ЧТО НАС ЖДЕТ. Сведения о численности пчелиных семей позволяют всем желающим с определенной долей уверенности прогнозировать два-три других ключевых показателя отрасли. Особенно если при этом оглядываться на страны, пчеловодство которых сопоставимо с российским, но имеет надежную статистическую базу. Однако для объемной картины требуются не фантазии, а данные официальной статистики, маркетинговые и другие исследования по десяткам, если не по сотням различных позиций.
Ничего придумывать не надо. Все давно изобретено в других странах и многократно опробовано на практике. Например, в Канаде, Австралии и Франции в 2001-2005 гг. в рамках правительственных программ поддержки национального предпринимательства были проведены фундаментальные исследования конкурентоспособности пчеловодства. Материалы этих изысканий, в которых участвовали специалисты частных консалтинговых компаний, правительственных организаций и пчеловодной индустрии, доступны в Интернете. В них дан анализ сильных и слабых сторон национального пчеловодства, приведены рекомендации относительно возможного решения наиболее актуальных проблем в увязке с проблемами мирового пчеловодства и конъюнктурой мирового рынка. Проведение подобного исследования в России — назревшая необходимость. Осталось убедить в этом экономические министерства и элиту отечественного пчеловодного сообщества Телевизионная приставка со скидкой от 50% .
В эпоху глобализации критерием успешного развития любой отрасли хозяйства становится степень ее вовлеченности в международные экономические связи и выход ее продукции на мировой рынок. В российском пчеловодстве просматриваются определенные позитивные сдвиги в этом направлении, О чем свидетельствуют данные Министерства торговли США (табл.). Импорт меда из стран ЕС в 2004 г. составил 79 т, в 2005 г. — 92, в 2006 г. (январь ноябрь) — 119 т; наш экспорт в эти страны — 62; 105 и 39 т соответственно (Comext 2 K0416781.txt; Data Set: EEC Special Trade Since 1988). Получается, что в 2006 г. экспорт российского меда в развитые страны составил около 4,8 тыс. т (5-10% от объема его производства). Проверить эти показатели с привлечением российской таможенной статистики автору не удалось.
Рядовому российскому пчеловоду, сбывающему мед фирмам-посредникам, безразлично, куда потом поступит его продукция — на внутренний или на внешний рынок. Главное, чтобы зарубежные конкуренты не потеснили его в России. Основания для этого имеются: импортный мед из стран Азии и ЕС реально присутствует на полках как крупных российских супермакетов, так и на рынках. В отличие от дорогого фасованного меда из Германии, Австрии, Франции и других стран ЕС дешевый мед-сырец из Китая на пути к потребителю меняет свое «гражданство» на российское, обеспечивая участникам этой операции дополнительные прибыли. Подобная практика характерна для многих стран, в том числе и развитых, где не отработано регулирование об обязательном упоминании страны происхождения при маркировке фасованного продукта
Нередко в отечественной пчеловодной печати высказывается мнение, что сейчас надо думать не о налаживании экспорта, а о насыщении внутреннего рынка и подтягивании потребления меда в России до уровня развитых стран. Однако в условиях рыночной экономики ситуация формируется балансом спроса и предложения а не кампаниями в пользу увеличения потребления продукта. Бизнес не нуждается в ценных указаниях со стороны и сам определяет, какие операции сулят ему наиболее высокие прибыли. Поставки за рубеж более 12,5 млн т российского зерна в 2007. при высоких ценах на хлеб в стране подтверждают эту аксиому. Заявления, что по среднедушевому потреблению меда мы отстаем от экономически развитых стран почти на порядок, не подтверждаются зарубежной официальной статистикой. лишне еще раз напомнить, что они на 10-90% удовлетворяют спрос населения на мед благодаря импорту.
Перспектива выхода России к 2020 г. на пятое место среди ведущих экономик мира заставляет внимательнее относиться к опыту развитых стран в защите пчеловодства. Наплыв дешевого импортного меда и другие побочные эффекты глобализации порождают серьезные трудности для многих секторов пчеловодной индустрии этих стран. Усложняются сбыт меда на внутреннем рынке и его экспорт, снижается рентабельность отрасли, исчезают стимулы для расширения бизнеса и занятия пчеловодством. В связи с массовой гибелью пчел в США в 2006-2007 гг. американские аналитики пришли к выводу, что развитие современного агробизнеса (с его нацеленностью на производство монокультур на больших площадях; использование генетически модифицированных организмов; широкое Применение химических препаратов для борьбы с сорняками, вредителями и болезнями растений) создает серьезные проблемы для выживания медоносных пчел и других насекомых-опылителей.
Рано или поздно перечисленные проблемы появятся и в России, развивающейся в рамках той же социально-экономической модели, что и страны Запада. По заявлениям руководства Минэкономразвития РФ, наша страна станет членом ВТО в третьем квартале 2008 г., приступит к выполнению своих обязательств перед этой организацией с 1 января 2009 г. и начнет снижать таможенные пошлины с 1 января 2010 г. (AgroNews 20/12/2007). Наиболее сложная проблема переговоров с ВТО — согласование объемов допустимой бюджетной поддержки сельского хозяйства. Российская сторона считает, что такая поддержка должна составлять не менее 9,2 млрд долл. США в год. От нас требуют, чтобы эта сумма была в несколько раз меньше. Как известно, российский рынок меда защищен тарифным барьером в 15%, отдельные структуры отрасли получают свою долю ассигнований из федерального бюджета, а также различную помощь от местных властей.
Сохранится ли данная поддержка после вступления в ВТО? В 2007 г. Россия получила приглашение вступить в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Цель этой авторитетной международной организации — содействовать развитию глобальной экономи: В отличие ОТ ВТО деятельность ОЭСР носит скорее аналитический и рекомендательный характер. Одно из основных требований ВТО к 150 ее членам — отказ от протекционизма. Поэтому в развитых странах помощь пчеловодству предоставляют в пределах так называемой «зеленой корзины». Это ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, подготовка специалистов и повышение их квалификации, научные исследования, информационно-консультационное обслуживание, распространение рыночной информации, страхование урожая, совершенствование инфраструктуры отрасли и т.д. Подобные меры не считаются протекционистскими. Все, что выходит за их рамки, может навлечь санкции со стороны ВТО.
Члены этой организации не упускают шанса подловить зарубежных партнеров на «недобросовестной конкуренции», поддержке цен производителей, субсидировании экспорта и т.д. В настоящее время государственные структуры США участвуют в реализации антидемпинговых санкций в отношении меда из Китая и Аргентины. Страны ЕС предпочитают защищать свое пчеловодство с помощью жесткого санитарно-ветеринарного контроля импорта. Примером взаимодействия пчеловодных объединений и структур с правительственными агентствами, наукой, медициной и бизнесом в отдельной стране может служить состоявшийся в январе 2008 г. в Калифорнии (США) симпозиум «Мед и здоровье». Его проводили по аналогии с международными симпозиумами по чаю с целью оживления пчеловодной индустрии США, увеличения потребления американцами меда, распространения научной информации о полезных свойствах продуктов пчеловодства, а также расширения сотрудничества с зарубежными коллегами и специалистами в перечисленных областях.
К налаживанию сотрудничества между пчеловодами и торговцами меда в ЕС стремится и Европейская ассоциация профессиональных пчеловодов. В 2007 г. на Генеральной ассамблее этой организации один из ее руководителей — Г.Сингер подчеркнул, что пчеловодство в ЕС испытывает растущие трудности, поскольку не выдерживает конкуренции с пчеловодной продукцией стран Азии, Южной и Центральной Америки и других регионов. Однако, по его мнению, пчеловодство в указанных странах в будущем неизбежно столкнется с теми же проблемами, что и в ЕС. «Если мы действительно собираемся решать проблемы торговли медом, — подчеркнул Г.Сингер, — нам следует активно обсуждать названные проблемы с торговцами, искать компромиссные варианты, договариваться о справедливой цене на продукты нашего труда. Другого пути нет!» (Apis UK, March 2007).
А.С.ПОНОМАРЕВ
Похожие статьи:
Новости пчеловодства → Раввина в Зимбабве искусали пчёлы
Новости пчеловодства → В Казахстане потравили пчёл
Новости пчеловодства → В Болгарии исчезают пчёлы
Новости пчеловодства → Феромоны помогают пчелам процветать
Новости пчеловодства → Пчелы видят цвета на сверхскорости
Новости пчеловодства → Пчеловоды Узбекистана в 2010 году произвели 3 тыс. т меда
Новости пчеловодства → Неудачливый французский пасечник украл у коллег 150 пчелиных ульев