Почему у среднерусских пчел особый нрав? Выдающийся ученый А.М.Бутлеров не только знаменитый химик, но и не менее значимый деятель пчеловодства. На заре зарождения культурного рационального пчеловодства он написал книгу «Пчела, ея жизнь и правила толкового пчеловодства». В этих правилах особая роль отводится знаниям биологических особенностей пчел, введен термин «нравы пчел», их распознавание. Толковые правила, конечно же, для толковых пчеловодов, а не для пчеломоров. Следовательно, в практической работе нельзя игнорировать «характер» и самобытность пчел. Они не просто безропотные насекомые, а достаточно строптивые, самостоятельные и непокорные. А.М.Бутлеров убедительно доказывал, что незнание - главный враг русского пчеловодства. Чтобы успешно управлять пасекой, нужно руководствоваться не предположениями, догадками, слухами, а прочными знаниями природы пчел и их потребностей. «Несомненно, что практика в пчеловодстве - великое дело, - подчеркивал он, - но только и она без знания теории - мертва». Современная жизнь полна благ цивилизации. Интернет, его доступность - неоспоримые преимущества современности. Свобода печати, выражение своих взглядов, отсутствие цензуры также неоспоримые блага. Поэтому Интернет в изобилии полон любой информации, и в частности по пчеловодной тематике, в том числе по вопросу злобивости среднерусских пчел.
Причем ругать среднерусских пчел стало настолько модным, что не брезгуют этим даже те, кто пчеловодством занялся 2-3 года назад. Они никогда не видели тех среднерусских пчел, так как в их зоне давно сплошные гибриды. Эти гибриды, называемые местными, подразумеваемые как среднерусские, не имеют ничего общего с исконными темными лесными чистопородными пчелами. Жульническая уловка продавцов южных пакетов, направленная на обеспечение свободного просторного собственного рынка, сработала на дискредитацию, уничтожение темных лесных пчел и продолжает приносить дивиденды перекупщикам, но не для блага отечественного пчеловодства Урала, Алтая и Сибири. Богатейшие медовые регионы некогда передовой медовой державы нищенствуют. С американцами довелось трижды встречаться. Они были поражены великолепием и обилием медоносных таежных угодий. Они так и не могли понять, почему в таком благодатном крае такое убогое пчеловодство. Откуда такое множество различных болезней? Завезли! А кому стало лучше? Пишут специалисты разного уровня, пишут и дилетанты, порой не обладающие элементарными пчеловодными навыками. А как начинающему пчеловоду осваивать пчеловодство, отличить рациональное зерно от плевел? Проанализируем, чем отличались исконные среднерусские пчелы от других пород, где они есть и какие они сейчас? Чем обоснованы породные различия пчел? Почему среднерусские пчелы имеют более крутой нрав? Только для достоверности нужно восприятие не с позиции сегодняшней уютной атмосферы, а углубленное понимание той социальноэкономической, бытовой, природно-климатической обстановки, где разводили таких пчел когда-то в прошлом. Вся моя сознательная жизнь с детства, с послевоенного периода посвящена пчеловодству Алтая. Поэтому выражаю свою точку зрения не понаслышке, не по каким-то рассказам, а тем, чем была наполнена жизнь пчеловодов, что прошло через душу и сердце. Родился и вырос на таежной пасеке. В послевоенное время мужчины выполняли самые тяжелые работы.
Пчеловодство относилось к категории легкого труда, поэтому пчеловодами в большинстве были женщины либо инвалиды-фронтовики. Мы дети, глядя на матерей, впитывали любовь, уважение к столь загадочным крылатым труженицам. Материнская забота по уходу за пасекой была ярчайшим примером для меня и для многих моих сверстников без стремления к прибыли как в современном бизнесе. Мой трудовой путь прошел через все ступени - от ученика пчеловода до начальника Восточно-Казахстанской облпчелоконторы (запись в трудовой книжке). И до настоящего времени вся жизнь неразрывно связана с пчеловодством Алтая, а это более 60 лет. Есть что с чем сравнивать и анализировать. Это не то, что какой-то единичный частный случай, который выдается за аксиому. Если проследить пчеловодную литературу с начала XX в. по 1980-е годы по перечню пчеловодных принадлежностей, инвентаря, спецодежды, мы нигде ни разу не увидим предмет «перчатки» как необходимую составляющую в работе. Сегодня в любом каталоге, журнале по пчеловодству на первом месте в рекламе - рукавицы разного достоинства. Как же так, в прошлом при злых среднерусских пчелах пчеловоды обходились без перчаток, а при современных миролюбивых карпатках и краинках без рукавиц никуда? Не углубляясь в эволюцию, отметим всем известную истину, что изначальным жильем для пчел было дупло. Во всяком случае, ареал такого пчеловодства был очень обширным как на европейской части, так и на Урале и в Сибири. Это были темные лесные пчелы. Термин «темные лесные» более точно характеризует и фенотип, и породную принадлежность, чем термин «среднерусские». Непонятно, где эта середина и в какой Руси? А что тогда на Урале и далее, в Сибири? Живя в лесах, пчелы подвергались нашествию диких зверей - медведей, соболей, куниц. Южные породы пчел обитали совершенно в иных условиях, и они не подвергались нападению диких зверей. Среда обитания наложила отпечаток на особенности защитной реакции у среднерусских пчел. Коварные сладкоежки грызли, рушили дупла со стуком и треском, им и уподобились многие современники, именуя себя пчеловодами-промышленниками, новаторами отрасли. Дупла, заселенные пчелами, находились на значительном удалении друг от друга, не было скученности гнездовий. У пчел были четкие ориентиры места положения своего жилища, не было путаницы, слетов и налетов, не возникала необходимость противостоять пчелам-воровкам, кроме редких исключений. Не все пчеловоды помнят и знают, что перевод пчел из колод в рамочные ульи на Алтае завершился во второй половине 1930-х годов. Последние колодные пасеки перестали существовать чуть ли не накануне войны, то есть 80 лет назад.
Вполне очевидно, что пчелы в рамочных ульях, на колодной пасеке, в лесных бортях мало чем отличались в своем поведении. На фотографиях пасек 1950- 1960-х годов расстояние между ульями достаточно большое, много кустов, деревьев. Теперь же на маленьком огороде содержат 200-300 семей, так что порой не пройти между ульями. Пчеловоды того периода боготворили трудолюбивых пчел, их завораживали чистоплотность, аккуратность, целесообразность, стремление к общему благу, какая-то непознанная сообразительность, поэтому люди под таким воздействием стремились к подражанию мироустройства после пережитых лихолетий. Важно, что тогда люди приспосабливались к пчелам, не нарушая их образа жизни. В наше время - иная обстановка. Многие пчеловоды далеки от призвания высоконравствен ного созидателя и смотрят на пчел как великие повелители на мелких букашек, которые обязаны пополнять их состояние и безропотно подчиняться. В этом - коренное отличие того пчеловода от современных. А отсюда - принцип организации пасечного хозяйства, методы содержания и ухода за пчелами, почитание и уважение статуса пчеловода. В итоге - кризис, упадок пчеловодства, осквернение достоинства меда фальсификацией. Между тем надо твердо запомнить, что пчелы самодостаточны, они не нуждаются в заботе человека. Семьи пчел веками жили вдали от человека и не нуждались в его опеке. По этому принципу следовало у пчел забирать те излишки меда, что накапливались сверх собственного потребления семьей, и вовсе не следовало ломать их мироустройство. Человеческая жадность не знает пределов, леса вырубили, дуплистых деревьев не стало. Поля обрабатывают химическими веществами, среду обитания пчел изменили до критического состояния. Вдобавок к этому вторглись в родословную пчел. На Алтай, в Сибирь завезли столько пород, что получились множественные гибриды с таким количеством пороков, в том числе с повышенной агрессивностью, которых не имели исконные сибирские популяции. Торговцы южными пакетами умело обманывают некомпетентных покупателей. Если изучить первоисточники классиков пчеловодства, биологию пчел, по журналам «Пчеловодство» проследить какие изменения претерпевала та или иная точка зрения, то пчеловод ни за что бы ни стал облачаться в краги и лезть к пчелам, как медведь. Незабвенная мама, Анна Дмитриевна, да и многие ее сверстницы к ульям шли в чистом белом халате, с хорошо разожженным дымарем, с открытой сеткой, за исключением редких моментов осенью. В то время культивировалось бережное, аккуратное, уважительное общение с пчелами.
Правилами рекомендовалось открывать не все гнездо, а только те рамки, с которыми работает пчеловод. Не осматривать ульи в плохую погоду. У староверов считалось великим грехом умерщвлять пчел, так как страдающие души этих божественных благодетелей переселяются в душу человеческую. Гуманное отношение культивировалось в сельской среде вместе с профессиональной преемственностью. У горожан того периода деньги не затмевали разум. Вообще следует учитывать то, что и великие ученые наделяли пчел своеобразными чертами характера, подобными человеческим. Поэтому тот же А.М.Бутлеров советует заранее пустить в улей дым, чтобы усмирить пчел, а не ожидать, когда они рассвирепеют. И он на практических занятиях с учениками-крестьянами показывал, что можно засунуть руку в роевню и свободно брать эту жужжащую массу без ужалений, на что у многих возникало подозрение, что он заговорен. Тогда подобное проделывали его помощники, ассистенты. Все манипуляции становились доступными, понятными и убедительными. Ведь дрессировщики тигров, медведей руководствуются не принципом повелителей высочайшего разума, а точно зная повадки, инстинкты, улавливая всевозможные реакции зверя, и на этой основе пошагово тренируют очередные упражнения. Подавить защитную реакцию зверя невозможно, а вот создать условия, чтобы эта агрессия не проявилась, - задача и профессионализм человека. Бортевики, постигая загадочный мир пчел, затаившись на дереве, часами наблюдали за работой и поведением крылатых тружениц. Случалось так, что какое-то резкое, неаккуратное движение, неприятный запах вызывали раздражение и агрессию. Постепенно накапливались сведения и на их основе вырабатывались правила обращения с пчелами. Поэтому при помощи крестьянской наблюдательности пришли точно к такому же заключению, что и заслуженный академик А.М.Бутлеров - нравы пчел надо признавать и учитывать их в повседневной жизни. В настоящее время к улью за медом идет любой, совсем не воспылав любовью к пчелам, а с расчетом поправить материальное положение, в лучшем случае поверхностно прочитав в Интернете у подобного же дилетанта, что с пакета пчел можно получить не одну, а дветри фляги меда и как можно дальше держаться от агрессивных среднерусских пчел. На фотографии из старого альбома начала 1970-х годов объектив запечатлел совсем лица у детей почему-то неопухшие, у них нет страха в глазах, не видно и перчаток. Может иногда стоит задумываться об истоках пчеловодства, изучать наработки предков. В то время на Рудном Алтае еще не было чужестранных пчел. Дети радовались общению с пчелами, впитывали навыки гуманного, бережного, уважительного отношения к крылатым труженицам. Так множились пчеловодные династии.
Следующая фотография - из архива исторического музея, ее уникальность в том, что наши предки в далекие времена нэпа на Алтае без лишней экипировки осматривали ульи с чистопородными темными лесными пчелами. На фотографии виден улей «Алтаец», местной конструкции А.Н.Федорова и Е.М.Михаэлиса. Нам досталось богатое наследие, созданное предыдущими поколениями пчеловодов. Путь их открытий, успехов не всегда был легким. Но даже не крупицы, а многое большее, что было создано природой, постигнуто их умом и деятельностью, разве можно так бездарно, постыдно уничтожать, чтобы из передовой медовой державы свалиться в бездну неизвестности. Довольно далеко от Алтая, в Пермском крае, занимается разведением и содержанием среднерусских пчел высококвалифицированный специалист САБезматерных. К сожалению, с ним не знаком, но его семинары, видеоролики заслуживают огромной благодарности. У него есть глубокие знания, богатейший опыт, широкий кругозор, природная любовь к пчелам, мудрость. В отличие от многих, он не делает секретов из своих достижений, не стесняется, а радуется, что у учеников-последователей получается лучший результат. Находятся и недоброжелатели, извращающие очевидное, пугают, чтобы ни в коем случае не заводили среднерусских пчел. Прежде чем создавать пасеку, нужно хотя бы для начала изучить правила обращения и ухода за пчелами. При крестьянской бедности у людей на штаны заплату пришить не было материи, а про костюмы химзащиты они и в сказке не слышали. Зато с пчелами жили мирно. Ульи стояли под окном в палисаднике, где тут же ползали голопузые дети. Так было до самых 1980- 1990-х годов, пока не увлеклись «лучшими» породами. Коллеги, давайте изначально определимся в главных подходах к содержанию пчел. Во-первых, причину неудачи, ошибки надо искать первоначально в себе, а потом уже вину сваливать на погоду, соседа и так далее. На практике чаще бывает, что в первую очередь хочется себя реабилитировать, показаться в лучшем свете в кругу друзей хотя бы на подсознательном уровне. Во-вторых, в пчеловодстве нет мелочей. Следует спокойно, пошагово, профессионально определить, удостовериться, почему получился не тот результат, который ожидали. Какие были варианты в достижении поставленной цели, почему ими не воспользовались? Постепенно, на ступеньку выше и выше растет мастерство. Со временем приобретается устойчивый опыт, высочайший профессионализм и радость того, что у хорошего пчеловода не бывает плохого года. Во время осеннего осмотра пчелиных семей, когда уже затвердел воск, остыл прополис, часто бывает так, что при открывании потолка, холстика происходит треск. Можно осмотреть 50-70 семей, в каждом улье наблюдался подобный треск, но пчелы не проявляют видимой защитной реакции, тогда как в следующем улье вроде бы все движения аналогичны, но пчелы проявляют агрессию. Если не учитывать специфическую реакцию этой семьи, вовремя и правильно отреагировать дымарем, то в дальнейшем беды не избежать. Поэтому мудрые классики говорили: если, кто хочет с успехом разводить пчел, тот должен знать в совершенстве свойства пчел и уметь сберегать оные...
М.Ю.ГУСЛЯКОВ