У русских пчеловодов с давних времен существуют разные обычаи, которые можно отнести в разряд суеверных, с одной стороны. С другой, — в памяти народа реальные события переплетаются с вымыслом, субъективными оценками людей. Провести четкую грань между суеверием и здравым смыслом не всегда удается. Иногда поверья народные заставляют человека задуматься о причинах их появления из глубин веков, о сути явления, и человек сам приходит к своему собственному пониманию…
Размещение на пасеке вместе с заселенными ульями пустых ульев для того, чтобы никто, кроме пасечника не знал, сколько у него ульев с пчелами. Считать пчел нельзя — переведутся.
Закапывание в землю — особенно у пчеловодов мордвы, — в виде жертв духу, покровительствующему пчеловодству, так называемому Нешке Пасу, летом первых самых лучших роев, а осенью, после подрезки меда во время так называемых молянов, кувшинов с медовой брагой.
В день Благовещения и Вербного воскресения высекают огонь и окуривают ладаном пчел на пасеке.
В Страстной Великий четверг от заутрени приносят восковую свечу, берегут ее за иконой до выставки пчел, а в день выставки ставят ее посредине пасеки, обеспечивая тем обильный медовый сбор в данном году и, оберегая пасеку "от сглаза" лихого, завистливого человека.
Празднование дней памяти святых Зосимы и Савватия совпадает с ключевыми периодами в пчеловодстве: между днем св. Зосимы (30 апреля) и св. Савватия (10 октября) укладывался весь пчеловодный сезон.
30 апреля на Зосиму ульи-колодки выносили из омшаников. Затем их вместе с пчелиными семьями вывозили на пасеку, посреди нее ставили накрытый чистой скатертью стол, на него — хлеб и соль, воду и свечу. Молились святой двоице — Зосиме и Савватию, обходили вокруг пасеки с зажженной свечой, окропляли ее священной водой, а затем садились за ритуальный обед.
Со второго октября, в день памяти Савватия, ульи начинали убирать в погреба. Затем на протяжении девяти дней отмечали пчелиную девятину — пасечники ежедневно собирались за одним столом вместе со своими родными, ели мед, пили медовое пиво, выпекали медовое печенье, угощались продуктами пчеловодства.
Пересаживая рой в новый улей, пчеловоды, держащиеся обычаев дедовской старины, опрыскивают его святою крещенской водою, нарочно сохраняемой ими для этого случая к приговаривают: «Святые преподобные Зосима-Савватий, Матушка Пресвятая Богородица, храните эту домовину, как зеницу ока, от мора, от хлада, ото всякого гада!» Это, по старинному поверью, способно предохранить пчелиный дом от наносной беды.
Восковая свеча, принесенная из церкви от утрени в Страстной четверг, бережется пчеловодами за божницей ко времени выставления ульев из омшеника на пчельник: поставленная посреди последнего в этот день (преимущественно — 17-го апреля), она обеспечивает на осень обильный медосбор, оберегая в то же самое время пчельник ото всякого «сглазу» лихого человека завистливого.
Старые пчеловоды советуют всем заводящим новое пчелиное хозяйство, обнося пчельник плетнем-изгородью, натыкать на колья лошадиные черепа. Это делалось еще во дни старины глубокой, когда была свежа в народе память о жертвоприношениях Даждьбогу, считавшемуся покровителем всякого хозяйства и подателем благополучия. Теперь, когда утратилось в народной Руси непосредственное воспоминание о временах языческого обожествления природы, этот пережиток стародавнего быта сохранился только в самых захолустных уголках деревенской Руси и соблюдается безо всякого отношения к своему первоисточнику. Одно только и могут сказать пчеловоды в объяснение упомянутого обычая, что-де «так делали наши деды, так и нашим отцам заповедали, а они были добрые люди и всякого добра у них было вдосталь, не в пример больше нашего!».
Ужаленный пчелою человек считается в народе погрешившим против Духа-Свята в этот день.
Приблудный, залетевший на чужой двор, привившийся к чужому дому рой сулит его хозяину счастье. Если же такой рой залетит в подполье, — это считается еще более счастливым признаком: кто не станет всячески оберегать такое «счастье», падет на голову тому, как снег, беда неминучая.
Убить пчелу — грех на шею навязать; украсть колоду с пчелами — святотатство.
По старинному преданию, пчелы потому стали «пред Богом святы», что в то время, когда на Голгофе совершалось искупление племени-рода человеческого, они прилетали целым роем к распятому на кресте Сыну Божию и, выпивая кровавый пот, проступавший на Божественном челе, облегчали страдания Спасителя. Потому-то, по словам народной мудрости, «без пчелы (без восковых свеч) и обедню поп не служит».
По словам народного сказа, пчелы жалили руки бичевавших Христа.
По другому сказанию пчелы разнесли «по всему белому свету христьянскому» первую весть о Светлом Воскресении Христовом.
Божья угодница-работница — пчела — еще в глубокой древности, во времена, повитые мглистым туманом язычества, слыла наделенным нездешней силою насекомым. В старинных русских сказках звездная россыпь является «золотым роем пчел». Эти небесные пчелы ниспосылают на ширь-даль поднебесную медовые росы, собираемые из цветов их земными сестрами, лепящими соты. С этим преданием совпадает древнегреческое сказание о небесных пчелах, приносивших мед малютке-Зевесу.
С поверьями, преданиями и поговорками, относящимися к пчеле, связаны также и многие из приуроченных народной мудростью к лесному пчелиному воеводе — медведю, самое название которого происходит, по объяснению одних знатоков русского языка, от слов «мед» и «есть» (медоед), а по мнению других, от — «мед» и «ведать».
Похожие статьи:
Пасечные истории → Современное раскулачивание...
Методы пчеловождения → Метод Волоховича
Пасечные истории → Пчёлы предсказывают погоду
Пасечное оборудование → Почему я перешёл на полистерольные улья...
Пасечные истории → Пасечные байки
Начинающему пчеловоду → Сказы старого пасечника
Пасечные истории → Был такой случай: У деревни Ольховка