминания бортничества ,в рассказах путешественников-иноземцев,было изобилие пчел и продуктов пчеловодства на Русских землях по сравнению с другими странами, что и поражало иноземцев. Бортничество заключалось не только в том, чтобы найти дупло с пчелами и взять мед. Это было хозяйство, имевшее под собой правовую основу. Во времена древней Руси хозяйственно-социальной единицей было "дворище",которое включало в себя несколько семей состоящих в близком родстве. Каждое такое дворище имело свои земельные владения. Сохранились некоторые документы, описывающие устройство дворища. Оно всегда было "… с полями, сеножатьми, и с лесы и боры, и с деревом бортным, с реками и озеры, и с гати и езы, и с ловы рыбными и пташими". Каждая семья имела участок с бортевыми деревьями — бортевые ухожия. Бортевые ухожия тянулись на десятки километров. То, что именно бортничество являлось важным источником дохода семьи и всего государства говорит тот факт, что еще в 12 веке существовал медовый налог, который платился только медом и не мог замениться ни деньгами, ни другими продуктами. Мед служил важным продуктом торговли с другими странами. Купцы довозили его до Греции и Египта.
Время с 10 до начала 17 века характеризуется расцветом бортничества на Руси.Бортевые ухожия были важной частью крестьянского хозяйства вплоть,до момента появления пасек. Постепенно с ростом населения и интенсивным развитием сельского хозяйства и промышленности начали вырубаться леса, и возникла необходимость охраны бортей. Бортники стали выпиливать из деревьев дупла с пчелами и переносить их поближе к дому на специально расчищенный от леса (просеченный) участок, который назывался пасекой.
Постепенно люди научились сами изготовлять жилище для пчел — колоды и дуплянки. Из толстого бревна толщиной не менее 0.7 метра и длиной до 1.5 метров выдалбливали внутреннюю часть дерева. С боку прорезалось продолговатое отверстие которое закрывалось специальноц дощечкой с летковыми отверстиями-должеей. Сверху дупла-колоды для крепления сотов устанавливали "кресты" и закрывали верхней должеей и берестой. Колоды разделялись на стояки (ставились вертикально) или лежаки(ставились горизонтально). В рукописи,которую написал историк Павел Иовий Новокомский в 1525 году есть такое описание"… в московской земле самая верная жатва получается от воску и меду. Ибо вся страна преисполнена весьма плодовитыми пчелами, которые изготовляют превосходный мед.… по лесам и весьма густым рощам можно неоднократно видеть многотысячные рои висящих на ветках деревьев пчел.Часто находят огромное количество сотов, скрытых в деревах, и старый мед, покинутый пчелами… в удивительной толщине древесных пней находят иногда превеликие озера меду". Воск широко применялся в домашнем хозяйстве для освещения и совершения религиозных обрядов (особенно после принятия христианства).Монахи в монастырях охотно занимались пчеловодвством.
"…Весною в тенистом лесу, стонущем от птичьего шума и гама, или на бархатном лугу, под необъятным лазоревым куполом южного неба, среди мириадов жизней, окружающих тебя, или среди бесконечных, как богатейшая разноцветная скатерть, раскинувшихся полей, среди чудных цветов, при звуке веселой музыки миллионов реющих в воздухе пчел, скажите, что может быть приятнее и живительнее этих часов, проведенных в этом царстве жизни, тепла, света, благоухания и пышного ликования роскошнейшей нашей южной природы?! И поищите вы тогда человека счастливее иерея-пасечника!
….Вот он на пасеке. Весь погрузился в свою излюбленную работу. Забыты все горести и невзгоды житейские. Душа его поистине отдыхает, не смущаемая ни единым неприятным движением…"
Из письма иерея-пасечника – по материалам статьи Л. Зевахина "Скифское медоводство".
Фото борти с сайта https://medokk.at.ua/,колодная пасека художник Шишкин И.И. "Пасека" 1882 https://www.liveinternet.ru/showjournal.php?journalid=2571390&keywordid=918928