С 6 августа 2014 года в России запрещен импорт овощей, фруктов, орехов, мяса, рыбы, молочной и другой продукции из ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии. Запрет основывается на указе Президента России «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» (vestifinance.ru). Срок действия запрета аналогичен сроку секторальных санкций, принятых ЕС против России и вступивших в силу с 1 августа 2014 г. Министр сельского хозяйства Николай Федоров в этой связи заявил журналистам, что указанный перечень «может подвергаться определенным изменениям, но по моим представлениям… скорее всего, он не будет и не имеет такой перспективы на сегодняшний день в сторону расширения».
Мед в перечне запрещенных к импорту продуктов (newsru.com) не упоминается. Главная причина этого, очевидно, в том, что Россия в последнее время почти полностью удовлетворяет свои потребности в меде за счет внутреннего производства и импортирует минимальное количество меда лишь из немногих из перечисленных выше стран.
В 2006-2010 годах среднегодовое производство меда в России составляло 54,3 тыс. тонн, а в 2011-2013 годах 60-65 тыс. тонн. Импорт меда при этом стабильно сокращался. В условиях насыщения внутреннего медового рынка, обвала закупочных цен на мед в России импортировать этот продукт стало экономически нецелесообразным.
По данным Россельхознадзора, в 2012 году было импортировано 3257 тонн меда, в том числе из Украины — 2553, Китая — 273, Австрии — 149 тонн и из 14 других стран — 282 тонны. Это значительно меньше, чем в 2010 году, когда, по статистике ФТС, только из Китая, Украины и Молдовы было импортировано 4,5 тыс. тонн меда (неофициальные оценки в 2-3 раза выше).
В 2013 году Россия импортировала 1,2 тыс. тонн меда на 4,2 млн. долл. из 20 стран мира, по средней цене 3,3 долл./кг. В первую десятку этих стран вошли:
Импорт из Армении, Австралии, Беларуси, Греции, Литвы, Новой Зеландии, Саудовской Аравии составил в общей сложности около 20 тонн.
Главным поставщиком меда в Россию до последнего времени оставалась Украина. Ее доля в российском медовом импорте в 2012 году составила 80%, а в 2013 году — 40%. Учитывая специфику экспорта украинского меда в ЕС и США, а также ситуацию с контролем качества меда в России, можно предположить, что львиная доля этого меда не соответствовала стандартам качества даже США, являющимися более «лояльными» по сравнению с требованиями ЕС.
Среди стран ЕС главным поставщиком меда в Россию в последние годы была Австрия, которая обеспечивает свои потребности в этом продукте за счет внутреннего производства лишь на 40-50%, а остальное — за счет импорта. Фасованный мед, поставляемый из Австрии на российский рынок, по-видимому, является реэкспортным продуктом, который на самом деле был произведен за пределами Австрии. Аналогичные сомнения вызывает фасованный мед, поставляемый в нашу страну и из других стран ЕС.
Уместно напомнить, что США, Германия, Япония, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия и Голландия удовлетворяют свой внутренний спрос на мед за счет импорта на 60-95%. Мед из большинства этих стран в Россию не поставляется. В то же время мед из Венгрии, Греции, Литвы и других стран ЕС — экспортеров меда (а также Украины и Молдовы) может быть элементарно просто и безболезненно замещен на российских продуктовых полках отечественным продуктом, а также медом из Аргентины, Бразилии, Мексики, Уругвая и прочих стран, не присоединившихся к санкциям Запада против России.
В настоящее время (в отличие от конца нулевых годов) импорт меда практически не представляет угрозы пчеловодству и продовольственной безопасности России. По-видимому, самообеспеченность нашей страны медом составляет сегодня более 90%. Более того, Россия в состоянии существенно увеличить экспорт продукции своего пчеловодства, при условии модернизации этой отрасли и ужесточения контроля качества ее продукции. Для этого необходима реальная поддержка со стороны российского правительства.
Для справки: соотношение между объемами производства и импорта продовольствия в России:
источник: