Всероссийская сельскохозяйственная перепись, проведенная в 2006 г., показала, что из 3 727 800 пчелиных семей, учтенных по стране, 180 тыс. находилось в сельскохозяйственных организациях, в том числе в крупных и средних предприятиях — 153,6 тыс., в малых — 16,7 тыс. В крестьянских (фермерских) хозяйствах было 48,2 тыс. пчелиных семей, в некоммерческих объединениях граждан — 29,8 тыс., у индивидуальных предпринимателей — 8,7 тыс. Основное число семей находилось в личных подсобных хозяйствах — 3 461 тыс. Из приведенных данных видно, что пчеловодством занимаются в различных формах хозяйствования.
17 декабря 1998 г. Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин, отклоняя подготовленный Государственной Думой РФ и одобренный Советом Федерации проект федерального закона о пчеловодстве, указал, что нормы гражданского и иных отраслей права, содержащиеся в федеральных законах, могут применяться в области пчеловодства. Регулирование соответствующих отношений отдельным федеральным законом представляется излишним, а некоторые отношения должны быть урегулированы правовыми актами более низкого уровня.
Дать в журнальной статье полный перечень всех федеральных законов, которые можно применять в пчеловодстве, невозможно. Поэтому хочется кратко остановиться на законах, только регулирующих правовые отношения в той форме хозяйствования, что наиболее часто применяется в пчеловодстве.
При занятии хозяйственной деятельностью возникают гражданские отношения. Их участниками могут быть гражданин (физическое лицо) и юридическое лицо. Общим законом, регулирующим гражданские отношения, является Гражданский кодекс (ГК) РФ. В нем содержатся правовые нормы, к которым наиболее часто обращаются лица, занимающиеся или желающие заняться пчеловодством.
В соответствии с гражданским законодательством гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, который осуществляет деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23 ГК РФ).
Юридическим лицом признается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом. Юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс и (или) смету (статья 48 ГК РФ). Юридическое лицо подлежит государственной регистрации и считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (статья 51 ГК РФ).
В ГК РФ (принят в 1994 г. с многочисленными изменениями и дополнениями) содержатся статьи о защите права собственности. Так, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (статья 301); собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя эти нарушения и не были соединены с лишением владения (статья 304); лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения реального ущерба и упущенной выгоды (статья 15 и 1064).
Кроме ГК РФ существуют федеральные законы, конкретизирующие правовые отношения в той или иной хозяйственной деятельности. Например, правовые отношения, возникающие с ведением личного подсобного хозяйства, регулируются Федеральным законом от 7 июля 2003 г. №112–ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (с последующими изменениями и дополнениями). В соответствии с законом земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, зарегистрированным по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Земельные участки могут быть предоставлены и гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях при наличии свободных земельных участков. Личное подсобное хозяйство можно вести с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Кроме приусадебного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства может быть предоставлен и полевой земельный участок за пределами границ населенного пункта.
Закон не предусматривает государственную регистрацию личного подсобного хозяйства, но в органах местного самоуправления ведется их учет, что может способствовать разрешению споров в пользу пчеловода. Например, в 2008 г. в Рязанской области в суде рассматривалось гражданское дело по иску пчеловодов к агрофирме о возмещении ущерба, причиненного отравлением пчел. Ответчик не признал иск и одним из мотивов назвал отсутствие у истцов санитарных паспортов на пасеки. Доказательством принадлежности пасек истцам суд признал выписки из нехозяйственной книги органа местного самоуправления, в которой были учтены семьи пчел истцов.
Закон предоставил гражданам право содержать в личном подсобном хозяйстве пчел, причем число семей не ограниченно.
Государство заинтересовано в развитии личных подсобных хозяйств. В них производят значительное количество различной сельскохозяйственной продукции и абсолютное количество меда. В законе перечислены направления, по которым личным подсобным хозяйствам может оказываться государственная и иная поддержка. Это оборудование подъездных путей, обеспечение средствами связи, водо- и энергоснабжение и др. Государство может оказывать содействие в создании сбытовых (торговых), перерабатывающих и других сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их кооперативам могут быть предоставлены государственные финансовые и материально-технические ресурсы на возвратной основе. В этих хозяйствах ежегодно бесплатно должны проводить ветеринарный осмотр пчелиных семей, организовывать ветеринарное обслуживание для борьбы с заразными болезнями.
На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством РФ для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. В законе предусмотрено, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий должны: разрабатывать и осуществлять меры по развитию личных подсобных хозяйств, в рамках соответствующих программ определять форму, размеры и порядок поддержки этих хозяйств, обслуживающих кооперативов и других организаций.
Земельные отношения регулируются Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. № 136–ФЗ (с последующими многочисленными изменениями и дополнениями). Регулирование правовых отношений, связанных с возникновением права на землю, изложено в статьях 25–39.
Среди других форм хозяйствования в сфере сельскохозяйственного производства значительное место занимают крестьянские (фермерские) хозяйства. Правовые отношения по их созданию и деятельности регулируются Федеральным законом от 11 июня 2003 г. №74–ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (с последующими изменениями и дополнениями). В этом законе записано, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления должны: содействовать созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывать поддержку данным хозяйствам, обеспечивать доступ к финансовым и иным ресурсам. Фермерским хозяйствам следует оказывать поддержку и в соответствии с законодательством о малом предпринимательстве.
В последнее время большое внимание уделяют развитию малого и среднего предпринимательства. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209–ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) к субъектам малого и среднего предпринимательства относит внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, отвечающие определенным условиям. Исходя из этих условий, можно утверждать, что абсолютное большинство индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Названый закон регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В законе перечислены меры, предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами по поддержке малого и среднего предпринимательства: специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий; упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности; упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности; льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество; меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора); меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и др. (статья 7).
Как отмечалось, около 30 тыс. пчелиных семей были учтены по некоммерческим организациям граждан. Это садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения, деятельность которых регулируется Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. № 66–ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (с последующими изменениями и дополнениями). С учетом информации, поступающей в редакцию от пчеловодов, наиболее сложным для них остается право размещать семьи пчел на своих участках. Для решения данной проблемы надо помнить, что учредительным документом любого некоммерческого объединения является устав. Поэтому право на содержание пчел на своем участке должно быть записано в уставе.
Кроме перечисленных федеральных законов, имеющих отношение к пчеловодству, в настоящее время во многих субъектах РФ приняты собственные законы о пчеловодстве. Ознакомление пчеловодов с ними будет способствовать решению возникающих вопросов. Кроме того, действуют подзаконные правовые акты, регулирующие отношения в пчеловодстве.
В ряде федеральных законов содержатся правовые нормы, предоставляющие пчеловодам некоторые льготы. Например, в соответствии с Лесным кодексом РФ от 4 декабря 2006 г. № 200–ФЗ (с последующими многочисленными изменениями и дополнениями) леса можно использовать для ведения пчеловодства. На лесных участках можно размещать ульи и пасеки, возводить изгороди, навесы и другие временные постройки. Гражданам лесные участки в целях пчеловодства для собственных нужд предоставляются безвозмездно на основании срочных договоров аренды (статья 38).
Льготы предоставляет пчеловодам и Налоговый кодекс РФ от 5 августа 2000 г. №117–ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). Не облагаются налогом: доходы от продажи продукции пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде, полученные в личных подсобных хозяйствах [эти доходы освобождаются от налогообложения при условии предоставления налогоплательщиком документа, выданного соответствующим органом местного самоуправления, правлением садового, садово-огородного товарищества, подтверждающего, что продаваемая продукция произведена налогоплательщиком на принадлежащем ему или членам его семьи земельном участке, используемом для ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства и огородничества (статья 217, пункт 13)]; доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации в течение пяти лет, считая с года регистрации этого хозяйства [данная норма права применяется к доходам тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, в отношении которых такая норма ранее не применялась (статья 217, пункт 14)]; доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от осуществления ими тех видов деятельности, по которым они являются плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также при налогообложении которых применяется упрощенная система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей — единый сельскохозяйственный налог (статья 217, пункт 24); суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам, кредитам на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций [эта норма применяется до 1 января 2012 г. (статья 217, пункт 40)] и другие доходы.
Существенную льготу получили малые и средние предприятия по Федеральному закону от 7 марта 2011 г. № 23–ФЗ «О внесении изменений в Часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки». Действие указанного закона распространяется на правовые отношения, возникшие с 1 января 2011 г. Суть закона в том, что теперь доходы, полученные в виде субсидий, малые и средние предприятия будут учитывать в течение одного-двух налоговых периодов пропорционально расходам. Если по истечении данного периода объем полученных средств превысит объем расходов из этих средств, то налогом на прибыль будет облагаться только разница, то есть оставшаяся сумма неизрасходованных средств. До принятия названного закона предприятия малого и среднего предпринимательства налог на прибыль — субсидии могли не уплачивать в течение двух лет при условии, что полученные субсидии были израсходованы в течение года с даты их получения. Как видим, период расходования субсидий увеличен до двух лет.
Значительное количество законов, подзаконных актов, регулирующих отношения в пчеловодстве, затрудняет пользование ими, поэтому возникает необходимость принятия федерального закона о пчеловодстве. В качестве первого шага было бы полезно издать сборник нормативно-правовых актов о пчеловодстве. Инициатива, конечно, должна исходить от Министерства сельского хозяйства РФ и общественных организаций пчеловодов.
Н.АCТАФЬЕВ,
почетный работник Прокуратуры РФ,
старший советник юстиции
Похожие статьи:
Новости пчеловодства → В Приморье запретят вырубать медоносную липу