Темы ценообразования, цены товара и труда, поведения потребителей являются предметом моих многолетних профессиональных научно-практических изысканий и, исходя из них, представляется логичным утверждение о том, что цена на мед естественным образом должна получаться в результате действия тех же самых Законов и механизмов, которые определяют ценообразование всех существующих товаров.
Данные механизмы работают следующим образом.
Цена любого товара зависит от степени важности той потребности человека, которую удовлетворяет данный товар. Истинная, реальная величина степени важности и значимости данной потребности и определяет ту долю и размер денежных средств, которые человек может выделить или традиционно выделяет из своего семейного бюджета на ее удовлетворение.
Поняв — какую потребность покупателя на самом деле удовлетворяет мед, мы можем увидить его истинную стоимость (хотя бы по аналогии с теми товарами, которые также целенаправленно удовлетворяют эту же самую потребность).
Итак мед, как средство удовлетворения потребности в получении вкусового удовольствия и т.п. навсегда проиграл «вкусняшкам» типа конфет, шоколадок, мороженного наконец и т.д. и т.п., над постоянным совершенствованием привлекательности которых трудятся огромные творческие и интеллектуальные ресурсы планеты.
Мед, как средство излечения, так же однозначно проиграл лекарствам, которые в сознании основной массы современных потребителей считаются наиболее эффективными, технологичными и быстродействующими. Выпил таблетку, получил укол и помчался дальше. Все в духе времени. Как вспомогательное лекарственное средство мед также употребляется незначительной частью людей, более доступно эту функцию выполняет малиновое варенье (к примеру).
Мед, как средство, дающее здоровье или продлевающее жизнь, так же совершенно не значим для основной массы современных россиян, как реально не значимы сами идеи долголетия или здорового образа жизни, поскольку примеры окружающей жизни наглядно доказывают, что, не отказывая себе в удовольствии питаться современными вкусными продуктами — суррогатными колбасами, консервами, концентратами быстрого приготовления и т.д., люди спокойно проживают свои 60 – 70 и даже порой за 80 лет. А большего, как выясняется, основной массе населения и даром не надо: выполнена основная программа рождения и воспитания детей, выполнена вторая программа помощи детям в деле «выращивания» внуков. Чего еще надо? Какая часть из основной массы нашего населения хотя бы приблизительно представляет о иных, дальнейших программах и смысле жизни. А если кто-то что-то и слышал, то насколько эти идей реально привлекательны для него?
С другой стороны, нет достаточного количества общеизвестных, убедительных и привлекательных примеров долгожителей, которые достигли этого возраста благодаря именно меду.
Ну а тот, кто реально озабочен долголетием и здоровьем, тот, как правило, сам реально трудится над данной проблемой и часто составной частью этого процесса является собственная личная пасека на несколько пчелосемей.
Итак, очевидно, что единственное, на что может претендовать мед — это забрать на себя часть потребителей обычного сахара, употребляемого при чаепитии.
Трудно сказать на какую часть данных потребителей можно рассчитывать, ведь сахар не только привычнее, но и технологичнее, что особенно ценится в наше стремительное время. Но теоретически можно предположить о половине любителей чая и из этого можно увидеть и огромную емкость рынка, и истинную цену меда.
Мед и сахар должны иметь одинаковую цену поскольку направлены на удовлетворение одной и той же потребности нашего покупателя!
Другого массового назначения у меда нет! Да и быть не может. И основная масса наших потребителей подсознательно прекрасно это чувствует. Потому и закатывают пчеловоды на склад "...тонну с прошлого года, да две с этого..."
Считать иначе — просто самообманываться. Хотя кому что нравится...
Сегодня сразу ставить цену меда по цене сахара несколько опасно, поскольку у покупателей сработает стереотип: дешево, значит некачественно и они просто не будут его брать. Такие случаи бывали.
На промежуточном этапе можно попытаться отвоевать часть любителей употребления карамелек с чаем. Соответственно розничная цена меда в этом случае должна быть несколько ниже их самых дешевых сортов, поскольку карамельки, в отличие от меда, богаче по своим реальным (а не декларативным) потребительским свойствам – вкусовым ощущениям, ароматам, привлекательности вида, упаковки и т.д.
То есть в итоге мед не может и не должен стоить больше сахара. Правда и трудозатраты на единицу продукции должны быть сравнимы с нормативами в конкурентной сахарной отрасли. И американцы показали, что это возможно.
Более того, они показали, что это выгодно даже при стоимости 0,33 USD за 1 кг меда (была и информация о 0,15 USD за 1 кг). Так что путь проторен и велосипед изобретать не нужно. Необходимо скорейшим образом перенять их достижения и … вперед!
Русичи всегда отличались талантом, смекалкой и трудолюбием (вернее та их часть, которая в сказках всегда проходила под именем Ивана-дурака и который в итоге сполна получал за свой труд).
Так что удачи тем, кто хочет заниматься этим ремеслом профессионально и в духе времени.
С уважением и наилучшими пожеланиями Виктор Ракитин.