Зосима и Савватий Соловецкие — покровители и защитники русских пчёл.
Зосима Соловецкий — основатель Соловецкого монастыря; святой Русской Церкви, почитается в лике преподобных, память 17 апреля и 8 августа по юлианскому календарю.
Родился в Новгородской республике, в селе Толвуе, на берегу Онежского озера. Спасаясь на поморье, на устье реки Сумы, встретился с иноком Германом, который до того жил с преподобным Савватием на Соловецком острове. Прибыв на этот остров в 1436 году они построили себе келью. Вскоре к Зосиме стали стекаться ученики, которые построили храм и обитель и избрали Зосиму своим игуменом.
По делам обители Зосиме приходилось ходатайствовать в Новгороде, в том числе и перед знаменитой Марфой посадницей. Она принимала его в своём доме и дала монастырю грамоту о правах на тони (места для рыбной ловли). Впоследствии появилось мнение, что данный документ не мог быть выдан Марфой, а является поздней подделкой соловецких монахов.
Русские пчеловоды называют преподобного Зосиму — "Пчельником" и считают его покровителем пчеловодства и хранителем пчел. В одном из древних стихов читаем: "Попаси, Зосим Соловецкий, пчелок стаями, роями, густыми медами".
Считалось, что Зосима и Савватий Соловецкие первыми научили русский народ правильному пчелиному хозяйству. На каждом пчельнике, как правило, находилась икона соловецких святых. "Без Бога — ни до порога, а без Зосимы — Савватия — ни до улья". Пчеловодство считалось делом, которое требует праведной жизни и нравственной чистоты. Зосима и Савватий помогают только благочестивым людям. Пчелу считают Божией угодницей, она доставляет воск на свечи; пчела жалит только грешника.
Говорили: "На Зосиму пчелы начинают мед заносить, соты заливать", "Без Зосимы-Савватия пчелы пролетят мимо", "Зосима пчел растит, меду наливает".
После смерти преподобного Савватия его мощи были перенесены в Соловецкий монастырь игуменом Зосимой, и положены в землю за алтарём Успенского собора, где находились до 1566 года. В этом году, 8 августа, они, вместе с мощами преподобного Зосимы, были перенесены в придел, устроенный во имя этих соловецких святых. На московском соборе, бывшем при митрополите Макарии, в 1547 году, установлено наряду с другими отечественными святыми совершать память преподобного Савватия 27 сентября (по юлианскому календарю). В настоящее время его мощи покоятся в Зосимо-Савватиевской церкви, в богато украшенной раке.
Зосима умер в 1478 году; канонизирован церковным собором 1547 года и тогда же ему была написана служба. 8 августа 1566 года его мощи перенесены в придел соборного храма, посвящённый преподобному Зосиме и Савватию.
Житие преподобного Зосимы и Савватия написано соловецким игуменом Досифеем, частично по собственным воспоминаниям, частично по рассказам инока Германа; литературную обработку ему дал в 1503 году митрополит Киевский Спиридон (Сатана) и в таком виде оно почти без изменений вошло в состав печатной Четьи-минеи; напечатана в «Православном Собеседнике» 1859, кн. II.
В период Соловецкого восстания 1657–1676 годов почитание преподобных Зосимы и Савватия широко распространилось в среде старообрядцев.
Русский народ свято чтит память Соловецких чудотворцев; они особо почитаются как покровители пчеловодства. В народе бытуют следующие поговорки и пословицы: "Что у пчел в соту, то Зосима и Савватий дал"; "Пчелка-Божия угодница, а и та Зосиме-Савватию свой молебен поет". Во многих местностях России к дню памяти преподобного Зосимы-"Пчельника" (17 апреля) приурочивалась выставка пчел.
Зосима Соловецкий. Икона. Первая четверть 18 в.