В журнале «Пчеловодство», я натолкнулся в № 12 за 1967 г. на статью И. Шабаршова «Тени глубокой старины». Своей статьей тов. Шабаршов отвечает на вопрос читателя Е. И. Яцука, для чего пчеловоды-любители развешивают вокруг своих пасек лошадиные черепа.
Автор «Теней глубокой старины» объясняет эти явления суевериями старых пчеловодов. Все это верно. Особенно точно и образно описан старик пчеловод из Восточного Казахстана. Типичный нелюдим-кержак. Тем не менее, в статье не сказано о главном, о чем спрашивает т. Яцук.
А ведь подавляющему большинству пчеловодов давным-давно известно, для чего вывешивают черепа. Конский череп прежде всего служит своеобразным запрещающим сигналом. Вывешенный на жерди около пасеки, череп предостерегает в первую очередь людей: «Стой! Въезд на лошади смертелен для нее!» Пчелы не выносят запаха конского пота и в мгновенье становятся беспощадными. А так как к пасеке можно подъехать случайно с любой стороны, то одного черепа бывает недостаточно, чтобы его можно было видеть отовсюду. Тогда их и появляется десяток.
Пчеловоды вывешивали на жердях конские черепа, руководствуясь не только любовью к животному и к его хозяину, но в первую очередь, заботясь о сохранности своих пчел, ибо любая непредостереженная человеком встреча пчел с лошадьми кончается гибелью обеих сторон: гибнут лошади, массой гибнут и пчелы. А так как еще совсем недавно основным видом транспорта был гужевой, то нетрудно представить себе и всю историю появления конских черепов на пасеках. Конский череп на пасеке был и кое-где еще остается символом, подобным нынешнему изображению человеческого черепа на электроустановках высокого напряжения: «Не трогать! Смертельно!»
Суеверием же этот сигнал со временем действительно окутывался и ему приписывалась уже иная, волшебная сила. Так и передавалось это из поколения в поколение и теперь не все, кто вешает черепа, знают истинный смысл этого знака.