Забайкальский вариант "полярной" зимовки
В.К.БРОВКИН, Бурятия
"Полярниками" без особой натяжки называю семьи, которые у меня уже пять зим проводят под открытым небом. Резкоконтинентальный климат в сочетании с малоснежьем не дают шансов гарантированно зимовать
вне зимовников, если семьи готовить по общепринятой схеме. Безоблётный период у нас в Забайкалье ровно полгода с небольшими отклонениями по годам. Морозы ниже -30 в течение полутора месяцев и отсутствие оттепелей, при которых образовавшийся на рамках рядом с сидящими пчёлами лёд хотя бы оттаивал и стекал с них почти не оставляют шансов выжить им в таком ледяном сосуде. В таких условиях даже многие мелочи преобретают большое значение. Поэтому методом проб, сравнения и анализа результатов я пришёл к следующей схеме компоновки, состоящей из утепленного пенопластом улья с увеличенным подрамочным пространством, непроницаемого сверху воздушного колокола, плёночной защиты стенок, воздушных карманов для сбора льда и верхнего (аварийного) запаса мёда.
Начну с того, что моя пасека оснащ
ена термосными корпусами на рамку 435х300. Утеплением служит пенопласт толщиной 47 мм, заложенный между внутренней фанерной обшивкой стенки и наружной из ДВП.
Подготовку осуществляю следующим образом. На высокое дно или на пустой корпус, поставленный на обычное, ставлю термосный корпус, оборачиваю его изнутри полосой полиэтиленовой плёнки. Отрезаю полосу такой ширины, чтобы нижний край её свисал немного ниже жилого корпуса, а верхний край, разрезанный по углам, ложился на верхний край и немного выступал за пределы корпуса. Прикрепляю плёнку степлером скобками 4мм, поскольку они держат плёнку надёжно, а в фанерных стенках от них даже следов не остаётся. Затем подготовленную и закормленную сиропом семью пересаживаю в центр обёрнутого корпуса на 8-9 рамках. Даже если семья плохо вмещается на них, всё равно больше рамок ставить не следует. Требования к рамкам — на каждой должно быть минимум 3 кг корма, а самые полнокормные нужно располагать ближе к центру. Пергу оставляю в небольшом количестве, причём только дисперсно распределённую на рамках стоящих ближе к центру. С боков от рамок я кладу реечки 470х10х10мм и к ним скобками на 10мм прикрепляю вырезанные плотно к стенкам корпуса и чуть свисающие ниже рамок картонные диафрагмы. Хорошо подходит для этой цели упаковочный гофрированный 3-х или 5-слойный картон от крупных коробок. Его способности утеплять, а вернее отгораживать пчёл ото льда вполне достаточно. За картонными перегородками, образуются карманы (или колодцы) шириной 50-70 мм для опускающегося воздуха, прошедшего вверх через клуб пчёл или рядом с ним. На рамки сверху кладу пару брусков и на них полнокормную рамку. Сверху кладу ещё один-два бруска и закрываю куском плёнки, края которой придавливаю подкрышником. Лучше всего ложится внутрь подкрышника и хорошо удерживает тепло подушка из пенопластовой крошки. Толщины её в 10 см вполне достаточно. Под тепловым колоколом вся вентиляция осуществляется только через нижний леток.
И ещё одно дополнение — пересаживать желательно как можно позднее, причём я заметил, что лучше всего это делать при температуре +2 — +6, т.е. при почти полном отсутствии лёта. Утепление сверху желательно укладывать через пару часов, когда клуб снова соберётся внизу рамок, а до этого просто накрыть лёгким холстиком без подушки.
При такой компоновке у средних по силе семей весной на рамках только у задней стенки оказывается незначительное количество льда, а основной лёд и иней образуется в карманах, где охлаждается "отработанный" влажный воздух. Заглядывая даже в достаточно холодную погоду сквозь плёнку видно, что на ней осевшие капельки воды не замерзают, а постепенно стекают в стороны от гнезда. Пчёлы в сухом гнезде чувствуют себя весьма хорошо, несмотря на сильные и продолжительные морозы, а весной выходят бодрыми. Не смотря на то, что при повышении температуры на улице лёд в карманах растает и вытечет по дну через нижний леток, я при первом же потеплении в марте стараюсь семьи пересадить в сухие ульи, практически за две-три недели до основного облёта. Это позволит очистить улей ото льда, а рамки уберечь от отсыревания и плесени. Мартовские же ночные морозы до -20 значения не имеют. Кроме того, при пересаживании произвожу ревизию кормов и добавляю по паре перговых сотов, поскольку матки уже начинают понемногу сеять.
Для сравнения результатов и поиска более простых способов подготовки я каждую зиму две-три семьи компоную по несколько изменённой схеме. Но всегда такие семьи оказываются в более худших условиях в сравнении с подготовленными по вышеприведённой схеме. Результат за пять зимовок "по полярному" такой — из 58 зимовавших на воле семей погибло три, причём одна потревоженная зимой не смогла собраться в клуб и застыла на холодных медовых рамках, другая, подготовленная по классической схеме, с холстиком вместо плёнки и без страховой рамки сверху израсходовала корм в середине зимы. Последняя погибла, сбившись к одной диафрагме и съев корм только на двух крайних рамках. Причины такого поведения не ясна, поскольку корм, переданный другой семье поедается ею без проблем. Видимо следует проверить рамкой на наличие "магнитных неудобств".
Нынешняя зима была в принципе рядовая, и что весьма приятно, была без больших или резких перепадов, а с обычными плавными снижениями и повышениями температуры. Последний облёт был в начале октября, а по настоящему приморозило, т.е. дневные температуры снизились до -10 -15 уже в первых числах ноября. В конце ноября присыпало чуток снежком (~10см) и морозы перевалили за -25 (а выше морозами и не называют). Весь январь и почти до конца февраля морозы были в пределах -18 -30 днём и -20 — 38 ночью. За всю зиму выпало снега не более 15 см, что вполне обычно для наших мест. Пригревать начало в последних числах февраля, тогда же и начались обычные забайкальские ветры.
Первые разведчицы начали вылетать 27 февраля при дневной температуре 0 — +1. Тогда же всем семьям подложил под лежащие сверху рамки по хорошей рамке сотового мёда. А с 6 по 9 марта все "полярники" были пересажены в сухие ульи и оснащены полным комплектом рамок. Настоящий облёт был 24 и 25 марта при +7.
Ну и вывод мой такой — зимовать на улице можно и в довольно суровых условиях Сибири и Забайкалья, но в каждом случае нужно всё хорошо рассчитать и взвесить. Более чем двойной расход корма не позволяет семьям, зимующим даже на высококачественном меду выйти из зимовки на чистых рамках — слишком большая нагрузка на кишечник. Так что ложная гордость противников сахарного сиропа не даёт им шанса в наших условиях зимовать на воле без нозематоза.
Желающим попробовать зимовать "по полярному" советую хорошо подготовиться к такому шагу, поскольку экономически такой вариант может оказаться значительно более проигрышным, нежели в омшанике. Ну а решившимся желаю удачи!
Бровкин Василий Карпович,
Забайкалье, Республика Бурятия,
e-mail: dfcz00@mail.ru