В августе заканчивается почти повсеместно медосбор. Заметно короче становятся дни. Всё ниже солнце клонится к горизонту. Увядают цветы и листва. Зримо меняется поведение пчёл, да и в целом вся обстановка на пасеке. Для пчеловода начинается очередной ответственный период работ на пасеке — осенний.
В зимовку часто погибает много семей, порой целые пасеки вымирают. Почему это происходит? Как не допустить гибели пчёл? Как подготовить к зимовке пасеку, на которой бы не погибла ни одна пчелиная семья? Естественно, это не праздные вопросы и такие задачи стоят перед любым пчеловодом. Чтобы разобраться в таких вопросах, следует начать с изучения глубинных биологических процессов, происходящих в жизни пчёл при смене времён года.
Подготовка к зимовке
При подготовке к зимовке у пчёл увеличивается жировое тело, больше накапливается азотистых соединений, изменяется процентное соотношение сухого вещества и связанной воды в сторону ее уменьшения. Увеличивается количество каталазы в кишечнике. То есть происходят очень значимые физиологические процессы, незаметные внешне. Но самое важное, что у пчёл разных пород «перестройка» происходит с отличиями, что выражается в показателе зимостойкости. Есть и незыблемые, базовые условия подготовки к зимовке пчел, общие для всех пород и регионов. Укажу три обязательных условия, при которых благополучная зимовка пчел возможна:
Условия благополучной зимовки
1. Пчелиная семья состоит из здоровых и физиологически полноценных пчёл минимальной массой 0,8-1,0 кг. Оптимально — 2,0-2,5 кг: пчелы плотным клубом обсиживают 6-8 рамок.
2. Достаточное количество кормовых запасов высокого качества, без примеси пади и быстро кристаллизующихся медов. За норму принимают не менее 2 кг на улочку пчёл.
3. Кормовые запасы должны быть сосредоточены в месте расположения клуба. Ни слева, ни справа, а тем более ниже клуба кормовые запасы размещать нельзя, семья погибнет от голода.
Клуб пчёл зимой
Вроде бы всё просто и понятно. Тогда почему гибнут пчёлы? Зимой клуб пчёл медленно, по мере поедания мёда, движется вдоль улочки по направлению от передней стенки к задней и одновременно снизу вверх. Требуемая для зимовки пчел температура поддерживается в клубе. Только определенное количество пчел способно поддерживать ее на требуемом уровне. Ослабленные семьи массой менее 0,8 кг как правило гибнут по этой причине, если даже со всем остальным всё в порядке.
При колодном пчеловодстве говорили, что мёд должен быть в «голове», т.е. выше сформировавшегося клуба. Исходящее тепло от клуба согревает ближайшие участки меда, и пчёлы по этой согретой части движутся. А с чего ради пчёлы переместятся на холодный сот за пределами клуба? Поэтому в колодах никогда не вырезали мёд вверху ("в голове"). По аналогии, в промышленном пчеловодстве при многокорпусном содержании пчёл оставляют зимовать в двух корпусах. Верхний должен быть обязательно медовый, полновесный, независимо сколько мёда имеется в нижнем корпусе.
Весной, осенью на точке и за вставную доску пчёлы заберутся и мёд перенесут в гнездо, но не зимой в омшанике! Параллельно пчёлы на зиму должны быть обеспечены пергой из расчёта две условных рамки на семью. Перга — важный белковый источник для выращивания расплода в конце зимовки. Особенно требуется перга при зимовке на сахарном мёде. Поэтому в понятие «кормовые запасы» входят два равнозначных важных компонента: мёд и перга.
Пчеловоды, которые по каким-либо причинам практикуют зимовку в одном корпусе, должны более детально и тщательно проследить за нормой запасов каждой улочки. Ошибки допустимы только в пользу пчёл. Если рамки будут заполнены мёдом не на половину, а на 2/3, то таких запасов хватит с конца сентября до середины мая гарантированно. Спрашивается, зачем беспокоить пчёл среди зимы?
Варроатоз
На современном этапе пчеловодства есть другая первостепенная проблема – борьба с варроатозом. Можно семьи обеспечить кормами высокого качества в изобилии, а пчёлы погибнут. Всегда следует помнить, что в борьбе за существование выживают только сильные организмы, в первую очередь от рождения здоровые. О какой успешной зимовке может быть речь, если предназначенные для зимовки пчёлы идут хилые от рождения, обескровленные, правильнее сказать, с высосанной гемолимфой. В прошлом, когда о варроатозе многие и не слышали, перед пчеловодом стояла задача нарастить в зимовку достаточно молодых пчёл. При этом подразумевалось, что раз они молодые, значит здоровые, следовательно, успех зимовки обеспечен.
С распространением варроатоза задача усложнилась. Теперь надо не просто получить много молодых пчёл, но надо, чтобы они были физиологически полноценными. Значит надо их уберечь или избавить от варроатоза. Отсюда логично вытекает закономерность, что активную борьбу с ним надо начинать до того, как матка отложит первые яйца будущих зимовалых пчёл. В разных регионах, в разных медосборных условиях даты начала осенних обработок не одни и те же. Для Алтая, Сибири обычно 12-15 августа означает конец главного медосбора, значит срочно нужно приступать к противоварроатозным обработкам, предварительно отобрав весь мёд, предназначенный для откачки.
Надо помнить, что малейшее промедление с обработками очень быстро заканчивается большими потерями, а зачастую катастрофой. Ведь неслучайно каждую осень мы слышим стоны о коллапсе, о непонятном ослаблении семей, о слётах пчёл и подобных бедах. При опросе ни один страдалец не может сообщить данные по контрольным обработкам и изучению динамики роста инвазии.
Конец медосбора
Следует учитывать, что к концу главного медосбора в улье остаётся большинство пчёл износившихся, их жизнь закончится в ближайшие дни. Каждый пчеловод ежегодно воочию наблюдал, с какой быстротой уменьшается сила семей. Матки в силу биологических закономерностей также стремительно сокращают яйцекладку, так что в некоторых местах к концу августа выходят последние пятачки расплода. Количество клещей, наоборот, постоянно в течение лета добавляется не просто по возрастающей, а в геометрической прогрессии. И к окончанию медосбора заклещённость достигает максимума.
Следуя своим биологическим циклам, огромные полчища самок клещей устремляются в резко сократившееся количество ячеек расплода. Степень поражения расплода становится запредельно высокой. Отсюда рождаются бескрылые особи, ползающие по дорожкам. Это видимые калеки, а ещё больше за пределами обычного видения. Следовательно, век их очень короткий. В результате одни отмирают в силу старости и изношенности, а другие только родившиеся умирают ввиду своего слабого, обескровленного здоровья. В этот период нельзя медлить, надо лечить пчёл срочно! Однако многие начинают говорить, что, мол, бипинчиком пройду в октябре после выхода расплода и всех клещей уничтожу. После даже было проведено тестирование: результат обработки достойный. Всё кажется хорошо, ульи богаты пчелой. А вот пчёлы до весны не дожили. Они и не способны были дожить. Судьба их была предрешена.
Когда начинаешь уточнять, сколько подмора на дне, коль семья в омшанике осыпалась, зачастую видишь горсть, а то и считанных пчёлок. Следовательно, ульи в зимовку отправляли малосильные, ослабленные, а зачастую вообще без пчёл.
Анализируя появление варроатоза, его распространение, особенности развития, хорошо просматривается рост устойчивости клеща к акарицидам. У пчёл, наоборот, снижение иммунитета. Пчеловоды старшего поколения помнят, что в первые годы появления варроатоза при обработках со дна улья сметали полстакана и даже больше клещей. Высыпалось по несколько тысяч клещей, подстилка на дне была просто усеяна красноватыми точками. При этом семьи не только выживали, но и успешно работали. Даже в самых первых наставлениях заклещённость в 30% считалась допустимой. Но чехарда с межпородными помесями, перемещение пчёл в ареалы, не свойственные их обитанию, нарушение правил обработки, их кратность, дозировки, обработки посевов пестицидами разбалансировали иммунную систему пчёл. К тому же в последние годы бездумным завозом инородных пакетов, маток развозят и вирусы. Как же пчёлки могут выживать?
Препараты
В настоящее время для противоварроатозных обработок существует множество достаточно эффективных препаратов. Успех дела определяет соблюдение методики обработок. Вначале необходимо провести контрольную обработку 3-5 семей, предварительно исследованных на степень заклещённости. Это решит две важные проблемы: определяется степень инвазии и эффективность данного препарата. Приходится быть особо предусмотрительным, потому что в век дикого капитализма на подделку легко напороться. А сопоставляя степень заклещённости с количеством осыпавшихся клещей можно достоверно судить о качестве приобретённых препаратов. Методика определения степени заклещённости описана в статье "Осенние работы. Подготовка к зимовке".
Второе важное условие – это соблюдение кратности обработок. Многие пчеловоды пользуются различными полосками, пропитанными акарицидами, изготовленными разными компаниями. Достоинство их бесспорно высочайшее. Повесил 1-2 полоски в улей в зависимости от силы семьи, затратив мизер времени, и пчёлки лечатся в течение 24-30 дней. Если же обработки проводятся, например, бипином, не важно, путём опрыскивания или через дым-пушку, то необходимо в течение 12 дней обработать трёхкратно. Это касается и остальных ветпрепаратов кратковременного действия. Пока за этот период расплод пройдет все стадии от засева до запечатывания, не должно быть перерыва воздействия на клеща.
Длительное применение одного и того же препарата вызывает привыкание у паразита, вырабатывается устойчивый к нему иммунитет. Поэтому следует менять препараты, но не по принципу производителя, а в зависимости от действующего вещества.
Ревизия пасеки
После того как противоварроатозные обработки проведены, приступаем к следующему этапу — к осенней ревизии пасеки. В большинстве мест это бывает в последних числах августа и начале сентября. Суть ревизии — определить количество и качество семей, выявить недостатки и наметить порядок их устранения. На большой пасеке каждый год найдутся безматочные, с плохими матками, малопродуктивные семьи, которые обязательно бракуются. В намеченных к зимовке семьях сокращают гнёзда, т.е. изымают лишние и непригодные рамки. Достоверно определяется количество и качество кормов. При недостатке мёда пополняются из складских запасов.
Подкормка
Распространённой практикой стала подкормка сиропом: сахарным либо инвертным. Добавка 5-8 кг за счёт сиропа имеет только положительное влияние на ход зимовки. Во-первых, у пчёл снижается каловая нагрузка, во-вторых, при скармливании сиропа не только повышаются запасы количественно, но и пчёлы разместят их в нужном месте гнезда, в-третьих, присутствует и экономическая составляющая. И ещё очень важно, что за счёт скормленного сиропа можно заменить падевый или быстро кристаллизующийся мёд, который осложнит зимовку или даже приведет к гибели семей.
В прошлом рекомендовалось сироп готовить из расчёта на две части сахара одну часть воды. Но практика показала, что такая концентрация очень густая и пчёлы его плохо перерабатывают, качество зимовки неудовлетворительное. Сейчас широко распространено соотношение 1,5:1. Гайдар В.А. рекомендует концентрацию 1:1, мотивируя тем, что в природе нектар не бывает более густым.
В настоящее время ширится использование инверного сиропа, который наряду с вышеперечисленными достоинствами снижает нагрузку на глоточные железы пчел и ускоряет заготовку кормов пчелам. Но важно знать, что инверный сироп, используемый в зимовку, должен отличаться составом сахаров от обычного — весеннего.
Кормление может быть двух видов: в индивидуальных кормушках для каждой семьи и общей, когда пчёлы всей пасеки имеют свободный общий доступ к большой ёмкости. Видов, конструкций индивидуальных кормушек очень много. За последнее время широкое распространение получили обычные тонкие полиэтиленовые пакеты, которые легко прогрызают пчёлы, и их удобно раскладывать поверх гнездовых рамок. После наполнения пакета сиропом из него надо хорошо выдавить оставшийся воздух и завязать узелком.
Общую кормушку хорошо применять весной. Она имитирует взяток и служит хорошим стимулом для развития пчёл. Осенью же у общей кормушки всё-таки больше минусов, чем плюсов.
Во-первых, нет гарантий, что семьи с минимальными запасами принесут сиропа достаточное количество, т.е. те семьи, которые больше всего в нем нуждаются.
Во- вторых, при большой скученности, особенно на узких и высоких кормушках тонет и гибнет много пчёл.
В-третьих, много пчёл сильно пачкают свои покровы сиропом, что также не проходит бесследно для физиологических процессов.
В-четвёртых, есть и немалые потери сиропа, а также ослабление семей.
На семинарах приходилось наблюдать картину, когда пчеловод-фермер демонстрирует механическую разгрузку 200 литровых бочек с сиропом по отвозным точкам. С точки зрения производительности труда всё достойно: быстро, оперативно и легко, минимум физических затрат. А теперь любой пчеловод представляет, какая масса пчёл сядет на тот плотик в бочке, что диаметром меньше метра. Пусть даже будет три таких бочки, всё равно эти плотики в какой-то момент под тяжестью многих килограммов пчёл утонут. Несопоставимые величины: количества вылетевших пчёл с 80-100 ульев и площадь доступности сиропа в бочках. Но интересно то, что отход семей в зимовке на уровне 20% и даже 30% принимается за норму и в погоне за количеством обслуживаемых семей пчеловодов не страшат подобные убытки. На мой взгляд, странная арифметика!
При любом типе кормления необходимо убрать из улья лишние рамки, не занятые пчёлами и в первую очередь пустые без мёда, старые тёмные, с большим количеством трутневых ячеек. В гнезде оставляют столько сотов, сколько хорошо покрывают пчёлы. Если в маломёдных семьях оставить лишние рамки, то скормленный сироп пчёлы «размажут» по лишним сотам и не получится заветной нормы на улочку. В результате сироп скормлен, работа проделана, средства расходованы, а пчёлы погибли. При осенних работах на пасеке много трудностей создают пчёлы-воровки. Это природный инстинкт в борьбе за выживание перед предстоящей зимовкой.
Соответственно, все действия пчеловода должны быть предельно аккуратными, не привлекать воровок разлитым, размазанным мёдом, не оставлять открытых сотов возле ульев, не держать долго без надобности открытым улей.
Рамконосы с рамками удобнее накрывать мокрой тканью и уж точно не держать открытыми. Под мокрую ткань практически не лезут пчелы, и она сдерживает запах мёда.
Пчёлы воровки
Если же пчёлы-воровки активизировались в осматриваемом улье, то надо быстрее завершить работу с ним и удалиться на другой конец точка. Атакованный воровками улей следует обрызгать чистой водой из садового опрыскивателя. За неимением такого можно воспользоваться травяным веником и ведёрком воды. Чистая вода смывает запах мёда, а намоченные "дождём" воровки улетают с пустой информацией.
После 2-3 дождей удаётся прекратить даже усилившийся напад. Надо заметить, что среднерусские пчёлы менее склонны к воровству, но слабее противостоят воровкам. Кавказские, наоборот, более вороваты и при отсутствии медосбора они до глубокой осени шныряют по всем щелям, откуда только исходит запах мёда.
Зимовка
Закончены последние работы. Пасека, кажется, готова к зимовке. Редкие тёплые дни, из ульев вылетают одиночные пчёлки. Волнуется душа пчеловода: всё ли правильно сделано, не забыто ли что-то. Поэтому ещё и ещё раз нужно внимательно проанализировать записи осенней ревизии, вспомнить сомнительные семьи и заглянуть в них, чтобы развеять сомнения, либо устранить последние недочеты.
В октябре пчёлы хорошо сформировали плотный клуб, и теперь точно определяется сила семей, его расположение по отношению к медовым запасам. Если были правильно и своевременно проведены обработки от клеща, внимательно и тщательно сокращены гнёзда, то количество плотных октябрьских улочек будет меньше на одну, реже на две в сравнении с осенней ревизией. Это естественный процесс сжатия, уплотнения массы пчёл в связи с холодами.
Само же количество пчёл по весу будет равнозначно. Если количество улочек, не занятых пчёлами, превышает три и больше, это указывает на то, что либо при осенней ревизии допущена завышенная оценка силы (было жарко +22 — +25°С), либо семья ослабла от варроатоза, отмерло много старых, изношенных пчёл. Для этого надо уточнить степень заклещённости, определить причину ослабления семьи и решить вопрос жизнеспособности семьи в предстоящей зимовке. Если из 9-8 улочек в семье осталось 4-3, то её можно списывать. Это очень тревожный симптом! Значит, пчеловод слабо управляет пасекой.
Многие начинающие пчеловоды не склонны анализировать свои упущения, тем более, ошибки коллег-пчеловодов. Ошибаются все. Но корень успеха состоит в том, чтобы, докопавшись до истинной причины, сделать правильные выводы и скорректировать свою методику пчеловождения. Шаг за шагом, повышая своё мастерство, пчеловод обретает довольствие и стабильное благополучие!
Вдумчиво выполняя выше перечисленные работы с учётом особенностей географической зональности, пчеловод будет иметь основания считать, что пасека к зимовке подготовлена достойно. С чувством исполненного долга остаётся дождаться последнего облёта, поблагодарить пчёлок за бескорыстный труд и убрать их в омшаник.
Гусляков М.И.