Это явление происходит на всей планете, и назыают его КПС ( Коллапс Пчелиных Семей). Явление тревожное, апокалиптическое. Когда впервые узнал о нем из журнала " Пчеловодство" подумал ,как обычно — ну, это где-то там у них и нас это не касается. И вот в 2008 году… Пасека у меня была в 47 семей. Все шло как обычно, закончился медосбор, откачал мед. Я, при отъёме меда, сразу собираю пчел на зиму и более, кроме обработки бипином, к ним не суюсь.Все семьи были в полной силе. Как-то рано утром, находясь вблизи ульев, замечаю, что в летки нескольких безпрепятственно залетают осы. Надо проверить. Открываю семью, и что же? В семье нет ни единой пчелы ни живой ,ни мертвой. Мед целехонек.
Проверил остальных — еще 11 семей в таком же виде. Было это в конце августа. К постановке на зимовку у меня осталось 15 семей из них 6 ослабленных,(которые не перезимовали). Ни в одной исчезнувшей семье не осталось подмора, весь мед был цел. Пришлось откачивать еще раз… Пользуясь служебным положением( я работал начальником районной ветстанции), собрал, через своих коллег, информацию по области. Что выяснилось! Почти во всех районах подобное происходило и в прилегающих районах соседней Владимирской области. Причем вне зависимости от места расположения пасек, преобладающих медоносов, обработки от варроатоза, конструкции ульев, породы пчел, величины пасеки и, даже, наличия мобильной связи и др. От многих пасек нами был отобран материал и тщательным образом исследован в областной ветлаборатории ( тут у меня проблем не было). Ничего серьезного не обнаружили. Я написал по этому поводу в журнал, мою статью напечатали. И что? А ничего! Никто из пчеловодных руководителей не заинтересовался. Я обратился в НИИ Пчеловодства г. Рыбное, Рязанской области.
Примерно через 3 недели мне оттуда позвонила какая-то дама, не отягощенная воспитанием, и сказала, что я зря гоню волну, что мы просто не умеем разводить пчел (!) и это все от варроатоза. Два сезона ушло на восстановление пасеки. В прошлом году появился намёк на повторение ситуации, таким же образом пропали 2 семьи. У моего приятеля исчезло около 20 семей. В этой ситуации меня удручает то, что никого наши проблемы не интересуют. При, как бы, наличии в стране пчеловодной науки и министерства сельского хозяйсва проблему никто не изучает. В журнале ежегодно печатают данные о наличии в стране пасек и пчелосемей, валовом производстве мёда и др, интересно — где они эти данные берут? Со своих высоких лепных потолков? Нас никто не курирует, информация не собирается. Совсем! Вот губернатор Якушев отказался помогать пчеловодной отрасли, и он в этом совсем не одинок. А пчеловодство, если задуматься, не такая уж прикладная отрасль. Главная проблема животноводства, это дефицит кормов и, в первую очередь, белковых. Основным источником белка в кормах -это бобовые растения, а они на 100% пчелоопыляемые.
Причем при пчелоопылении урожайность повышается на 50-60 %. Кроме того бобовые, как азотсвязующие, важнейший фактор повышения плодородия почв. Эту цепочку нельзя разрывать, она выстроена самой природой. Я как- то подсчитал, что для обеспечения нормального пчелоопыления, территории своего района, учитывая полезный радиус полёта пчелы, в нем должно быть не менее 4000 пчелосемей, равномерно распределённых. Я имею ввиду опыление дикой природы, садов-огородов и полей. На сегодняшний день пчел у нас не более 300 семей на десятке пасек. В связи с безпрецендентно яростным уничтожением лесов, диким пчелам негде поселиться. Что же наблюдаю? На повсеместно брошенных полях( сельское хозяйство у нас умерло, навовсе) все меньше становится цветковых растений, в основном злаковые и осоковые, и те хилые. То есть, с исчезновением пчел, нарушается природный баланс, а это чревато...