Надо ли говорить, сколько хлопот и проблем доставляет пчеловодству варроатоз. Казалось бы, мы всё знаем о клеще, разработали много способов борьбы с ним, а говорить о полной победе над клещом не приходиться. Между тем, мне кажется довольно странным, то обстоятельство, что эта проблема возникла только в последнее 30-40 лет. Пчёлы на протяжение всей своей долгой эволюции приспособились ко многим неблагоприятным факторам. И то обстоятельство, что клещ активно паразитирует на пчеле в последние время, на мой взгляд является свидетельством того, что мы нарушили какие то механизмы защиты пчел от клеща, именно в последние годы.
Достоверно известно, что в диапазоне температур от 30-37,5С возможно развитие пчёл на протяжении всей стадии постэмбрионального развития (Е.К.Еськов “Экология медоносной пчелы” М. 1990г.) с минимальными потерями. Оптимальная температура для развития яиц клеща при относительной влажности 60-80% составляет 34С (Пчеловодство №8, 1983г. И.А.Акимов, И.В.Пилецкая ”О жизнеспособности яиц клеща варроа”). А при длительном воздействии температуры 35-36С гибель яиц клеща может достигать 50-95% в зависимости от относительной влажности. Разница температур в 1-2 С при соответствующей относительной влажности способна быть реальным барьером для клеща. Но поскольку клещ успешно паразитирует на пчелах, то это означает, что этой разницы температур нет. Либо, клещ приспособился к температуре 35-36С, или в расплодной части температура составляет 34С и относительная влажность 60-80%. Второе обстоятельство более правдоподобно, что подтверждается публикациями. Такой микроклимат в расплодной части гнезда держится, не потому что плохо утеплен улей, а потому что у нас такие улья. Существующие конструкции ульев больше приспособлены для пчеловодов, чем для пчёл. Виноваты так же и пчеловоды, которые, стремясь не допустить роения пчёл, излишне расширяют объём улья. При этом пчёлы видимо не в состоянии обеспечить оптимального внутригнездового микроклимата.
В природных условиях пчёлы сами определяют и формируют оптимальный объём и структуру расплода в гнезде, исходя из собственных возможностей и, делая это рационально, при этом гнездо получается очень компактным. Пчеловод, каким бы опытным не был, не способен поддержать объём гнезда в соответствии с силой семьи и выполнять данную функцию лучше самих пчёл. И для пчёл будет лучше, если пчеловод вообще не будет заниматься расширением гнезда, в том виде как это делается сейчас. Но для этого пчёлам нужно создать идеальные условия, приближенные к природным, в которых пчёлы без посторонней помощи сами могли бы формировать объём и структуру гнезда.
В статье “ Почти как в дупле” (4. 2000.Пчеловодство) автор А.Д.Трифонов описал идеальный способ содержания пчёл, в котором пчёл без помощи пчеловода формируют объём гнезда. При таком способе в улье всегда должны быть свободные нижние корпуса, на которые при “ хорошем взятке переход матки со свитой вниз происходит автоматически”. При работе с такими ульями, у пчеловода нет надобности постоянно, внимательно следить за развитием пчёл и вовремя расширять гнездо. Пчеловод может заранее подставить укомплектованный рамками корпус, не нарушая ритм работы пчёл. А пчёлы переходят вниз постепенно и только тогда, когда это им необходимо и поэтому гнездо получается компактным. Хочу остановить тех пчеловодов, которые захотят повторить опыт в больших масштабах в том виде, как описано в статье А.Д.Трифонова. Семь лет назад я так был уверен в успехе, что не стал экспериментировать на одной семье, а попытался сделать это с 15 семьями. Все они вошли в роевое состояние. Автор статьи ”Почти как в дупле” ничего не указал о конструкции улья, и даже не дал ни какого намёка на то, что такие конструктивные особенности и условия имеются. А между тем, такие условия имеются и их несколько. К сожалению, пока сейчас сказать обо всех условиях не могу, но на одном из условии остановлюсь.
Матка без особых проблем переходит в верхний корпус и крайне неохотно, практически не переходит в нижний корпус, по причине, о которой мы можем пока только догадываться, даже если между корпусами улья минимальный зазор. И чтобы обеспечить переход матки в нижний корпус в многокорпусном улье, соты должны быть расположены особым способом. Часть сот в улье смещаются по вертикали по отношению к рядом стоящим сотам так, что стык между рамками перекрываются сотами соседних рамок.
При содержании пчёл в ульях с таким расположением сот, микроклимат в расплодной части гнезда не будет соответствовать оптимальному режиму развития клеща варроа, и как следствие заклещеванность расплода минимальна. Работая с такими ульями, пчеловод не только избавит пчел от варроатоза, но и существенно сократит риск роения пчел, т.к. в существующих приёмах пчёловождения одной из основных причин роения является невнимательность или неопытность пчеловода, при этом забот у пчеловода станет гораздо меньше.
В данное время ведется работа по оформлению авторских заявок на изобретения. Хотя об окончательных выводах и итогах говорить рано, но предварительные результаты свидетельствуют об обнадёживающем перспективном направлении.
© Александр Ерко
Похожие статьи:
Новости пчеловодства → Умственные подвиги пчёл
Пасечные истории → Одиночные пчёлы более мужественны
Биология пчёл → Пчелиная вакцинация
Биология пчёл → Жизнь пчёл в дуплах деревьев
Биология пчёл → Электрическое поле помогает пчёлам обмениваться информацией
Пасека:день за днём → Факторы влияющие на продуктивность и жизнеспособность пчелиной семьи
Биология пчёл → Состав пчелиной семьи