«…жители города сего имеют довольно меду»
На фото герб города Медынь
Земельные эмблемы, вернее их прообраз, появились еще в древности. Это были личные, семейные, родовые, затем племенные отличительные знаки, В народном быту такие знаки в виде черточек, точек, пятен, простейших рисунков, иногда выполненных зарубками, существовали на Руси до недавнего времени. Крестьяне метили ими скот, сельскохозяйственные орудия, ульи; ремесленники — обработанные кожи, гончарную посуду; охотники — добытую пушнину и т.д.
Первые письменные указания о быте и хозяйстве славян на территории нашей страны принадлежат арабам, которые побывали у нас гораздо раньше греков. Ибн-Даста не был путешественником, но добросовестно записал рассказы своих современников, которые побывали в Куябе, то есть в Киеве. Их путешествие, по- видимому, не ограничилось только Киевом. Ибн-Даста в «Книге драгоценных сокровищ» пишет: «Страна славян — страна ровная и лесистая; в лесах они и живут. Они не имеют ни виноградников, ни пашен. Из дерева они выделывают род кувшинов, в которых находятся у них и ульи для пчел, и пчелиный мёд сберегается. Это называется у них сидж, и один кувшин заключает в себе около 10 кружек его». Из этой короткой выдержки следует, что пчеловодство у славян стояло на одном из первых мест по сравнению с другими видами хозяйства. В те времена оно имело название бортничества. У арабского географа бортничество как особый вид деятельности славян выступает рельефно, выпукло. Он не упоминает об охоте славян, хотя меха, поступавшие на восточный рынок, ценились там очень высоко. Но бортничество в хозяйстве славян занимало более важное положение, чем охота, поэтому-то оно и нашло отражение в описании Ибн-Дасты. Слово «сидж», означавшее мед, — не славянское, а попало к Ибн-Дасте от соседей славян — волжских болгар (булгар).
Постепенно некоторые из них усложнялись и приобретали другой смысл, превращаясь из меток хозяйственного обихода в знаки сел, городов, земельных территорий и т.д. Обзаводились ими и многие города, области, районы. Городам и отдельным землям подобные знаки были нужны для изображения на печатях, военных значках, иногда на монетах. Каждый такой знак со временем неизбежно превращался в эмблему. Если изображенный образ в какой-то мере выражал характерные особенности земельной территории или города, то возникшая эмблема сохранялась и у потомков.
К концу ХIХ века в России было более 700 городов, и каждый из них, от большого до малого, имел свой герб. Городские гербы отражали прошлое и настоящее города, ярко и лаконично рассказывали, чем он славен. В ряде мест именно пчеловодство было главным занятием в жизни коренного населения. Эта тематика нашла отражение на старинных городских гербах.
Эмблема губернского города Тамбова – «на лазоревом поле улей и над ним три золотые пчелы» — впервые появляется на знаменах тамбовского гарнизонного полка. Ее изображение есть в знаменном гербовнике 1730 г. Приведенное описание уточняет цвета герба – «золотой улей, стоящий на зеленой земле». Как и для многих других гербов, составленных в это время и вошедших в знаменитый гербовник 1730 г., прототипом тамбовского герба послужили эмблемы, помещенные в книге «Символы и емблемата» (Амстердам, 1705г.). Речь идет о двух эмблемах, снабженных, как и все остальные 840 эмблем этой книги, подписями на семи языках, в том числе и на древнерусском.[Герб тамбова]Причина, по которой для Тамбова была выбрана именно эта эмблема, остается неясной. Наиболее вероятное предположение – эмблема отражала древнее занятие жителей пчеловодством. Подпись к одному из рисунков – «Они все трудятся над этим» — можно истолковать, как подтверждение такой гипотезы. А вот девиз второго рисунка – «От всех закрыто» — наводит на несколько иное толкование. Он напоминает о пограничном положении Тамбова на юго – востоке России, который в ХVII веке был крепостью, входивший в Симбирскую оборонительную черту. Возможно, улей в этом случае символизирует неприступную крепость.
На гербе улей необычной формы – в виде корзины, плетенной из прутьев и соломы и обмазанной глиной, — существовал до изобретения разборного улья и был известен как сапетка.
Кроме городского герба улей с тремя пчелами стал эмблемой Тамбовской губернии и поэтому помещен в верхней части входящих в нее городов: Кирсанова, Моршанска, Шацка, Елатьмы, Темникова, Новохоперска, Кадома, Липецка, Спасска, Усмани, Борисоглебовска, Лебедяни.
На гербе Нового Места, бывшего заштатного города Черниговской губернии, «шесть золотых ульев, поставленных пирамидою один на другом, окруженные золотыми пчелами в зеленом поле, означающие великое изобилие оными, от которых страна сия и набогощается».
Герб города Оса был описан так: «В верхней части щита герб Пермский. В нижней — в серебряном поле стоящие на дереве ульи с летающими около них пчелами, означающие, что жители сего города имеют довольно меду». Существует придание, что вначале на эмблеме города были изображены не пчелы, а осы, от которых и сам город получил название (в окрестных лесах было много ос). Но в 1786 г. на городской герб поместили более привлекательных насекомых – пчел, о чем просили здешние обыватели.
Герб бывшего уездного города Калужской губернии Медыни имел следующее описание: «Голубой щит, насеянный златыми пчелами, изъявляющий как обильство в оных в окружности сего города и самое наименование оного».
Любопытный герб составлен для бывшего уездного города Черниговской губернии Сосницы: «Сосна, на которой золотой улей и вокруг золотые пчелы, а на оную для добычи меду влезает черный медведь».
Нахичевань-на –Дону, ныне слившийся с Ростовом-на-Дону, имел самостоятельный герб: «Щит разделен на две половины наискось. В верхней – в серебряном поле видны золотые пчелы. Нижняя – в зеленом поле представляет улей золотой…».
Герб уездного города Климовичи, относившегося к Могилевской губернии, был описан так: «В верхней части щита часть герба Могилевского: в золотом поле половина Российского герба. В нижней золотая пчела, в голубом поле, в знак изобилия медом».
Как сказано в старинных геральдических справочниках, пчела – символ трудолюбия. В гербе Нахичевани-на-Дону пчелы и улей должны были «изображать водворение в том краю нового армянского народа». «В других же гербах — Климовичей, Сосниц, Медыни, Нового Места, Осы и Тамбовской губернии служит знаком развития пчеловодства».
Изображения пчел можно встретить на современных гербовых эмблемах – значках городов Крымской области: Симферополя, Алушты, Севастополя, Феодосии, Евпатории, Старого Крыма, Керчи, Ялты, Бахчисарая, Джанкоя.