Пчеловодство Австралии где на площади 7,6 млн км2 проживает 19 млн чел., уникально в такой же степени, как и ее флора и фауна. Благодаря усилиям карантинной и санитарно-ветеринарной службы это единственная страна, свободная от клеща варроа и всех связанных с ним бед. В меньшей степени, чем в других странах, распространены на материке прочие пчелиные паразиты и болезни, что избавляет владельцев пасек от использования химических препаратов. Менее остро, чем в других развитых странах, стоит проблема применения пестицидов. Нет здесь и африканизированных пчел. Радужную санитарную картину несколько испортил малый ульевой жук, объявившийся в конце 2002 г. в северо-восточных штатах, но это не мешает Австралии сохранять репутацию производителя чистого меда.
Первых пчел Apis mellifera привезли на континент в 1822 г. переселенцы из Англии, а до этого местные растения опыляли 200 видов австралийских насекомых, птиц и животных. Показательно, что именно в Австралии был создан первый в мире пчелиный заповедник: в 1880 г. на остров Кенгуру (Kangaroo) завезли пчел из итальянской провинции Лигурия, отличающихся миролюбием и высокой продуктивностью. Маленькие труженицы прижились и быстро размножились на новом месте, и 1885 г. на остров запретили ввозить любых других пчел, пчелопродукты и использовавшийся ранее инвентарь. В результате на Кенгуру нет болезней, поражающих медоносных пчел в других регионах мира, а в течение последних 120 лет Австралия наладила экспорт маток лигурийских пчел в ряд стран.
Климатические и географические условия континента позволяют заниматься производством меда в течение всего года, что и делают многие профессиональные пчеловоды, кочующие со своими питомицами на дальние расстояния. Дикие медоносы, среди которых главную роль играют различные виды эвкалиптов, дают 70–80% австралийского меда. Производительность среднестатистической пчелиной семьи составляет 39 кг меда, хотя во многих регионах этот показатель намного выше. В Западной Австралии, например, он нередко достигает 200 кг.
В конце 1990-х гг. в Австралии было около 9 тыс. пчеловодов, из которых 10% — профессионалы. Ежегодно они производили около 30 тыс. т и экспортировали 9–12 тыс. т меда. Доходы хозяев пасек от его производства составляли 26 млн долл. США, а от производства других продуктов пчеловодства, маток, пакетов пчел и от опыления — 34,2 млн долл. США. Общий доход от опыления сельскохозяйственных культур оценивался в 0,6 млрд долл. США. О роли и месте отдельных регионов страны в производстве меда говорят данные, приведенные в таблице.
О ситуации в главном медовом штате страны — Новом Южном Уэльсе можно судить по результатам проведенного в 2000 г. опроса: 250 и 163 владельцев имели по 200 — 400 и по 401 — 2000 и более семей соответственно. Средняя производительность одной семьи в первой группе составляла 62 кг, а во второй — 111 кг меда. Все респонденты главным источником своих доходов назвали производство меда, часть из них сообщила, что 25% доходов получают от опыления и менее 10% — от продажи маток и пакетов. Среди основных медоносов были названы эвкалипт и другие австралийские эндемики, а также белый клевер.
Большинство из 23,4 тыс. пасек в Новом Южном Уэльсе расположено на территории государственных лесов, национальных парков и заповедников либо в непосредственной близости от них. Аналогичная картина наблюдается и в других регионах. Это стало причиной острого противостояния между пчеловодами и экологами, утверждающими, что медоносные пчелы подавляют «коренных» насекомых и птиц — опылителей и тем самым разрушают естественный экологический баланс. По мнению экспертов, такое противостояние вполне может закончиться тем, что доступ пчеловодов в наиболее продуктивные районы будет существенно ограничен или вообще закрыт.
Центральная пчеловодная организация Австралии — Совет пчеловодной индустрии, провозглашающий своей главной задачей «максимальное использование ресурсов и фондов отрасли в интересах обеспечения ее экономического благополучия, безопасности и процветания». В совете представлены общенациональные объединения пчеловодов, фасовщиков и продавцов меда, матководов, опылителей сельскохозяйственных культур, а также пчеловодные ассоциации штатов и территорий — всего 13 объединений. При нем создана структура (В-QUAL), призванная знакомить пчеловодов и других специалистов с нынешними стандартами качества меда, а также разработать и реализовать программу, гарантирующую соответствие качества 90% производимого в Австралии меда государственным и мировым стандартам. Во всех штатах и на двух территориях функционируют около 60 местных ассоциаций и клубов пчеловодов.
Исследованиями в области пчеловодства до недавнего времени занимался специальный совет, созданный в соответствии с принятым в 1980 г. законом «Об исследованиях меда». В 1995 г. совет был преобразован в Координационный коми-тет при Корпорации исследований и развития сельского хозяйства. Бюджет комитета формируется за счет федерального налога на продажу меда.
Засуха 2001–2003 гг. нанесла большой урон сельскому хозяйству страны, в том числе и пчеловодству. По разным оценкам, производство меда в эти годы сократилось на 40-60%. Австралия, которая на протяжении длительного времени была одной из ведущих медовых держав, стала закупать его в больших количествах в Китае, Аргентине и других странах, чтобы удовлетворить внутренний спрос и реэкспорт по взятым до засухи обязательствам. Качество реэкспортируемого меда не всегда соответствуют международным стандартам, что наносит определенный ущерб репутации Австралии. В мае 2002 г. австралийские власти ввели жесткий контроль качества ввозимого меда, обращая особое внимание на наличие в нем остатков антибиотиков.
Падение производства меда способствовало резкому росту цен на него на местном рынке и увеличению импорта. В 2003 г. только в Аргентине было закуплено 5654 т меда на 14,5 млн долл. США. Официальные лица неоднократно выражали озабоченность в связи с указанными тенденциями, а также из-за роста масштабов контрабанды и фальсификации меда. Неблагоприятная обстановка на австралийском рынке меда способствовала оттоку капиталов из отрасли. Компания «Капилано Хани», контролировавшая до недавнего времени около 70% оптовых закупок и продаж австралийского меда, а также его переработку, фасовку и экспорт, в июле 2003 г. перевела часть своих деловых операций в Аргентину и Канаду. Она построила в Аргентине завод по переработке и фасовке меда на паях с аргентинской компанией «Ханимекс» и договорилась с канадской компанией «Лабонте Хани» об объединении усилий по освоению североамериканского рынка меда.
Пример Австралии свидетельствует о том, сколь разрушительны для пчеловодства длительные климатические аномалии, причем даже тогда, когда отрасль высокоразвита и опирается на солидную экономическую, производственную, организационную и научную базу. Можно лишь пожелать австралийским коллегам успехов в скорейшем решении возникших перед ними проблем.
А.С.ПОНОМАРЕВ
Похожие статьи:
Зарубежное пчеловодство → Пчеловодство Аргентины
Зарубежное пчеловодство → Бразильское пчеловодство
Зарубежное пчеловодство → Пчеловодство Финляндии
Зарубежное пчеловодство → Зимовка в Финляндии
Зарубежное пчеловодство → Холодная зимовка в Финляндии
Зарубежное пчеловодство → Пчеловодство Франции
Зарубежное пчеловодство → Пчеловодство в США