Многокорпусный улей отечественного производства (размеры в мм):
справа — общий вид, слева и посередине — продольный и поперечный разрезы; 1 — дно; 2 — корпус; 3 — рамка; 4 — потолок; 5 — подкрышник; 6 — вентиляционная рама; 7— кровля; 8— обвязка крыши; 9 — прилетная доска; 10 — летковый вкладыш; 11 — верхний леток; 12 — пропил для вентиляции.
Многокорпусный улей широко распространен в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Центральной и Южной Америке. Как показывает практика, улей этого типа в наибольшей степени отвечает современным требованиям пчеловождения. При содержании пчел в таких ульях в сочетании с механизацией трудоемких процессов упрощаются работы по уходу за пчелами, что ведет к повышению производительности труда пчеловода. К медосбору в них наращиваются, как правило, сильные семьи.
Особенности конструкции
Многокорпусный улей состоит из корпусов, более легких по весу и меньшего объема, чем корпуса ульев других типов; в каждом из них размещаются десять рамок, снабженных постоянными разделителями. Конструкция выпускаемого в настоящее время варианта многокорпусного улья разработана на основе обобщения литературных данных и результатов производственных испытаний ульев экспериментальных конструкций.
Улей предназначается для содержания пчел на стационарных и кочевых пасеках. Состоит он из нескольких (чаще четырех) корпусов, каждый из которых вмещает по десять рамок размером 435x230 мм. Общая площадь сотов такого улья достаточна для размещения сильной семьи пчел. Улей имеет вид «обтекаемой» колонны, имеющей лишь небольшой выступ в прилетковой части дна; выступ обеспечивает надежное закрытие нижнего летка перед погрузкой на транспорт и способствует в пути свободному притоку воздуха к вентиляционным устройствам.
Дно
Дно улья отъемное; покатый щиток его (с уклоном 1:23 от заднего бруска обвязки к переднему) состоит из трех досок толщиной 35 мм, окантованных с четырех сторон обвязкой. Боковые бруски ее спереди, в прилетковой части, имеют выступы, позволяющие изнутри прикрепить держатели (металлические пластинки) прилётной доски. Перед кочевкой прилётная доска благодаря держателям из горизонтального положения устанавливается в вертикальное и после осадки вниз надежно перекрывает просвет нижнего летка. В просвет нижнего летка вставляется вкладыш сечением 20x20 мм с летковой прорезью длиной 100 мм; вкладыш может быть удален, в таком случае образуется максимальный просвет летка размером 375x20 мм (необходим в период главного взятка).
Снизу к дну подшиваются бруски для предохранения обвязки дна от гниения при установке на землю. Снизу дно должно быть окрашено. Обвязка и щиток с двух сторон каждого угла сбиты во избежание расхождения деталей.
Корпус
Стенки его сделаны из 35-миллиметровых досок. В верхнем и нижнем краях корпуса выбраны фальцы для надежного соединения корпусов между собой и с другими частями улья при перевозках и сохранения тепла. В передней стенке каждого корпуса сделан круглый верхний леток диаметром 25 мм, который прикрывается втулкой. На внешней стороне боковых стенок выбраны «раковины» — углубления для удобства подхвата корпуса руками или механизмом. Стенки корпуса в углах соединены на водостойком клее в четверть и сбиты гвоздями. Внутренние размеры корпуса 375x450x340 мм. Рамки снабжены постоянными разделителями.
Потолок
Состоит из пяти потолочин, скрепленных двумя нашивками. Он может быть использован и в качестве горизонтальной диафрагмы, которую помещают между корпусами улья.
Подкрышник
Представляет собой обвязку, фиксирующую потолок, укладываемый на гребни корпуса; 15-миллиметровым нижним фальцем подкрышник прижимает потолок сверху. В подкрышник при необходимости укладывают верхнее утепление.
Основное положение подкрышника — в голове (вверху) улья, но он может быть в сочетании с потолком применен в качестве горизонтальной диафрагмы между корпусами, заселенными пчелами с разными матками. Если в таких случаях приходится изолировать пчел от вылетов (при обработке окружающей местности ядохимикатами), потолок снимают, а на его место закладывают вентиляционную раму (во избежание запаривания пчел нижнего отсека улья). Пчел верхней семьи пускают под крышу. Летки закрывают. В жаркое время сезона подкрышник для лучшей вентиляции улья может быть установлен под нижний корпус.
Наконец, два подкрышника, установленных один на другой, образуют надставку, в которую можно поместить рамки 435x300 мм. Необходимость в этом может возникнуть при переводе пчелиных семей пасеки в ульи на рамку 435x230 мм или же при переселении в улей пчел из пакетов, прибывших из южных питомников на рамках435x300 мм.
Крыша
Для удобства при кочевках она делается плоской и прочной в расчете на установку ульев в кузове автомашины друг на друга в несколько ярусов. По этой причине на обвязку крыши идут 24-миллиметровые доски, а на щиток — доски толщиной 20 мм. Высота обвязки 105 мм. В углах доски соединены на водостойком клее в шип и сбиты гвоздями. Крыша покрыта жестью. Устанавливается она на улей в четверть, заподлицо со стенками корпуса.
Снизу в обвязке крыши выбран 15-миллиметровый фальц, благодаря которому крышу можно установить прямо на потолок, минуя подкрышник. В крыше может быть укреплена вентиляционная рама.
Вентиляционная рама
Состоит она из обвязки и нашитой на ней металлической сетки с ячейками, непроницаемыми для пчел. В зависимости от силы семьи рама может быть уложена в фальцы подкрышника, корпуса или же укреплена в крыше с помощью фиксаторов. При установке вентиляционной рамы в подкрышник образуется 55-миллиметровое надрамочное пространство. Когда рама помещается в крыше, оно увеличивается до 85 мм. Если между корпусом и крышей находится еще и подкрышник, то это расстояние возрастает до 130 мм. При перевозке сильных семей поверх гнезда пчел может быть установлен пустой корпус. В этом случае в фальцы для рамок вкладывают вентиляционную раму. Точно так же можно поступить и при изоляции пчел во избежание отравления их ядохимикатами, используемыми при борьбе с вредителями сельскохозяйственных растений.