Фото: www.toz.khv.ru
Мед у Владимира Калинина удивительный: сладкий, нежный, ароматный Если спросить хабаровчанина Владимира Калинина, какая из отраслей животноводства наиболее прибыльна для хозяев подворий, он, не раздумывая, ответит: пчеловодство.
С пчелами Владимир Калинин связан более полувека. Всю жизнь он проработал на железной дороге, а в свободное время увлекся пчеловодством. В свои семьдесят шесть лет молод душой. Ведь среди пасечников — много долгожителей, люди эти почти всегда добрые, тихие. Впрочем, говорят, что иными им и быть нельзя: злых, суетливых, неопрятных пчелы не любят.
— Почему занимаюсь пчелами? — повторил мой вопрос Владимир Николаевич. — Пчелы — полезнейшие существа на свете, которые «производят шесть чудес» — мед, воск, маточное молочко, пыльцу, прополис и пчелиный яд. Не нужны пчеле подрядчики, сама настроит соты — сама заполнит их и в нужный момент запечатает.
Так получилось, что наш разговор возвращается то на двадцать, то на пятьдесят лет назад.
Суть проблемы в том, что ситуация в пчеловодстве Хабаровского края непростая. Вот только некоторые цифры: в прошлом веке пчеловоды Приамурья ежегодно накачивали до пяти и более тысяч тонн меда, имели более 50 тысяч пчелосемей, подавляющее большинство их содержалось в личных хозяйствах граждан, чуть более 10 процентов — в совхозах (был целый трест!). Кроме этого, в крае работал воскозавод, сладкая продукция хабаровских пчеловодов отмечалась на выставках ВДНХ.
Сегодня картина другая: меда больше не стало, никто учета не ведет, пчеловодческой службы в краевом министерстве сельского хозяйства нет — нет и своего профессионального союза. У населения закупается ничтожная часть от общего объема производства меда. Самим же пчеловодам такая «коммерция разорительна»: продавать мед чуть выше стоимости сахара. Но разве можно сравнивать эти продукты?
На сто цветков липы амурской приходится 300 миллиграммов меда. Всего три капельки на цветок. Чтобы набрать 150 килограммов липового меда в улей, пчелам нужно опустошить 50 миллионов цветков. Для этого необходимо совершить за 10-15 часов около 200 тысяч вылетов за нектаром. Вот сколько труда заключено в трехлитровой банке меда!
— В России производится 300 граммов меда в год на человека. А китайцами — пять килограммов! А нам хоть бы треть сахара заменить медом! — предлагает Владимир Николаевич.
В связи с этим большие надежды Владимир Калинин возлагает на президента Владимира Путина, которому отправил письмо об огромных потенциальных возможностях отрасли, которая в прямом смысле слова обеспечивает здоровье нации.
В своем послании пчеловод просит главу государства принять федеральный закон, предусматривающий государственную поддержку пчеловодов.
Письмо Калинина из администрации президента попало в Минсельхоз, откуда пришел ответ: дескать, нормы права, содержащиеся в других федеральных законах, могут с успехом применяться и в пчеловодстве. Поэтому-то законодателями «пчелы» с рассмотрения сняты. Принять законопроект могут и на региональном уровне.
— Закон «О пчеловодстве» в крае есть, но он морально устарел, — говорит депутат краевой законодательной думы Дмитрий Розенков. — Однозначно сказать, берите другие законы и используйте — нельзя. Проблемы у пчеловодов возникают тогда, когда они начинают регулировать свои отношения с другими службами.
Например, с теми же лесниками, которые за постановку на лесных участках кочевых пасек требуют денег. А свою выгоду, что при опылении улучшается видовой состав леса, вроде бы не замечают. Или взаимоотношения пчеловодов с аграриями.
Сегодня существует государственная целевая программа по развитию сельского хозяйства, согласно которой в крае должно больше производиться мяса и молока. Но главной основой для этого является полноценная кормовая база. И получить высокий урожай того же клевера и других кормовых культур без пчел нельзя.
— Почему бы при распределении средств не направить какую-то часть на возмещение затрат на опыление, то есть на пчеловодство? Хорошо бы, чтобы и пчеловоды могли пользоваться льготными кредитами, беспроцентным лизингом для приобретения оборудования, племенного материала, — считает Владимир Калинин.
Только вот ему обидно, что посредники получают больше прибыли, чем сам пчеловод.
— Во многих странах основной доход пчеловоду приносит не реализация меда, — замечает Владимир Николаевич, — а плата владельцев садов и огородов за опыление их растений. Ведь это значительно, на десятки процентов, а иногда и в разы повышает урожайность. У нас садоводы встречают пчеловодов с радостью, но не платят ничего.
Смотрит Калинин на карту Хабаровского района сегодня и сравнивает ее с картой тридцатилетней давности — сердце кровью обливается. Четыре с половиной гектара липы — собственность его бригады — исчезли с лица земли, незаконно отторгнуты и распаханы. Вместо пасек сейчас огороды…
Что интересно, Калинин работает с пчелой уникальной породы — дальневосточной, которая приспособилась к суровому климату, устойчива к болезням, хорошо переносит зимовку, а самое главное — отличается «высокой медосборной силой». Намерен он создать в крае промышленный репродуктор для своих пчел.
Дело в том, что нашим закаленным пчелкам надо дать простор и снабдить ее обильным кормом. Для этого Калинин приобрел автобус и намеревается кочевать на своем «передвижном павильоне» по медоносным урочищам. Ульи у него «урожайные», которые сам смастерил — нечто новое, оригинальное; тару особую изобрел — пластмассовые сердечки в виде сот.
Чтобы постичь тонкости поведения пчел, Владимир Николаевич перелистал горы специальной литературы, провел немало исследований, наблюдений. Даже курсы фермерские закончил с пчеловодческой специализацией.
Видно, не напрасно пчела старше человека на пятьдесят миллионов лет, если в людском обществе порядок какой-то «неестественный»: пчелы есть, а отрасли нет. Пчеловоды винят во всем переход к рыночной экономике (исчезновение крупных госпредприятий), хотя во многих развитых странах, где рыночная экономика функционирует давно, пчеловодство процветает. Да и сколько же можно оглядываться на это?
Другая причина бед — фермеры-пчеловоды сегодня разобщены, не спешат объединиться в ассоциацию, отказываются решать проблемы всем миром, полагая, что за них это должны делать те, у кого в руках бразды правления — страной и краем. А нужно-то собрать «под одну крышу» производителей, заготовителей, переработчиков, отраслевую науку, предприятия по выпуску инвентаря, оборудования и ветпрепаратов.
Парадокс в том, что сейчас меры государственной поддержки хозяев личных пасек на практике не могут быть использованы. Эту поддержку некому оказывать. Ведь если хозяйство хочет заниматься племенным пчеловодством, оно должно приобрести товарных пчел, а таких предприятий почти нет. Еще и потребкооперация практически ушла с рынка, уступает натиску конкурентов из других регионов. Мешает развитию отрасли 2и нехватка специалистов. Получается замкнутый круг.
Поэтому и нужен пчеловодам свой отраслевой закон. В нем должна быть отражена роль государства в развитии и поддержке этого сектора сельского хозяйства: распределены полномочия между федеральными и местными органами власти.
Скажут: пчеловоды сегодня получают прибыль от продажи меда. Чего еще надо?! Но вот на одной из выставок-ярмарок увидел на прилавке красочные упаковки и баночки с медом из Башкирии, Алтая. Не страшат чужедальних производителей меда железнодорожные, таможенные, санитарные сборы, немалые средства на аренду. Налоги опять же оседают не у нас в крае. Получается, что есть выгода.
От местных пчеловодов услышал: «Наш мед лучше и целебней, но в Башкортостане пчеловоду оказывается господдержка. Могли бы качать больше, но трудно со сбытом».
Да, они, безусловно, профессионалы. И не их вина в том, что в крае нет системы организации работы в этой сфере. Более того, на этих людей — энтузиастов своего дела — можно положиться. От власти требуется помощь на начальном этапе. Помочь им объединиться, сделать первые шаги — и отрасль возродится. Люди смогут заниматься производством нужной продукции, а в наших магазинах и на рынках появится больше своего меда.
Александр САВЧЕНКО.
Фото автора.
Похожие статьи:
Пасечные истории → Пасечные байки
Пасечные истории → Был такой случай: У деревни Ольховка
Начинающему пчеловоду → Сказы старого пасечника
Методы пчеловождения → Метод Волоховича
Пасечное оборудование → Почему я перешёл на полистерольные улья...
Пасечные истории → Пчёлы предсказывают погоду
Пасечные истории → Современное раскулачивание...