Существенной статьей затрат в пчеловодстве всегда были ульи. Это довольно сложное сооружение. Качество улья напрямую определяет условия жизни пчелиной семьи, и соответственно ее результативность. Устоялось мнение, что хорошее должно быть дорогим. С этим трудно спорить.
Некоторые пчеловоды вполне успешно занимаются изготовлением ульев для своих нужд и даже на продажу. Это позволяет несколько уменьшить расходы, но все равно они остаются довольно высокими. Связано это с высокой ценой досок, из которых изготавливают ульи.
Особенностью описываемой конструкции корпуса улья является низкая себестоимость, за счет применяемых материалов. Для изготовления четырех корпусов потребуется 1 лист 10мм фанеры 1.2х1.2м за 600руб. и одна 6-ти метровая доска 25х150мм. за 150руб. Себестоимость материалов одного корпуса составляет примерно 190 руб. Это почти в 4 раза меньше чем типовой корпус из досок.
Корпус можно изготовить в двух модификациях. Первая — упрощенная, описанная ниже, вполне пригодна для использования в качестве второго корпуса для летнего содержания. Она состоит только из 10мм фанеры и доски. Утепленный корпус для зимнего содержания изготавливается на базе летнего, путем заполнения пазов листовым пенопластом с фольгой и обшивкой 3мм фанерой. Такой корпус по теплозащитным свойствам существенно превосходит обычный корпус из досок. Кроме того, фанера значительно лучше сохраняет со временем свою геометрическую форму. Окрашенный снаружи и обработанный пчелами изнутри, такой корпус прослужит долгие годы, сохраняя первоначальные форму и качество, в отличие от корпуса из досок, подверженного растрескиванию и появлению щелей.
Затраты времени на изготовление описываемого корпуса также заметно меньше, чем на обычный корпус.
На рисунке представлены чертежи деталей корпуса. Порядок сборки поясняется фотографиями.
Сначала изготавливаются детали корпуса. Лист фанеры расчерчивается и распиливается при помощи электролобзика. Доска сначала распиливается на требуемое количество отрезков по 466 и 520 мм, а затем каждый кусок распускается на 3 части. Для выполнения всех работ потребуется самый простой бытовой деревообрабатывающий станок.
После изготовления всех деталей можно приступать к сборке корпуса.
Для сборки потребуются два вида шурупов по дереву — 32мм и 45мм, струбцины, шуруповерт или отвертка, а также специальный уголок, при помощи которого детали корпуса можно скрепить струбцинами под прямым углом.
Сначала к детали 6 прикрепляется деталь 1. При этом нужно тщательно совместить паз детали 1 и торец фанеры, как показано на фото стрелкой, чтобы получилась одна плоскость. После совмещения деталь прикручивается четырьмя шурупами 32мм.
Затем к ней же прикрепляется деталь 2. Она прикладывается плокой частью к фанере, пазом наружу. При этом нужно при помощи линейки или штангенциркуля выставить размер 20мм, как показано на фото. Это полочка для плечиков ульевой рамки. Деталь 2 также прикручивается шурупами 32мм.
Результат должен выглядеть примерно так:
Далее туда же прикручиваются 2 детали 4. При этом также используются струбцины, для обеспечения ровной плоскости торцов собранной детали. Это нужно сделать максимально тщательно, т.к. от этого сильно зависит общее качество сборки корпуса. Причем положение фанеры не так важно. Таким же образом изготавливается и вторая боковина.
При помощи уголка и струбцин к ранее изготовленной боковине прикрепляется деталь 7. Уголок самодельный, представляет собой два отрезка по 20см из 25-го уголка, скрепленных сваркой при помощи полосок под прямым углом.
Сборка производится на ровной плоскости, в данном случае на куске ДСП. Боковина ставится деталью 1 вниз на ДСП, деталь 7 также опускается до ДСП. При этом нужно проконтролировать, чтобы в месте, указанном стрелкой, обе фанерные детали были на одном уровне. Необходимо тщательно проконтролировать все углы и плоскости, после чего можно прикрутить деталь 7 двумя шурупами 45мм так, чтобы шурупы вошли в детали 1 и 2.
По аналогии с предыдущим пунктом, собираются вторая боковина и еще одна деталь 7, образуя основу корпуса. На всех этапах используются уголок и струбцины для предварительной сборки и подгонки деталей перед тем как вкручивать шурупы.
На этом этапе к деталям 7 прикручиваются детали 3 и 5. Тут также используются струбцины для предварительной подгонки деталей по месту перед вкручиванием шурупов. Все шурупы — 45мм.
4 шурупа с каждой стороны имеют избыточную длину и после закручивания торчат внутри корпуса. Их нужно аккуратно срезать при помощи УШМ. При закручивании угловых шурупов нужно следить, чтобы они на попали на ранее вкрученные. Также желательно вкручивать их не вертикально а с наклоном примерно 30 градусов. После этого корпус приобретает окончательную прочность.
В верхней части корпуса можно наблюдать 4 выступающих уголка фанеры
Их необходимо аккуратно спилить электролобзиком или тонкой пилкой.
И использовать для заделывания пазов в нижней части корпуса
Детальки просверливаются сверлом 1.5мм и прибиваются гвоздиком. В дальнейшем при окраске, в это место дается несколько капель краски, которая дополнительно укрепляет деталь.
После сборки корпус нужно отщлифовать при помощи насадки на УШМ и окрасить в нужный цвет.