Зимовка пчёл – недостаточно изученный процесс, а недостаток знаний неизбежно порождает различного рода предположения, домыслы, противоречивые рекомендации.
Один из главных показателей в оценке качества зимовки – расход мёда. “Износ пчёл зимой пропорционален количеству съеденного корма”, – утверждает А.Д.Комиссар. Какой же расход мёда за зимовку можно считать оптимальным?
По расчётам А.Д.Трифонова при зимовке на воле семья пчёл съедает 15 кг корма. Буркеев указывает, что у семей силой 9-10 улочек минимальные затраты корма зимой составляют 1,4 кг на улочку, а у семей силой 4 улочки – почти вдвое больше. По расчётам Комиссара, которые он сделал исходя из суточного потребления мёда зимой одной пчелой (3 мг), семье силой 2 кг на 150 дней потребуется 8-10 кг корма.
Итак, названа величина – 10-15 кг. С ней можно было бы согласиться, но в пчеловодной прессе хоть и редко, но встречаются и совсем другие цифры.
В 1894 г. Старобогатов сообщил свои феноменальные результаты. В Мариупольском районе Донецкой области его пчёлы зимовали в неотапливаемой комнате с открытыми окнами. Регулированием температуры в гнезде он добился того, что насекомые находились в состоянии глубокого покоя в течение 45 суток и на стук по улью не реагировали. При осмотре в конце февраля ни сырости, ни плесени, ни подмора не обнаружил. Расход мёда за 186 дней (с 15 сентября по 20 марта) составил: в сильных семьях 3,6 кг, в средних – 2,5 кг, в слабых – 1,5 кг. Во всех семьях был расплод: в сильных и средних – три рамки, в слабых – две. Пчёлы были вполне здоровы, бодры, не агрессивны.
Варакин сообщает, что при зимовке при температуре 10-140С в жилой комнате с открытыми форточками его пчёлы за зиму съедают 1-3 кг мёда из маломёдных рамок. Весной они бодры, семьи хорошо развиваются, в них много расплода.
Янцен (Свердловская обл.) сообщает, что его пчёлы отлично зимуют дома, расходуя приблизительно 1,5-2,0 кг мёда на 1 кг пчёл. Такие же цифры называет и учёный-пчеловод Кияшко: “Каждая семья (всего их 150) за зиму съедает от 2,5 до 3,5 кг мёда при силе 9-12 рамок пчёл.
Я привёл эти примеры для того, чтобы читатель понял, что проблемы пчеловодства №1 – зимовки – не существует. Существует инерция мышления, амбиции, нежелание серьёзно заниматься этим вопросом.
А разрастаться она стала после выхода статьи “О вентиляции в ульях и зимовниках” (1982 г.), в которой правильные факты сопровождали совершенно ошибочные выводы и рекомендации. Судите сами. Вот факты: “Пчёлы в дупле тщательно замазывают прополисом потолок, а в летке оставляют небольшое отверстие. В таких условиях не может проходить вентиляция, достаточная для удаления водяных паров. В процесс удаления излишков воды включается само дерево. В рамочных ульях следует по возможности создавать такие же условия, к которым приспособились пчёлы в дупле, т.е. беспрепятственно удалять водяные пары”.
И вот рекомендации: “Усиливает вентиляцию улья, кроме обычного нижнего, ещё и верхний леток. Действительно, опыты показали, что при двух летках уменьшается накопление сырости, что улучшает зимовку. Наиболее благоприятные условия, приближающиеся к тем, которые в дуплах деревьев, даёт устройство щели шириной 5 мм у задней стенки улья. Верхнее утепление должно пропускать влажный воздух из улья”.
Таким образом, с одной стороны, небольшое отверстие в дупле, обеспечивающее вентиляцию, с другой – усиленная вентиляция улья через летки и потолок, противоречащая природе зимовки пчёл. А ведь эта статья стала практическим руководством и вошла во все учебники.
Крахотин практикует закрытые летки, а чтобы пчёлы не задохнулись в атмосфере избыточной влажности и недостатка кислорода, применяет адсорбент – силикагель.
Не могу согласиться о вреде закрытых летков, так как на самом деле, если на зиму закрыть летки, пчёлы не погибнут. Факты, подтверждающие это, приводят многие учёные. Ш.Дадан, например, писал: “Когда пчёлы находятся в спокойном состоянии в условиях низкой температуры и в воздухе содержится до 5% углекислого газа, а кислорода содержится менее 10% (аноксибиоз – жизнь в отсутствие свободного кислорода), они потребляют очень мало воздуха. Это позволяет зимой сохранять семьи пчёл в ямах, засыпанных землёй. По этой же причине можно пчёл пересылать в ящиках без вентиляции”.
А.Берлепш считал: “Пчёлы совсем не страдают от недостатка воздуха; пока они не потревожены во время зимнего покоя, они живут скорее подобно растению, а не как теплокровное животное, и потребляют крайне мало воздуха”.
Проверил на практике это положение и получил положительный эффект И.П.Малахов: “Несколько лет назад, по совету Л.И.Перепёловой, у нескольких семей пчёл, убранных в зимовник, я плотно закрыл нижние и верхние летки, боковые утеплительные подушки вынул, а сверху гнёзд оставил только тоненькие ватники. В таком состоянии пчёлы находились всю зиму. Верхние летки я открыл только незадолго до выставки пчёл, когда семьи начали волноваться – в гнёздах появился расплод и для его развития потребовался кислород. Результатами зимовки я очень доволен. С этих пор мои пчёлы зимуют при закрытых летках”.
Тему зимовки с закрытыми летками разрабатывали и в НИИ пчеловодства. Использовали пчёл среднерусской породы и многокорпусные ульи. В 1966 г. В.П.Белоус писал: “Хорошо прошла зимовка в многоярусных ульях, составленных попарно и обёрнутых толем. Летки этой группы до февраля были закрыты, в конце месяца открыли верхние летки. Семьи этой группы израсходовали кормов на семью и на улочку пчёл меньше, чем в других группах, в том числе и зимовавших в зимовнике. В сравнении с группами, зимовавшими на воле, в них было меньше всего подмора”.
Почему же выживают пчёлы при зимовке с закрытыми летками? Чем объяснить огромную разницу в расходе корма за зиму? Какова роль углекислого газа в жизни пчёл вообще и при зимовке в частности? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим, как зимуют пчёлы в дуплах деревьев.
По существу, зимовка в дупле проходит в замкнутом пространстве, когда всякий обмен через границы жилища прекращён. Куда же деваются пары воды и углекислый газ? Пары воды впитываются ситовиной внутренних стенок дупла, поглощающей влагу в 4-5 раз больше, чем здоровая древесина, а углекислый газ накапливается в клубе. В.Коришев пишет: “Экспериментально установлено, что концентрация углекислого газа в клубе составляет 4-8% (в атмосфере – 0,03%), кислорода – 18% (в атмосфере – 21%)”. По данным Еськова, в центре зимнего клуба содержание углекислоты достигает 11%, кислорода – 4%, на периферии – 1,6 и 14% соответственно. Как же живут пчёлы при такой высокой концентрации углекислого газа? Наиболее распространённый ответ на вопрос тот, что даёт В.Коришев: “Естественно, высокая концентрация СО2 в клубе зимующих пчёл угнетает их жизнедеятельность, а поэтому при повышении температуры корка клуба разрыхляется, и концентрация СО2 уменьшается, условия жизни пчёл становятся более комфортными”. Но такое положение, к сожалению, также из разряда домыслов. В основе его – отождествление пчёл с теплокровными животными. Однако мир насекомых устроен совершенно по-другому. “У пчёл в зимний период изменяется тип дыхания. Если у летних пчёл основные процессы образования тепла совершаются при участии окислительных ферментов оксидаз, разлагающих в клетках тела сахара с использованием кислорода воздуха, то у зимних – возрастают процессы обмена веществ при участии ферментов дегидрогеназ, которые используют кислород, связанный с жиром, накопленным в теле пчёл с осени. Смена типа дыхания связана с большим скоплением пчёл в плотном клубе, куда затруднён свободный доступ кислорода. Замена аэробного обмена анаэробным и степень этой замены во многом определяют выживаемость насекомых в зимний период”.
Итак, пчёлы могут находиться в двух состояниях: в активном и в состоянии покоя (диапаузы). В первом случае они потребляют кислород воздуха, выделяют пары воды и углекислый газ. Активное состояние характерно для периода, когда семья имеет расплод. Через леток идёт широкий обмен воздуха с окружающей средой – в улей поступает свежий воздух, нектар, обножка, вода, прополис; из улья удаляются пары воды, углекислый газ, ульевой мусор. Такая система называется открытой.
Перед зимовкой пчёлы сокращают просвет летка. В гнезде из-за отсутствия вентиляции увеличивается концентрация углекислого газа, что способствует переходу пчёл в состояние покоя (диапауза – характеризуется временной приостановкой формообразовательных процессов и снижением общего уровня обмена веществ). И здесь я согласен с В.Коришевым: “Углекислый газ за счёт парникового эффекта поглощает инфракрасное излучение – тепло, выделяемое пчёлами при поедании мёда, и нагревает воздух, находящийся в клубе пчёл”. Тепловые потери незначительны, мёд расходуется только на поддержание физиологических потребностей насекомых. Далее, согласно данным Я.Л.Шагуна, “интенсивность дыхания сильно снижается и на фоне резкого снижения обмена веществ преобладающими становятся процессы анаэробного дыхания, управляемого дегидрогеназами”.
Справка. Дегидразы – группа ферментов, отнимающих водород от окисляемого органического вещества в промежуточных реакциях гликолиза, брожения, дыхания и при некоторых других окислительно-восстановительных процессах в организме; гликолиз – ферментативное анаэробное (без участия кислорода) расщепление углеводов в животном организме с образованием молочной кислоты; освобождающаяся при этом энергия используется организмом в процессе жизнедеятельности.
Именно эта способность пчёл позволяет проводить зимовку под снегом, в ямах и траншеях, засыпанных землёй, пересылать маток в герметически закрытой таре. Во всех случаях мы имеем дело с замкнутой термодинамической системой. Пчеловоды ХIX-XX вв. знали об этом феномене, и умело использовали его. Подтверждает это сообщение И.А.Игошина (1929): “Выясняется, что есть надежда создать такие условия зимовки, что пчёлы всё время будут как бы спать; мне удавалось эти условия создавать на длительный срок и удивляло меня то, что при наблюдении через стеклянный потолок я видел, как некоторые пчёлы, сидевшие на дереве рамок отдельно от клуба, находились в одном и том же положении недели и, по-видимому, не питались”.
Это говорит о том, что наше представление о зимнем клубе как о плотном шарообразном образовании с верхней и нижней корками нуждается в уточнении.
Устройство зимнего клуба, созданное фантазией В.Коришева, сильно отличается от данных, полученных в результате исследований. Он пишет: “Температура в его центре 27-340С и на периферии остаётся положительной. Так как плотность углекислого газа значительно выше плотности воздуха, а водяных паров меньше, то СО2 уходит из клуба через нижнюю часть, а пары воды – через верхнюю. У находящихся в зимнем покое пчёл нижняя часть корки клуба плотная, что препятствует уходу углекислого газа, а верхняя – рыхлая, через неё уходят пары воды и поступает кислород”.
По данным исследования, проведённого В.А.Гайдаром и др. (1993) клуб устроен по- другому: Плотная корка вокруг клуба и рыхлая середина; в каждой улочке снизу отверстие для вентиляции и оттока тепла, вентиляция внутри клуба принудительная, снаружи клуб обогревается выходящим из него воздухом; температура клуба меняется в течение суток от 20(24) до 28(35)0C в зависимости от наружной температуры.
Роль углекислого газа в жизни пчёл, к сожалению, до конца не понята и не оценена.
Результаты многочисленных исследований уже сейчас дают возможность ответить на непростые вопросы зимовки, но поскольку все они получены в разных условиях, обобщения и выводы делать надо очень осторожно.
Из сказанного следует, что назрела необходимость на основе последних достижений науки и техники определить параметры всех факторов, соответствующие наилучшим условиям жизни и развития пчелиных семей: температуры, влажности, газового состава, запаса кормов, акустического фона и т.п. Только комплексные исследования с применением компьютерных технологий смогут дать полную картину жизни пчелиной семьи.
Я.Серебриер