Улей Лангстрота-Рута
К сожалению, в нашем пчеловодстве весьма живучи старые мифы, устаревшие представления о жизни пчел, которые тормозят развитие отрасли и внедрение промышленного пчеловодства. И это, пожалуй, больше вина не пчеловодов, а наших административных работников и ученых, которые очень любят ссылаться на жизнь пчел в дупле, делая на этом примере выводы об их жизни. Авторы учебников переписывают труды давно ушедших в мир иной отечественных сторонников роевого пчеловодства, не замечая мировых достижений в этой отрасли, до сих пор хвалят роевых маток, о многокорпусных ульях упоминают вскользь как о малопригодных для наших условий. Так, в весьма распространенном учебном пособии для пчеловодов "Энциклопедия пчеловодства" (М.: "Диля", 2002), авторы которого почему-то не указаны, ульям Лангстрота-Рута отведено всего 7 строк, в которых утверждается, что "этот улей распространен сравнительно мало". И это говорится об улье, которым пользуется весь мир!
В другом месте, уже применительно к многокорпусному улью (для авторов это почему-то разные ульи), на него незаслуженно навешивается много недостатков. Так, в них, дескать, "иногда роевое настроение чаще встречается" и "порой меньше меда", и "обслуживать надо с помощником", и "работа с ульем более механическая" и т.д. Не забыт и пчеловод-любитель, который лишен (только вот кем?) возможности "чаще проводить осмотры гнезд ради собственного удовольствия". В учебнике нет даже рисунка многокорпусного улья, зато есть в трех проекциях "шедевр" эпохи Лысенко - типовой улей конструкции В.Ф. Шалагина.
Все эти откровения вызывают сомнения в компетентности авторов учебника и оцениваются соответствующим образом даже начинающими пчеловодами. Но вот когда повторяется старый миф о том, что "запасы корма всегда помещаются над клубом, который всегда перемещается только вверх", - это уже серьезно. Это железное утверждение "только вверх" с дважды повторенным "всегда" наносит много вреда, препятствует внедрению многокорпусных ульев, заставляет делать пустую непроизводительную работу. Для подтверждения этого упомяну об одном начинающем пчеловоде из России, который под влиянием такого мифа сделал комбинированные ульи, нижние корпуса которых на узковысокую рамку размером 300x435 мм, а верхние на рутовскую рамку - 435x230 мм. Этот умелец занялся изобретательством, соединив глубокую старину с современным ульем. В результате он лишился всех преимуществ многокорпусных ульев, в том числе основного - возможности применять высокопроизводительную промышленную технологию ухода. И он, к сожалению, не одинок. Такие гибридные ульи есть и среди пчеловодов Минска.
Так как вопросы движения клуба актуальны для холодной поры года, проанализирую вкратце еще одно распространенное заблуждение. Речь пойдет о расположении летка на теплый или холодный занос. Мой пчеловодный опыт, который я начинал приобретать еще у моего отца, использовавшего ульи Левицкого, позволил правильно выбрать тип улья - только многокорпусный! Но как раз о таких ульях раньше было очень мало публикаций, и многое приходилось постигать, экспериментируя на своих пчелках. Именно поэтому я выбрал 12-рамочные ульи, чтобы можно было испытать рекламируемый тогда (да и теперь не редкость) теплый занос. В первые же годы выяснил, что это тоже миф, от которого необходимо избавиться. Теперь использую только холодный занос: при нем пчелы меньше роятся, он технологичный при организации отводков, но, главное, что при таком расположении рамок пчелы лучше зимуют. Подтверждение этому позже нашел в "Энциклопедии" Рута.
Проблема зимовки оказалась посерьезней. Я использовал чертежи многокорпусника по проекту № 808-5-1, где указана высота корпусов 250 мм. При этом обнаружилось, что расстояние между рамками корпусов по вертикали равно 15 мм, что вызывало трудности при зимовке пчел. Летом это пространство застраивалось сотами, и рамки приходилось выдирать, работа с корпусами была невозможна. Поэтому пришлось уменьшить высоту корпусов на 7 мм. Кстати, эту ошибку в типовом проекте не исправили до сих пор, и во всех последующих публикациях дают высоту корпуса 250 мм.
Сначала я использовал зимовку в двух корпусах, но проходила она не всегда успешно. Кроме того, приходилось выбраковывать заплесневелые рамки нижнего корпуса, что вызывало дефицит сотов. Затем попробовал зимовку в одном корпусе по опыту пчеловодов Финляндии и получил отличный результат. В последующем для эксперимента занес на зиму три семьи послабее в дощатый сарай - разница в зимовке оказалась разительной! Зимовавшие в сарае более слабые семьи имели весной подмора в три раза меньше тех, которые были на точке, и у них осталась одна треть корма. Зимовавшие на точке более сильные семьи съели весь запас кормов, поэтому их пришлось срочно подкормить. Теперь у меня пчелы зимуют только в помещении. Не говорю в "зимовнике", потому что это сооружение надземное, с кирпичными стенами и цементным полом, положенным на грунт, в котором практически такая же температура, как и снаружи. Зимовка даже в таком помещении, где пчелы защищены только от ветра и осадков, более предпочтительна для наших зим с январскими оттепелями. В такие дни заношу в него емкости со снегом, этим снижаю температуру в ульях и предотвращаю раннее появление расплода.
В зиму собираю гнездо в одном корпусе, обязательно на холодный занос, на 8-10 рамках. Первоначально ограничиваю с боков гнездо тонкими диафрагмами, за которые выкучиваются излишки пчел. В очень сильных семьях этого пространства бывает недостаточно, и тогда на рамки кладу кусок полиэтилена размером 550x550 мм, в котором загибаю угол так, чтобы образовалось отверстие сечением примерно 5-7 см в углу корпуса, через которое излишки пчел выкучиваются наверх. На этот полиэтилен кладу подкрышник высотой около 12 см, наверх фанерный потолок с зарешеченным отверстием диаметром 88 мм под кормушку. На потолочину ставлю пустой корпус, крышу и начинаю кормление.
Раньше давал сироп из расчета 10-12 кг сахара на семью. Пчелы зимовали успешно, но в зимы с оттепелями, когда рано появлялся расплод, этих запасов было недостаточно, поэтому весной приходилось семьи кормить. Теперь увеличил запасы до 15 кг (для гнезда в 10 рамок), и докармливать пчел весной приходится редко.
Для изучения хода зимовки укладывал на днище плотную бумагу и по остаткам на ней следил за движением клуба. Клуб всегда располагается у летка от верхних до нижних планок рамок и, по мере расходования корма, передвигается к задней стенке улья. За его передвижением можно следить сверху через зарешеченное подкормочное отверстие, а снизу через леток. У половины семей клуб виден снизу до конца зимовки.
При постановке ульев в зимовник я полностью открываю нижний леток размером 20x450 мм и под потолочину кладу по углам 4 спички, осуществляя таким образом вентиляцию через образовавшуюся щель. Леток в корпусе закрыт. При второй обработке бипином тонкие боковые диафрагмы заменяю на утепленные. На потолочину толщиной 5-7 мм кладу утеплительную подушку, чтобы на клуб пчел не падал конденсат. Однажды пришлось для съемки телепередачи снять потолочину среди зимы - сверху клуб виден диаметром 30-35 см, занимает 8 рамок. Между верхними брусками рамок и потолком зазор в 7-8 мм, по которому пчелы свободно перемещаются на соседние рамки. Они всю зиму обсиживают верхние бруски рамок сечением 25x10 мм. Отводки с запасными матками зимуют попарно через тонкую диафрагму.
Таким способом в течение 11 лет у меня зимовала 141 семья и 6 отводков. За время зимовки в эти годы погибло 4 семьи и один отводок. Все они погибли по одной причине - в январские оттепели очень рано появлялся расплод, семьи съедали весь корм и погибали. Когда я начал давать по 15 кг сахара, таких случаев не стало. Кстати, в морозные, без оттепелей, зимы наблюдается более успешная зимовка и меньше потребляется корма. Наученный горьким опытом теперь слежу за появлением расплода по теплу, которое определяю, положив ладонь на потолочину под утепление.
Приведенные результаты зимовки статистически достоверно и однозначно подтверждают, что пчелы могут перемешаться зимой и горизонтально вдоль рамок с кормом. Это позволяет успешно проводить зимовку в одном корпусе, значительно упрощая и удешевляя ее. При зимовке на воле необходимо хорошо защитить ульи от ветра, но это требование относится ко всем ульям.
С другой стороны, строительство нестандартных "оригинальных" комбинированных ульев на разные рамки и корпуса - такая же пустая неоправданная трата денег, как и особые планки рамок треугольного сечения для облегчения перехода пчел. Правда, и верхняя планка сечением 22x25 мм давно себя изжила, достаточно сечения 10x25 мм. При этом экономится древесина и удешевляется изготовление, а также получается лишний сот на 2 корпуса.
Таким образом, еще раз можно убедиться в том, что не зря весь мир - от Финляндии и Канады до Аргентины и Китая выбрал именно улей Лангстрота-Рута на 10 рамок. Более универсального и удобного улья не создано. И пчелкам в нем живется прекрасно в любое время года, в различном климате и с разным количеством корпусов. К тому же, они не такие ограниченные, чтобы двигаться "только вверх", когда рядом есть корм.
Л.Н. Янушкевич.