Содержание русских пчёл. Окончание

 ВЫБОР УЛЬЯ
Главным элементом, определяющим всю конструк­цию улья, является гнездовая рамка. Ширину гнездовой рамки примем такой, какая соответст­вует внутреннему размеру гнездового корпуса, равному 450 мм. Ширина сота в такой рамке получается около 40 см. Каждые 10 см высоты сота могут содержать около 1,4 кг меда. На рис. 3 представлены такие рамки.
Если на зимовку пчелам оставить 40 кг меда, то это будет составлять 10 полномёдных гнездовых дадановских рамок. Но для размещения пчел необходимы и пустые соты.

Были испытаны три вида гнездовых рамок: высотой 40, 50 и 60 см. Оказалось, что в гнездовой рамке высотой 50 см сот отстраивается пчелами за один сезон. Рамка такой высоты была принята гнездовой в предлагаемой конструкции улья. Следует отметить, что в улье Лупанова гнездовая рамка также принята высотой 50 см.


Принятые к практике гнездовые рамки высотой 50 см размещались в гнездовых корпусах, вмещавших 10, 12 и 14 рамок. Оказалось, где было 10 гнездовых рамок, расплод рас­полагался и на крайних рамках. В гнезде с 12 рамками такого не было, на крайних рамках был мед и перга. Комплект из 14 гнездовых рамок также является подходящим для форми­рования гнездового пространства, в этом случае крайние рамки могут быть чисто медовыми. Гнездовой корпус на 14 рамок, возможно, удобнее в обслуживании пчел. Здесь больше опе­ративного пространства для перемещения и замены рамок.
За основу в конструкции улья принят 12-рамочный гнез­довой корпус (см. рис. 2). Объем гнездового пространства в таком корпусе составляет 80 литров. В сравнении с ульем Витвицкого это по объему в два раза меньше. Но в улье Витвицкого находятся и гнездо, и запасы меда. Если к пред­лагаемому гнездовому корпусу добавить еще 2—3 магазинные надставки под мед, каждую высотой 17 см, то объемы ука­занных ульев будут сопоставимы. На рис. 6 и 7 представлены полноразмерный улей Куликова и его отдельные части.
Определим, достаточен ли объем предлагаемого улья для размещения сильной семьи. Предположим, что плотность размещения пчел на соте составляет одна пчела на один квадратный сантиметр площади. Полная площадь сотов в гнездовом корпусе равна около 20 ООО кв. см, примерно такая площадь сотов и в трех магазинных надставках. Таким образом, только на сотах может разместиться около 80 тысяч пчел. С учетом других свободных пространств в улье для любой сильной семьи вполне достаточно места.
О воздухообмене в улье зимой. Следует привести не­сколько замечаний по воздухообмену, поскольку пчеловоды допускают в этом деле большие ошибки. Нельзя оставлять на зиму открытым только один нижний леток. Обычно это делается из соображений сохранения тепла в улье. Но о том, сколько тепла уносит воздух, уже было сказано. Когда открыт только нижний леток, то для удаления влаги снимают сверху прополисный холстик и кладут утеплительную подушку, не­редко заполненную мохом, прямо на гнездовые рамки. Цель тут одна, чтобы подушка пропускала воздух под крышу улья и сама впитывала водяные пары. В морозы влага в верхней части подушки замерзает, а под крышей улья образуется иней. Во время оттепели все это оттаивает, и вода течет на пчел. При недостаточном воздухообмене в углах и на стенках улья может образоваться лед. Сырой воздух является при­чиной многих бед пчел, в сыром воздухе увеличивается также теплопроводность. В некоторых случаях для удаления влаги из улья отгибают прополисный холстик спереди или сзади на ширину 1—2 пальцев. Это тоже не спасает пчел в зимовке, так как трудно угадать в этом случае нормальный воздухообмен, кроме того под крышей улья также может образоваться иней.
Следует все сделать так, чтобы через утеплительную по­душку воздух из гнезда не проходил. И никогда не следует снимать утеплительную подушку. Нормальный воздухообмен организуется через два круглых летка в гнездовом корпусе: верхний леток диаметром 3 см, устроенный на уровне немного ниже верхних брусков гнездовых рамок, а нижний леток такого же диаметра, сделанный несколько выше нижнего края гнез­дового корпуса. Такие летки и такое их расположение выбрано при условии смыкающихся боковых планок гнездовых рамок.
Устройство улья Куликова.
На рис. 8 представлен общий вид улья. Улей состоит из дна, гнездового корпуса, двух-трех магазинных надставок, подкрышника и крыши. Все части улья, кроме подкрышника, между собой соединя­ются без закрепления одной части относительно другой. Кры­шу на подкрышнике можно зафиксировать, но это не обя­зательно, так как это усложнит изготовление улья. Отличи­тельные особенности улья: полностью разъемный улей, то есть собранный из отдельных указанных частей; глубокое дно, глубиной до пола 10 см; высокий гнездовой корпус высотой 51 см; магазинные надставки несколько увеличенной высоты по сравнению с дадановскими надставками (17 см); глубокий подкрышник, в котором возможно размещение кор­мушки и утеплительной подушки; крепкая плоская крыша, чтобы можно было на один улей ставить другой. На гнездовом корпусе, дне и магазинных надставках сверху снаружи сде­ланы скосы, чтобы во время дождя вода не затекала между частями улья. Выступающих частей у улья не имеется, сверху в плане улей квадратный. Из таких ульев легко создается плотная упаковка при перевозке.
Дно. На рис. 9 представлены дно (сборочный чертеж) и детали дна. Пол свободно передвигающийся, при изменении влажности досок каркас дна не разрушается. Удобно произ­водить окраску всех деталей дна.
Поддон и втулка дна (рис. 10). Поддон может постоянно находиться на полу дна, он также является упором для втулки дна. Ячея сетки поддона должна быть меньше той величины, при которой пчела может пройти через сетку. Втулка дна состоит из рамы высотой 99 мм, толщиной 35 мм и длиной 449 мм и вкладыша высотой 49 мм и длиной 378 мм. При большом количестве пчел втулка дна приот­крывается или удаляется полностью. Втулка и вкладыш свер­ху также имеют скос, чтобы не затекала вода. Глубокое дно для пчел необходимо — в случае их большого количества они висят гроздьями на нижних планках рамок и при этом или вентилируют или закрывают собой гнездо от охлаждения. Глубину дна надо делать не менее 10 см, но лучше больше, если такая возможность имеется. В случае необходимости можно и пустую магазинную надставку подставить под гнез­довой корпус.
Пчелы никогда не строят сотов на нижних брусках боль­ших гнездовых рамок, а также не образуют расплод в ма­газинных надставках. В дадановском улье расстояние между дном и нижними брусками гнездовых рамок, равное 2 см, совершенно не обосновано, кроме того пчелы в таком зазоре часто лепят прополисные бугры для перехода с пола на рамки.
img39
Рис. 8. Общий вид улья Куликова.
Гнездовой корпус. На рис. 11 представлен гнездовой кор­пус с внутренними размерами 450 × 450 × 510 мм, толщина стенки 35 мм. Круглые летки просверлены наклонно, наружу вниз. Это спасает пчел от дождя и улучшает воздухообмен. Около летков навешиваются небольшие прилетные дощечки на скобы, которые находятся с обеих сторон летка. При перевозке прилетные дощечки снимаются, а в скобы задви­гаются сетки для перекрытия выхода пчел и вентиляции. В зимовку задвигаются другие сетки, как защита от мышей, но такие, чтобы пчелы через эти сетки могли проходить.
Гнездовая рамка (рис. 12) выполнена со смыкающимися боковыми планками шириной 36 и толщиной 15 мм. Выбран размер 36 мм, а не 37 мм, поскольку пчелы всегда заклеивают щели между планками в 1 мм. Верхний брусок выполнен сечением 25 × 25 мм. Нижний брусок сделан с выступом, для перехода пчел на рамки и для обеспечения зазора между стенкой корпуса и боковой планкой рамки. Отверстие в середине боковой планки служит для вентиляции и прохода пчел. В рамке шесть рядов проволоки, каждый ряд натяги­вается отдельно. Крайние ряды натягиваются как можно ближе к брускам. На одну рамку кладутся один лист дадановской и один лист рутовской вощины, склеенные между собой. Проволоку следует натягивать не очень сильно, даже при наличии прогиба она, впаянная в вощину, прекрасно держит сот. Впаивать вощину следует шпорой, а при элек­тронагреве проволока вытягивается и к вторичному исполь­зованию становится мало пригодна. Вощина к верхнему бру­ску не прикрепляется, а только к проволоке. Совершенно необоснованно считают, что с гнездовыми рамками, у кото­рых боковые планки выполнены смыкающимися, трудно ра­ботать, так как пчелы склеивают между собой боковые план­ки. Но известно, что чем меньше вмешиваться в гнездо, тем лучше для пчел. В дупле пчелы прикрепляют соты непос­редственно к стенке дупла, они приспособились к этому. Рамки со смыкающимися боковыми планками образуют гнез­довое пространство такое же, как в дупле.
Необходимо отметить, что с помощью рамок со смыкаю­щими боковыми планками достигаются лучшие условия под­держания микроклимата в гнезде пчел. В этих условиях пчелы менее плотно обсиживают соты с расплодом по срав­нению с дадановскими рамками. Нередко можно видеть, что пчел почти нет на печатном расплоде, особенно вверху рамки. В случае дадановских рамок пчелы не только плотно обси­живают расплод на каждой рамке, но и плотно забивают улочки между рамками. Естественно, это все приводит к большим затратам на воспитание расплода, чем когда гнездо собирается из рамок со смыкающимися боковыми планками.
Магазинные надставки (рис. 13) для меда устанавлива­ются на гнездовой корпус в количестве 2—3 штук.
Магазинные рамки (рис. 14). Боковые планки магазинных рамок также выполнены смыкающимися на всю длину. При перевозке все рамки, так же как и гнездовые, расклиниваются с одной или двух сторон корпуса. Магазинные рамки с трут­невой вощиной или сотами следует ставить на медосбор только в июле, в более ранний период там будут выведены трутни.
Подкрышник (рис. 15). Толщина стенки подкрышника 25 мм, высота не менее 15 см. В стенках подкрышника выбрана четверть с целью фиксации на нижерасположенной части улья и против затекания воды, и для закрепления прополисного холстика.
Крыша (рис. 16). Крыша покрыта железным или алю­миниевым листом, обвязка крыши выполняется из бруска толщиной 35 мм, сверху доска толщиной 25 мм. Крыша выдерживает достаточную нагрузку, чтобы при перевозке или в зимовнике ставить один улей на другой. При плотной упаковке крыши находятся вплотную, в то время как между соседними гнездовыми корпусами всегда будет зазор, необ­ходимый для поступления воздуха в улей.
 
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Может показаться, что в книге достаточно много изложено материала по вопросам пчеловодства, и, прочитав эту книгу, уже можно уверенно заниматься разведением пчел. Да, это так и есть, если аккуратно следовать всем изложенным советам, то дело, действительно, пойдет. Легко обнаруживается то, что ряд изложенного материала совершенно отличается по выводам от аналогичного изложения других авторов. Также имеется много новой информации, которая существенно влияет на содержание пчел.
Основное внимание уделено правильному обращению с пчелами, такому, которое не противоречит их природе, помогает пчелам реализовать все свои биологические возмож­ности к медосбору. В обращении с пчелами не должно быть противоречий с их природой, а всегда надо способствовать их развитию и подготовке к медосбору. Никаких искусст­венных приемов, даже в какой-то степени научно обосно­ванных, допускать нельзя. Применив такой прием, можно получить желаемый результат, но это всегда будет за счет других существенных потерь, а в итоге — за счет уменьшения медосбора и, возможно, ослабления силы семьи.
От пчел можно получать, без нарушения их биологиче­ского ритма, три вида продукции — мед, воск, прополис, которые отбираются как излишки. Можно заставить пчел воспитывать маток, и хотя это дело очень полезное и делается ради распространения породы пчел, но надо учитывать, каким уменьшением медосбора это обернется и каково будет умень­шение прибыли. Можно также добывать пчелиный яд, но при этом должны быть известны все отрицательные послед­ствия, влияющие на жизнедеятельность пчел, силу семьи и медосбор. Заготовка пыльцы, возможно, существенно отра­жается на выкармливании расплода, если учесть, что от качества и количества корма зависит развитие каждой особи. Лучше, конечно, не вмешиваться в жизнь пчел с такими целями, а брать только то, что у них бывает в излишке.
В книге не приведено почти никакой информации по регулированию роения пчел. Было бы хорошо, если бы роение совершенно зависело от конструкции жилища. Но такого улья пока еще нет. В предлагаемом улье пчелы отлично живут и отпускают крупные рои, которые иногда в роевню Бутлерова не помещаются. Конечно, в промышленном пче­ловодстве роение нежелательно, сбор роев и их посадка в ульи — это большой труд. Кроме того, одному пчеловоду в роевую пору обслужить более 100 семей не по силам. Надо полагать, что вопрос о роении без ущерба для медосбора до сих пор не решен. Все предложенные способы, предотвра­щающие роение, значительно уменьшают медосбор. Все противороевые способы, связанные с разрушением гнезда пчел, приводят их в смятение, для пчел это — катастрофа, и они потом долго восстанавливают свое гнездо. И тут им не до нормальной жизни и не до медосбора, а как бы ликвидировать последствия разрушения гнезда да натаскать, сколько успеют, корма на зиму. Н. М. Витвицкий утверждал, что роение в его колокольном улье может происходить по желанию пче­ловода: если заранее под улей ставить подставки, то роение исключается, но если ставить надставки на улей, то они на роение не влияют, а только увеличивают медосбор. В первом случае гнездо пчел постепенно опускается вниз, в подставки, вновь отстраивается и увеличивается в объеме. Возможно, что пчеловоды сильно переусердствовали, помогая пчелам в отстройке сотов, лишили их естественной работы по устрой­ству гнезда. Может быть, надо давать пчелам и самим строить. В современных ульях пчелы не висят гирляндами при от­стройке сотов, а это, может быть, очень важно, так как пчелам надо удовлетворить свою потребность. Имеет смысл повторить в натуре улей Витвицкого и изучить его способ пчеловодства, а также для сравнения выполнить этот улей с некоторой переделкой, приспособив его для размещения рамок. Богатый опыт Витвицкого надо досконально изучить и полностью понять.
В отношении пчел уже многое известно, чтобы можно было разводить и содержать их, не мешая им жить нормально. Но имеется еще и много нерешенных вопросов, которые также важны и значительно дополнят практику пчеловодства. В этом плане находится и проблема роения — стихийно оно или все-таки управляемо.
Конкретные приемы в пчеловодстве тоже не всегда бывают удачными. Все проблемы можно решить и достичь удачного пчеловодства, внимательно наблюдая за поведением пчел, пользуясь известным положительным опытом пчеловодов-современников и изучая литературу по пчеловодству.
Автор брошюры обращается ко всем пчеловодам с предложением присылать в его адрес материалы по своим наблюдениям и опыту работы с русскими пче­лами. В дальнейшем предполагается, тщательно изу­чив все полученные материалы, издать по русским пчелам сборник наиболее ценных материалов. Вся су­щественная информация будет индивидуально отмече­на. Просьба присылать и другие предложения, отно­сящиеся к успешному пчеловодству.
Адрес: 249020, Калужская обл., г. Обнинск, ул. Горького, 13/2. Куликову Юрию Николаевичу.
Об авторе
Автор книги Юрий Николаевич Куликов родился в 1930 году в сельской местности Ярославской области. До 9 лет жил в деревне, в крестьянской семье. Дед и отец держали пчел постоянно, и пасека доходила до не­скольких десятков колод и ульев. В 1954 году закончил Московский государственный университет, физический факультет, является кандидатом технических наук. В г. Обнинске Калужской области живет с 1959 года. Увлекся пчеловодством. Для получения практических навыков работал на колхозной пасеке в летнее время в качестве добровольного помощника. Изучил всю современную литературу по пчеловодству и журнальные статьи. Учился заочно в институте усовершенствования зоотехников-пчеловодов. В г. Обнинске Юрий Николаевич организовал общество пчеловодов “Рус­ская пчела” и был несколько лет председателем общества. Несмотря на приобретенные знания и опыт, в занятиях с пчелами имел много неудач и поэтому решил изучить практику пчеловодов прошлого. Один из зимних сезонов был посвящен работе по этому вопросу в Государственной библи­отеке им. В. И. Ленина. Действительно, много знаний было получено в результате этой работы. Все было поставлено на свои места, и пчеловодство началось совершенно по-новому. Исходя из проведенного анализа находки были столь велики, что не пришлось сожалеть о прошлых неудачах.
Сегодня у Юрия Николаевича имеется пасека из 40 пчелиных семей, пчелы, в основном,— среднерусские. Летом пчелы вывозятся к естествен­ным медоносам. Можно назвать его удачливым пчеловодом, так как еже­годно он получает большие медосборы.
Куликов говорит: «У хорошего пчеловода пчеловодство должно входить в жизненный уклад и определять его образ жизни». У Юрия Николаевича все обстоит именно так.
В настоящее время Куликовым прилагается много усилий по распро­странению своего опыта и по расширению области распространения русских пчел.



Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Популярное в разделе

 Еще наши предки, скифы и славяне, знали, что мед — уникальный бальзам для лечения разных недугов. Даже схожими словами его называли:...,

Просмотров-1012

Октябрьская Революция входит в число тех событий, которые кардинально изменили мир. Не просто что-то поменялось в одной стране, как это бывает...,

Просмотров-1042

 

Новые объявления