Ибн-Даста не был путешественником, но он добросовестно записал рассказы своих современников, которые побывали в Киеве и других местах Руси. Ибн-Даста в книге "Драгоценных сокровищ" пишет: "Страна славян — страна ровная и лесистая; в лесах они и живут. Они не имеют ни виноградников, ни пашен. Из дерева они выделывают род кувшинов, в которых находятся у них и уль для пчел, и мед пчелиный сберегается.… Один кувшин заключает в себе 10 кружек его." В своих записках Ибн-Даста не упоминает об охоте славян, хотя русские меха, поступавшие на восточный рынок, ценились там очень высоко. Не упоминаются и другие виды хозяйства и промыслов. Из этого следует, что пчеловодство у славян стояло на одном из важнейших мест по сравнению с другими видами хозяйства, поэтому оно всегда находило отражение в записках иностранных путешественников и купцов в Русь.
Другой причиной упоминания бортничества было, вероятно, действительно массовое занятие им на Руси и обилие пчел и продуктов пчеловодства по сравнению с другими странами, что в первую очередь и поражало путешественников. Бортничество заключалось не только в том, чтобы найти дупло с пчелами и взять мед. Это было действительно хозяйство, имевшее под собой земельно-правовую основу. Во времена дофеодальной Руси хозяйственно-социальной единицей было "дворище", объединявшее несколько близкородственных семей. Каждое дворище имело свое землевладение. Дошли некоторые документы, отражающие устройство дворища. Оно всегда было "… с полями, сеножатьми, и с лесы и боры, и с деревом бортным, с реками и озеры, и с гати и езы, и с ловы рыбными и пташими". Каждая семья обязательно имела участок с бортевыми деревьями — бортевые ухожия. Пространства некоторых ухожий тянулись на десятки верст. То, что именно бортничество являлось главной хозяйственной деятельностью, доказывает и фраза писцовой книги: "Изстари к тем ухожиям потягли другие угодья". О важности бортевых ухожий в экономике семьи и всего государства говорит тот факт, что еще в 12 веке существовал специальный медовый налог, который взимался только медом и ни в коем случае не мог заменяться ни деньгами, ни другими продуктами. Мед служил важным источником поступления иностранных товаров в страну. Купцы довозили его до Греции и Египта.
В бортевых ухожиях выделялись три группы деревьев:
Дельные с пчелами. Дуплистые деревья, в которых уже жили пчелы.
Дельные без пчел. Дуплистые, но еще не заселенные.
Холостцы. Деревья, достигшие определенных размеров, в которых можно было долбить дупло.
Таким образом, бортники не только пользовались готовыми дуплами, но и готовили их специально. Видимо этим объясняется поражавшее воображение иностранных путешественников обилие диких пчел у славян. Бортевые ухожия являлись важной частью крестьянского хозяйства вплоть до 17 века, когда стали появляться пасеки. Бортевые ухожия выполняли еще одну важную роль — они были своеобразными заказниками, где сохранялся весь природный комплекс. В настоящее время диких пчел в дупле можно встретить очень редко. Даже в государственных заказниках и заповедниках их численность не возрастает, а сокращается. Это связано с санитарными рубками, во время которых в первую очередь вырубаются дуплистые деревья, которые могли бы дать убежище пчелам.(9-87) Со времен Киевской Руси и образования Московского государства мед и воск играли огромную роль в экономике народа и являлись важнейшими продуктами внутренней и внешней торговли. Бортничество становится специальным промыслом многих людей, даже появляется промысловое сословие бортников.
В Сборнике законов Киевской Руси "Русской правде" Ярослава Мудрого бортничеству были посвящены отдельные статьи. С нарушителей закона взимался большой штраф. За уничтожение княжеской борти бралось три гривны штрафа, а крестьянской — две гривны. Три гривны в то время стоила одна лошадь и девять овец; плата должнику, поступившему к заимодавцу для расплаты личным трудом, составляла всего полгривны в год. За нарушение бортной межи брали штраф в 12 гривен. Основы охраны бортного пчеловодства изложены так же в Новгородской летописи (1016 г,) и в Псковской Судной Грамоте (1397). Аналогичные статьи были и в "Московском Судебнике" (1550) Ивана Грозного, и в "Уложении" (1649) Алексея Михайловича. При Федоре Алексеевиче была произведена первая перепись бортей в казенных лесах. Период с 10 до начала 17 века характеризуется расцветом бортничества на Руси. Постепенно с ростом населения и развитием сельского хозяйства и промышленности начали вырубаться леса, и возникла необходимость охраны бортей. Бортники стали выпиливать из деревьев дупла с пчелами и переносить их поближе к дому на специально расчищенный от леса (просеченный) участок, который назывался пасекой. Постепенно люди научились сами изготовлять жилище для пчел — колоды и дуплянки. Из толстого кряжа не менее 0.7 метра в диаметре и длиной до 1.5 метров выдалбливали внутреннюю часть дерева. Боковое отверстие закрывалось должеей с летковыми отверстиями. Сверху дупла для крепления сотов устанавливали "кресты" и закрывали верхней должеей и берестой. Колоды устанавливали на землю вертикально (стояки) или горизонтально (лежаки). В старинной рукописи, датированной 1525 годом Павел Иовий Новокомский — знаменитый историк того времени писал "… в московской земле самая верная жатва получается от воску и меду. Ибо вся страна преисполнена весьма плодовитыми пчелами, которые изготовляют превосходный мед.… по лесам и весьма густым рощам можно неоднократно видеть многотысячные рои висящих на ветках деревьев пчел.
Часто находят огромное количество сотов, скрытых в деревах, и старый мед, покинутый пчелами… в удивительной толщине древесных пней находят иногда превеликие озера меду". До появления сахара мед был единственным сладким продуктом для человека. Воск широко применялся в домашнем хозяйстве для освещения и совершения религиозных обрядов (особенно после принятия христианства). Пчеловодством в это время занимались почти все крестьяне. Так, по сообщению А.С. Дембовецкого, в начале 17 века редкий крестьянин Могилевской губернии не получал от 2 до 5 пудов сотового меда. По отчету инвентарного комитета и инвентарей помещичьих имений в 1846 году в Минской губернии насчитывалось 117 тыс. ульев, в том числе у помещичьих крестьян 80320, а у казенных — 12400 ульев. На крестьянский двор приходилось более одного улья, а в Мозырском и Бобруйском уездах — боле двух ульев. С колоды получали 10-12 фунтов, а с отдельных до 1.5 пудов меда. Мед продавали по 3- 5 рублей серебром за пуд, воск — 12-20 рублей. Осмотры пчел проводили два раза в год: первый — непременно в день Благовещенья (25 марта/ 7 апреля), этот осмотр назывался веснованием. Подрезались излишки меда. Второй осмотр в конце сентября — подглядыванье или подбиранье — проводили основной сбор меда.
Похожие статьи:
Пасека:день за днём → Факторы влияющие на продуктивность и жизнеспособность пчелиной семьи
Новости пчеловодства → Музей пчеловодства Алтайского края откроют в Барнауле
Новости пчеловодства → Пчёлы экономят мёд
История пчеловодства → Над сохранением температуры роя пчёлы работают сообща
Новости пчеловодства → Пчелы создали свой Greenbees
Породы пчёл → Италъянская порода пчел
На злобу дня → Пчёлы как гарант продовольственной безопасности