Конечно, грустно жить и тяжко работать истинным, добросовестным труженикам любимой пчеловодной профессии. Во-первых, опошляется достоинство мёда, во-вторых, у народа- потребителя накапливается недоверие в целом к пчеловодам, в-третьих, мёд теряет популярность как исключительно полезный продукт, падают продажи достойного мёда, в-четвёртых, люди употребляют фальсификат и, видя его, начинают сомневаться не только в лечебных свойствах меда, но и в какой-либо его полезности.
Обратная сторона этого процесса в том, что возникает нечестная конкуренция, когда добросовестные пчеловоды всегда будут проигравшими, потому что себестоимость их продукции всегда будет выше, чем бодяжная. Всё это привело к кризису отрасли. Как бы пиарщики не раздували щёки бравадой, а на экспорт с фальсификатом не пробиться. Лабораторный контроль всю подноготную покажет. Так вот мёд свой хвалили, хвалили да с рук свалили. Поэтому страна должна знать имена своих "героев". Следовательно, надо их называть, а не делать вид, что не заметил знакомого «химика». Пусть народ знает, что к такому пчеловоду-предпринимателю не надо ходить за мёдом. Не случайно на Руси бытовало мнение, что "Богатый совести не купит, а свою — погубит". С презрением относился к этому народ.
В процессе исторического развития в пчеловодстве, как и в других отраслях народного хозяйства, складывались свои веяния, направления, тенденции, некая экономическая целесообразность. Со временем эти постулаты менялись, возрождалось новое поверие, изменялся стиль работы и в целом хозяйственный уклад. Все отлично знают, что издревле пчеловодство базировалось в лесу. Там богатая кормовая база, комфортная среда обитания. Россия была непревзойдённой медовой державой как по количеству, разнообразию, так и по вкусовым характеристикам множества сортов меда. Сейчас такой мёд называют органическим, а тогда это было обычное производство. И не просто было, а про-цве-та-ло! В структуре удельного веса по размещению пасек многие века леса изобиловали пасеками, в то время как многие степные регионы совсем не имели пчёл.
С развитием земледелия на полях появилось множество сорняков. Все они прекрасные медоносы, т.е. для пчёл появились новые дополнительные медоносные угодья, пусть не столь уютные и благодатные как в лесу, но, тем не менее, возможные для существования. С развитием культуры земледелия стало очевидным, что пчёлы значительно увеличивают урожай многих сеяных энтомофильных культур. Возникла потребность в перекрёстном опылении и, соответственно, потребность в кочёвках, что позволило увеличить продуктивность пчелосемей. Хороший симбиоз агронома и пчеловода. И к концу XX века степное пчеловодство по темпам роста значительно превзошло лесное, горно-таёжное. А при известной перестройке, с вымиранием глубинки, пчеловодство, наоборот, из леса переместилось в пригороды. Первоначальным толчком к переселению послужил грабёж пасек без охраны, повсеместное бесправие пчеловодов. А в дальнейшем — напряжённость социально-экономической обстановки. Таким образом, прародина пчёл — лес сменился на культ человека, когда во главу угла поставлены блага цивилизации для человека в преимуществе перед биологическими потребностями пчел, с которых он же получает дивиденды.
Что мы наблюдаем в результате? Повсеместные вой и жалобы пчеловодов на удушье ядохимикатов. Ущерб катастрофический не только в гибели целых пасек от прямого отравления пчёл, но и в испорченных продуктах. При различных технологиях землю поливают ядом три, а то и четыре раза за лето. Так или иначе, растения через вегетативные части, через корневую систему всасывают в себя яды и в конечном итоге они становятся компонентом пищи.
Но на этом бедствия степного пчеловодства не заканчиваются. Агрономическая наука давно уже в приоритете взяла направление на самоопыляющиеся культуры и всевозможные гибриды, а в последнее время ещё и с изменённым геномом. К тому же множество платформ, павильонов, прицепов размещаются на медосборе в лесополосах вдоль оживлённых автодорог. Ко всем несчастьям прибавляется еще «довесок» от выхлопных газов. О какой культуре пчеловодства может быть речь в подобных условиях?
Могучее лобби производителей заграничных ядохимикатов ещё можно понять, потому что травят они не у себя, а на наших полях. При этом «чистые», не пахнущие деньги идут им. А вот о чем думают наши господа, когда сами же кушают хлебушек из ядовитых зёрнышек?
Усиленное внедрение гибридных, самоопыляющихся энтомофильных культур, таких как гречиха и подсолнечник, с каждым годом всё больше обедняет кормовую базу для пчёл. А если учесть, что посевы кормовых культур эспарцета, донника и иже с ними во многих местах вообще катастрофически уменьшились, то перспектива степного пчеловодства совсем не радужная. Какие есть пути разрешения столь множественного негатива степного пчеловодства?
Самым реальным решением представляется перемещение пчеловодства как целой отрасли в лесную, горно-таёжную зону, т.е. возврат в родные первоначальные места, как в народе выражаются — на «историческую родину». Перебазирование пасек в лесные зоны сразу закрывает множество выше перечисленных негативных, неразрешимых проблем. А главное — появится реальная перспектива получать органический мёд и на этом добросовестно зарабатывать, быть востребованными поставщиками продукции.
Конечно, не у всех есть такая возможность. Зависит от расстояния, от возможности обустроиться на новом месте. Выбор есть и пока большой. При современной технике это не то, что было раньше: на лошадях преодолевать расстояния и соответственно оборудовать новую пчеловодную базу. Надо успевать занимать особо медовые поймы рек, распадки, луга. Предки говорили, что каждая балочка здесь истекает медовым ручейком. Медовая таёжная целина ждёт энтузиастов.
Конечно, грустно тем пчеловодам бесконечных, обширных степей, которые будут вынуждены либо сворачивать производство, либо вообще распрощаться с любимыми пчёлками. В истории не раз шли переселенцы в Сибирь, особенно на Алтай, как на обетованную землю, и она всегда щедро их вознаграждала. Когда-то бежали сюда люди от царского гнёта, от голода, а иные в поисках вольной жизни. Теперь же приходиться бежать от яда, от удушения, на лоно чистой благодатной природы, даже во имя собственного здоровья и спокойствия нервной системы.
М. Гусляков.