Медосбор
Во время медосбора со второй половины мая до конца июля в улье никаких операций не выполняю, кроме расширения объема ульев постановкой добавочных корпусов и, если в этом есть необходимость, отбора меда. Каждое вторжение в жизнь пчелосемьи, особенно с использованием дымаря, уменьшает количество собранного меда.
При расширении гнезда вниз особое внимание обращаю на качество крепления вощины к проволоке. Рамка с деформированной или с оторванной пчелами вощиной особенно в расплодном корпусе станет препятствием для освоения пчелами последующих рамок с вощиной и причиной возникновения роевого состояния. Чтобы это не произошло, особенно тщательно слежу за качеством крепления вощины к проволоке рамки.
Применяемый мною способ расположения проволоки на рамке и крепление вощины несколько отличается от рекомендуемых в литературе и он обладает большей надежностью как при постройке сотов пчелами, так и при откачке меда. Схема перекрещивающихся проволок показана на рисунке. Проволока протягивается легко и крепится с хорошим натяжением. Вощину пропускаю между перекрещивающимися проволоками впритык к верхнему бруску рамки и прикатываю шпорой к проволоке; для большей надежности операцию завершаю приклеиванием вощины расплавленным воском к верхнему бруску рамки.
Согласно моему методу, применяемое расширение гнезда не является двойным расширением. Гнездо фактически расширяется на три рамки с вощиной во втором корпусе, и никакого переохлаждения пчел и расплода не бывает даже при сильном похолодании. Девять рамок суши и вощины первого корпуса осваиваются пчелами по мере роста семьи, и пространство, заполненное этими рамками, какое-то время является подрамочным пространством для второго корпуса, полностью занятого пчелами.
Через 7-10 дней после постановки второго корпуса проверяю наличие в нем маточников. Наличие маточников или отсутствие засева свидетельствует об отсутствии матки во втором корпусе и о том, что расширение вниз произведено успешно. Наличие засева подтверждает, что матка перешла через решетку или не была оставлена в первом корпусе. В этом случае ее необходимо вернуть на свое место. Маточники выламываю или помещаю в клеточки для вывода маток.
Отводки делаю на пчелах вторых корпусов, задержавшихся в своем развитии семей и маточниках из наиболее сильных семей. Сборных отводков не делаю. Перед выходом маток из маточников (обычно оставляю или даю по два маточника) отделяю второй корпус от первого сплошной перегородкой. Между первым и вторым корпусами ставлю корпус с сушью (иногда ставлю и магазин, так как корпусов не хватает). Во втором корпусе, который становится третьим, открываю верхний леток. Лётная пчела бывшего второго корпуса слетит в первый корпус и понесет мед. После того, как матка в третьем корпусе начнет засев, корпус снимаю и ставлю на новое место. Лётная пчела третьего корпуса слетит и усилит семью со старой маткой. Отводки сразу начинаю подкармливать сиропом по 0,5 л ежедневно 1:1. Бывает это обычно к концу мая. Пчелы идут в зиму на восьми и большем количестве рамок и на следующий год дают мед.
С установлением теплой погоды, т.е. во время цветения садов — в конце мая, а иногда и ранее, расширяю гнездо вверх: ставлю третий корпус. К этому времени во втором корпусе обычно бывает много незапечатанного меда. В третий корпус помещаю девять рамок суши и три рамки с вощиной. Сверху кладу холстик, подушку. Запах пустых сотов в поставленном верхнем корпусе стимулирует пчел к активному сбору нектара.
Сады отцвели, но вскоре зацветает малина, дающая небольшой поддерживающий медосбор. Через неделю заглядываю в верхний корпус. Если там окажется много пчел, то ставлю на него четвертый корпус или (если нет корпусов) магазин. Пчелы реагируют активным сбором нектара на постанову в улей сразу большого количества сотов. Запаздывать с этим нельзя: лучше поставить раньше, чем позже. Это важно.
Если пчелы в верхнем корпусе отсутствуют и взяток ослабевает, что бывает обычно в конце июля, то больше корпусов не подставляю, в некоторых случаях снимаю. После двадцатых чисел июля медосбор резко уменьшается. Однако были годы, когда поддерживающий медосбор продолжался до середины августа. При работе с пчелами по моему методу в запасе должно быть сотов в три раза больше, чем в первом (расплодном) корпусе. Откачку меда в самых сильных семьях, дающих 4 корпуса меда и больше, произвожу дважды. В первый раз откачиваю запечатанный мед из вторых и третьих корпусов после того, когда пчелы понесут мед в поставленный на четвертый корпус магазин. В остальных семьях откачиваю мед один раз в конце июля. Рамки с медом обычно запечатаны полностью или наполовину. После первой откачки меда из второго и третьего корпусов в сильных семьях корпуса с рамками ставлю на свои места, если медосбор продолжается, а если заканчивается, то на свое место ставлю только один из откаченных корпусов. Другой с откаченными рамками ставлю на осушку сверху. Через неделю после окончания медосбора приступаю к откачке меда.
Подготовка к зимовке
После того как отберу у семей последний корпус или магазин с медом, сразу провожу осмотр рамок расплодных корпусов, что обычно бывает в конце первой декады августа. Определяю количество рамок с расплодом в гнезде. Вынимаю из первого корпуса светлые рамки, полные медовые, чисто перговые, все медо-перговые, кроме одной. В середину первого корпуса ставлю светло-коричневую сушь под засев взамен отобранных рамок. Проверяю мед на падь. По краям первого корпуса ставлю теплые диафрагмы. Всего в первых корпусах будет по восемь или десять, а в наиболее сильных семьях по двенадцать рамок. В первый корпус ставлю с обеих сторон между вторыми и третьими рамками по полоске апистана, которые убираю через 25 дней. Во второй корпус помещаю рамки медо-перговые, изъятые из первого корпуса, и светло-коричневую сушь в количестве, соответствующем числу рамок с расплодом в первом корпусе. Рамки второго корпуса ограничиваю теплыми диафрагмами. Разделительную решетку между корпусами не ставлю. В это время матка редко переходит во второй корпус (если там нет рамок с расплодом). Закрываю верхний леток первого корпуса. Нижний леток держу открытым наполовину. На рамки второго корпуса кладу холстик и подушку.
После предварительного формирования гнезда семьи начинаю кормить сиропом на дождевой воде 1:1,5 с добавлением 70%-ной уксусной кислоты (0,3 мл на 1 кг сахара). Кормление пчел на зиму сахарным сиропом облегчает пчелам зимовку и выгодно пчеловоду экономически. Сироп даю на ночь в верхних кормушках по 1 л в день. Семью кормлю до тех пор, пока мед во втором корпусе не будет запечатан наполовину и большинство рамок второго корпуса будут иметь не менее 2,5 кг меда. И так во всех семьях. Скармливаю каждой семье до 15-20 кг сахара. Как сказывается такое количество сахара на пчелах и на весеннем развитии пчелосемей? Никак. И объясняется очень просто: если весенний медосбор богат, то можно без риска для зимующих пчел заменять все запасы сахаром, а весенний медосбор богат там, где произрастают ива, клен, орешник, мать-и-мачеха или другие раноцветущие медоносы. В литературе по пчеловодству много говорится о том, что пчелы при переработке большого количества сахара сильно изнашиваются и плохо зимуют. Исходя из этого, рекомендуется скармливать семьям осенью не более 8-10 кг сахара. Возможно это и так, если кормить пчел в сентябре. У меня пчелы, перерабатывающие сахар, не зимуют. Они отмирают в сентябре, октябре и даже в ноябре. Видимо часть пчел, идущих в зимовку, перерабатывают сахарный сироп в мед, но сильно истощиться они просто не могут. Известно, что переработка каждых 10 кг сахара влечет за собой гибель 3500 пчел. Много это или мало? В начале августа, когда я начинаю кормить пчел, в каждой семье имеется не менее 40 000-50 000 пчел и расплода на шести-восьми рамках. Вывод: получается не так уж и большой расход пчел. Недаром финские пчеловоды оставляют своим пчелам на зиму только сахарный мед. Кроме того, известно, что на сахарном меде пчелы лучше зимуют и у нас. У меня пчелы прекрасно зимуют на воле и в не отапливаемом помещении. Отлично облетываются, хорошо развиваются весной. Подмор пчел обычно минимальный.
Между стенками ульев и крайними рамками стараюсь поставить теплые диафрагмы с плотным прижатием диафрагм к задней и передней стенкам, для чего к боковым планкам диафрагм приклеиваю полоски поролона. Гнездо на зиму формирую из рамок первого и второго корпусов весом не менее 2,5 кг через 7-10 дней после окончания кормления — это примерно вторая половина сентября. В расплодном корпусе вместо теплых диафрагм ставлю рамки с последним расплодом с малым количеством меда. Далее ставлю слева и справа по рамке, с почти полностью запечатанным медом, затем по хорошей медо-перговой рамке и в середине — рамки с наполовину запечатанным медом. Если ставлю полностью запечатанные рамки, то в нижней их части нарушаю печатку. Пчелы сами выберут мед, подготавливая ячейки для ложа клуба. На верхние планки рамок для сокращения засева маткой кладу только холстик; 10 октября проверяю наличие расплода на крайних рамках. Если расплод к этому сроку не вышел, будь то засев или печатный расплод, то рамки с расплодом из улья вынимаю, пчел стряхиваю в улей. Рамки же с расплодом выставляю в саду, около деревьев, для очистки от расплода синицами. Они делают это быстро и аккуратно. На место отобранных рамок ставлю теплые диафрагмы.
Весь открытый мед с оставшихся рамок откачиваю — пойдет на подкормку пчел весной. Рамки с оставшимся на них запечатанным медом храню в пакетах, помещенных в ящики, в сухом погребе при температуре не ниже 0 °С. Эти рамки использую при расширении гнезда и для подкормки пчел весной. Не оставляю в гнезде и соты, забитые пергой по всей площади, поскольку они ухудшают зимовку пчел.