Фото: kamkrai.com
За последние годы мы привыкли к выражению «камчатский мед», а некоторым счастливчикам даже удалось его попробовать. Тем не менее пчеловодство в нашем краю продолжает оставаться занятием редким, можно даже сказать экзотическим. И лишь самые увлеченные смельчаки рискуют посвятить этому делу силы и свободное время. Правда, вскоре оказывается, что пасека заняла в их жизни основное место, и они этому только рады. Хозяйство одного из таких энтузиастов-пчеловодов мы посетили в последние дни лета.
Тихий живописный перелесок в дачном царстве на 5-й стройке, неподалеку от СНТ «Малинка». От шоссе недалеко, но автомобильный шум сюда не доносится. Здесь стоит иной гул – равномерное деловитое жужжание тысяч маленьких неутомимых крылышек. Еще раньше, чем ухо улавливает его, обоняние дарит пешеходу настоящее блаженство, погружая в нежный, теплый и сладкий аромат, исходящий от пушистых фиолетовых цветов. Несколько шагов, и можно увидеть дачный участок, засаженный дивными фацелиями. Именно они испускают запах, столь притягательный для пчел. Фацелии – отличные медоносы, к тому же они выдерживают заморозки до 5 градусов ниже нуля. Поэтому пчеловод Андрей Куркин вырастил на участке целое фиолетовое поле. Крылатые труженицы с раннего утра до захода солнца собирают здесь нектар и несут в свои ульи. Пасека расположена в 5 минутах ходьбы, на другом участке. В аккуратных домиках живут 22 пчелиные семьи. Сильная семья к середине лета достигает численности в 50-60 тысяч особей. И каждая проводит свою 1,5-месячную жизнь в работе, достойной наивысшего восхищения.
Проигранная партия – не беда, а бесценный опыт
Андрей Куркин не считает себя мэтром пчеловодства, хотя занимается этим делом уже 12 лет. Он достиг значительных успехов, но все еще продолжает свой путь проб и ошибок, пытаясь создать собственную, оптимальную для камчатских условий технологию:
— Мое увлечение пчеловодством началось с того, что я прочитал книгу о меде, — рассказывает Андрей Юрьевич. – Был потрясен тем, насколько полезен мед и другие производимые пчелами продукты: прополис, маточное молочко, перга. Потом попалась статья в газете, рассказывающая о камчатских пчеловодах-первопроходцах. Благодаря этой публикации я познакомился с одним из них, а затем решил попробовать получить свой мед. В 2002 году я приобрел две пчелиные семьи. Из-за моей неопытности одна из них погибла, а вторая все-таки развилась, но принесла очень мало меда – только для себя.
Первые 5 лет ушли на то, чтобы получить бесценный опыт, сделать первые важные выводы и открытия. Андрей Юрьевич научился сам мастерить ульи – такие, чтобы пчелки могли без потерь перенести затяжную камчатскую зиму. Традиционные домики слишком просторны, в них семье, сбившейся в шар, трудно обогревать себя и сопротивляться сырости, поэтому пчелы болеют и гибнут. Пчеловод строит им узковысокие улики, похожие на природные обиталища пчел – дупла, и утепляет полистиролом. В таких домиках сильным семьям не страшен и 20-градусный мороз, а слабые ждут лета в особом помещении зимовника, при температуре от 0 до 2 градусов тепла.
В удачный год семья может принести 20-30 кг меда. А в неудачный у пчеловода появляется масса поводов для размышлений.
— Пчеловодство очень похоже на шахматы, — говорит Андрей Куркин. – Важно все продумывать наперед, четко рассчитать каждый шаг, ясно представлять варианты развития событий. Иначе – останешься без сладкого. В прошлом году я начал экспериментировать, допустил ошибку, и меда не было. А этим летом все хорошо получилось.
Такими создал их творецО своих питомицах Андрей Юрьевич говорит с большой любовью, даже – с благоговением. Не устает удивляться их невероятным способностям, мудрой и рациональной организации их общества.
— Работа на пасеке учит очень многому, — делится Андрей Юрьевич. – Развиваются логическое мышление, способность сосредотачиваться, быстро и четко действовать. А сколько открытий дарят наблюдения за пчелами, знакомство с их миром! Ученые не могут поверить своим глазам, но опыты доказывают: пчелы способны решать логические задачки и делать умозаключения. Эти крохотные насекомые умеют общаться, считать, запоминать расположение улья и окрестности в радиусе 3 км, совместно защищаться от врагов, предупреждать, что какой-либо источник пищи опасен, лететь туда не стоит.
Центром каждой семьи является матка – она в 1,5-2 раза крупнее рабочей особи, может жить до 5 лет, а рабочие пчелки «изнашиваются» за 30-45 дней. Едва они появляются на свет, как начинают трудиться. Сперва чистят ячейки сотов, на 4-й день уже кормят взрослых личинок смесью меда и перги, на 7-й – могут кормить молочком самых молодых личинок и маток. К 12-му дню у пчел развиваются восковые железы для строительства сотов. До 15-18 дня жизни у пчел много и другой работы: они запечатывают крышечками ячейки, полные меда, и ячейки со взрослыми личинками, охраняют улей от посторонних насекомых, принимают нектар у сборщиц, удаляют из него лишнюю влагу и стерилизуют. Примерно с 18-го дня жизни пчелы занимаются сбором нектара и пыльцы. У матки нет такого разнообразия, ее забота – отложить 2-2,5 тысячи яиц ежедневно.
— Матка сеет до тех пор, пока пчелы носят в улей нектар. И чем дольше она сеет, тем сильнее уйдет в зиму семья. Самое важное в пчеловодстве – уметь выводить маток, — говорит Андрей Юрьевич.
Наши камчатские пчелки начинают трудиться в середине мая, как только зацветают ива, ольха, за ними – одуванчик, боярышник, черемуха. В разгар лета основные медоносы – иван-чай и клевер. Посещают пчелки и лесные цветы.
В дождливые дни работа идет не очень интенсивно – цветы почти не выделяют нектар. Но как только выглядывает солнышко, пчелы наверстывают упущенное с удвоенной энергией. Сбор продолжается и в сентябре, главное, чтобы днем температура воздуха не опускалась ниже 15 градусов. Тогда и наступает камчатский «медовый спас».
— Обычно в середине сентября начинаю убирать с ульев верхние корпуса, заполненные рамками с медом, — объясняет Андрей Юрьевич. – Пчелы к этому времени опускаются вниз и начинают формировать шар, готовясь к зимовке.
Водите дружбу с пчеловодомНекоторые пчеловоды откачивают мед, Андрей Куркин предпочитает хранить его прямо в корпусах, в запечатанных сотах, на рамках. Уже 10 лет семья пчеловода не употребляет сахар. Только мед. Целебные перга (смесь цветочной пыльцы и меда) и прополис помогают защититься от простуды, поддерживать иммунитет. Бабушке Андрея Юрьевича уже 93 года, и она активна, хорошо выглядит, полна жизни. Возможно, в этом немалая заслуга полезного меда. Даже пчелиный яд благотворно влияет на организм. Пчелоужаление с давних времен применялось на Руси, считалось традиционным методом лечения многих заболеваний.
После экскурсии по пасеке Андрей Юрьевич зовет пить чай. На столе, на металлическом подносе лежит забрус – рамка с сотами. Впервые в жизни пробую мед ложкой прямо из сотов, чувствую себя абсолютным Винни-Пухом. Мед – сказочный. Ароматный, чуть кисловатый, слегка терпкий… Нет, словами этого не передать. И не каждому доведется попробовать настоящего меда.
— Увы, как и все, что является объектом коммерции, мед давно стал подделываться, а пчелы – нещадно эксплуатироваться, — вздыхает Андрей Юрьевич. – Те, кто торгует медом, кто гонятся за прибылью, закармливают пчел сахарным сиропом. Он попадает в ульи, смешивается с медом, и пользы в таком продукте – ноль. На материке пчеловоды-коммерсанты уже в середине лета начинают откачивать еще незрелый, незапечатанный мед. В нем содержится избыток влаги, он может забродить, но это не останавливает пасечников: им надо быстрей поставить новые рамки, чтобы пчелы нанесли больше нектара. Помимо сахарного сиропа, в мед попадает различная «химия» — от содержания в плохих условиях пчелы начинают болеть, их лечат различными препаратами, и все это сказывается на качестве продукта.
Натуральный, чистый мед стоит очень дорого (как вычитал Андрей Юрьевич в столичном журнале, 3,5 тысячи рублей за кг, а на рамках в 2 раза дороже, потому что там еще и перга, и прополис, и воск в придачу), и его днем с огнем не найти.
Похоже, что единственный способ узнать вкус настоящего меда – подружиться с пчеловодом-любителем. Ну, или заняться на досуге обустройством собственной пасеки. Как видим, на Камчатке это вполне возможно.
Эмма КИНАСФото автора
Похожие статьи:
Пасечные истории → Пчёлы предсказывают погоду
Методы пчеловождения → Метод Волоховича
Пасечное оборудование → Почему я перешёл на полистерольные улья...
Начинающему пчеловоду → Сказы старого пасечника
Пасечные истории → Был такой случай: У деревни Ольховка
Пасечные истории → Пасечные байки
Пасечные истории → Современное раскулачивание...