Пчеловодство в США

Зарубежное пчеловодство Рейтинг: 0 Голосов: 0 9708 просмотров  

В пчеловодной индустрии США происходят сложные и неоднозначные процессы. С 1947 г. неуклонно снижается численность пчеловодов всех категорий, в 2,5 раза сократилось число пчелиных семей.

В середине 1970-х г. стало очевидным, что страна больше не может обеспечивать свои потребности в меде только за счет внутреннего производства. С этого момента быстрыми темпами стали нарастать его закупки за рубежом. Изъятие традиционных пчеловодных угодий под застройки различных объектов заставило пчеловодов переносить свои пасеки подальше от населенных пунктов. Распространение клеща варроа и других паразитов и болезней пчел, наплыв дешевого импортного меда и другие факторы также существенно повысили риск занятия пчеловодством. Появление во многих штатах африканизированных пчел усилило негативное отношение части американской общественности к отрасли. По свидетельству экспертов, если раньше разбирательство и улаживание дела об ужалении прохожего обходилось владельцу пасеки в 1 тыс. долл., то сейчас — до 100 тыс. долл. Как и в большинстве других развитых стран, в США просматривается тенденция «старения» пчеловодной профессии, снижение ее престижа.

Тем не менее было бы преувеличением говорить, что отрасль переживает застой. Производство меда в США в течение последних десятилетий благодаря росту производительности труда остается на уровне 85–100 тыс.т в год; размер средней пасеки за это время увеличился с 22 до 27 пчелиных семей; были приняты и реализуются различные программы поддержки и развития отрасли.

В 1993 г. доходы пчеловодов от продажи меда оценивались в 125 млн долл., других продуктов пчел — 5, маток и пакетов пчел — 27 млн долл. Пчеловодам было также выплачено в качестве арендной платы за постановку пчел на опыление 46 млн. долл. Отрасль обеспечивала полную занятость 2,4 тыс. чел. и неполную занятость 5,1 тыс. чел. Судя по всему, за прошедшие годы соотношение принципиально не изменились.

Потребление меда в США на протяжении полувека сохраняется на одном уровне и составляет 0,5 кг в год на человека. Это немного с учетом того, что средний американец потребляет в год в общей сложности 67 кг сахара, кленового сиропа и других сладких продуктов. Из производимого в стране и импортного меда около 55% направляется в кондитерскую и другие отрасли пищевой промышленности.

Почти 90% американского меда производят в штатах Калифорния, Флорида, Северная и Южная Дакота, Миннесота, Техас, Монтана, Небраска, Висконсин и Айдахо. В этих же штатах наиболее активно используют пчел для опыления садов и плантаций. Приглашающие компании выплачивают пчеловоду за постановку одного улья 35–60 долл. в месяц.

Ключевую роль в пчеловодстве США играет профессиональный сектор: около 600 пчеловодов-профессионалов производят 75% американского товарного меда. Средний профессионал, живущий за счет доходов от пчеловодства, обычно имеет 1500–2500 семей пчел, приглашает наемных работников и переезжает со своей пасекой несколько раз в году. В стране есть и более крупные компании, некоторые из которых имеют десятки тысяч семей пчел. В отличие от стран Евросоюза американские пчеловоды-профессионалы не создают свои общественные организации и не получают существенной финансово-экономической помощи со стороны государства.

По расчетам специалистов, из каждого доллара, затраченного американским потребителем на покупку продуктов питания, 0,8 долл. составляет плата за переработку, упаковку, транспортировку, хранение и сбыт продукта. Непосредственно фермеру остается 0,2 долл. Эта формула раздела доходов действует и в отношении других продуктов пчеловодства.

Американские пчеловоды-любители могут продавать свой мед на фермерских рынках. Однако профессиональные и полупрофессиональные пчеловоды редко занимаются сбытом своего меда, предпочитая услуги посредников, в качестве которых чаще всего выступают компании, занимающиеся фасовкой меда. Причина такого положения – чисто экономическая.

К меду в США относятся иначе, чем в Европе и России. Предназначенный для продажи мед подвергают тепловой обработке и тщательно фильтруют, чтобы предотвратить кристаллизацию (американцы считают ее признаком низкого качества продукта) и устранить дрожжи и бактерии, способные вызвать порчу продукта на магазинных полках. По этой же причине большое внимание уделяют проверке содержания воды в меде. Контроль диастазы и оксиметилфурфурола менее строг, чем в европейских странах. Мед, как правило, купажируют, после чего фасуют только в прозрачную тару. Такое отношение американцев к меду сформировалось исторически под влиянием спроса и предложения. В середине 1980-х г. назрела необходимость в централизованной рекламе меда в масштабах страны и для координации взаимодействия между различными секторами пчеловодной отрасли. В 1987 г. с этой целью был создан Национальный совет по меду (НСМ), который формирует министр сельского хозяйства в сотрудничестве с отраслевыми ассоциациями. В настоящее время членами НСМ являются 7 производителей меда, 2 переработчика, 2 импортера и 1 представитель кооперативного сектора. Бюджет НСМ составляет 3 млн долл. в год и складывается из отчислений предпринимателей в размере 0,01 долл. с каждого фунта отечественного или импортного меда, с которым они осуществляют сделки. Основные функции НСМ следующие:

  • поддержка научных исследований, раскрывающих уникальные свойства меда как ценного пищевого продукта;
  • финансирование разработок по созданию более эффективных методов выявления опасных примесей и фальсификаторов в меде;
  • реклама меда среди потребителей и в пищевой индустрии, включая бакалейные магазины, рестораны, отели, школы и т.д;
  • разработка программы действий и формирование команды экспертов по работе со СМИ на случай возникновения угрозы репутации меда как чистого натурально-го продукта;
  • обеспечение материалами информационных сайтов (www.honey.com,www.nhb.org, www.honeylocator.com);
  • выпуск периодических печатных бюллетеней, электронного бюллетеня Би-Мэйл и пресс-релизов;
  • проведение крупномасштабных маркетинговых исследований и создание ресурсов, призванных помогать отрасли формулировать собственную маркетинговую стратегию;
  • выпуск, бесплатное распространение или продажа представителям отрасли высококачественных материалов по меду;
  • финансирование или проведение на территории США и за рубежом выставок, рекламирующих и пропагандирующих мед;
  • оказание помощи организациям, желающим участвовать в акциях по развитию экспорта.
  • В сентябре 2003 г. более 60% респондентов, принявших участие в общенациональном референдуме о дальнейшей судьбе НСМ, высказалось в пользу ее сохранения.

    В США много общественных организаций пчеловодов и представителей «смежных» профессий, действующих на местном и на национальном уровне. Их бюджеты формируются исключительно из членских взносов. Крупнейшие из этих организаций – Федерация американских пчеловодов (ФАП) и Ассоциация американских производителей меда (ААПМ).

    ФАП была создана в 1943 г. и объединяет 1500 производителей меда, «опылителей», поставщиков маток и пчелопакетов и т.д. Эта наиболее активная организация американских пчеловодов декларирует следующие приоритетные направления своей работы: доведение интересов ее членов до сведения федерального правительства, содействие развитию американского рынка меда, контроль качества меда, продвижение программы страхования пчеловодов.

    ААПМ насчитывает 500 членов и формально открыта для представителей всех отраслей пчеловодной индустрии, однако право голоса имеют в ней только пчеловоды. Ассоциация активно участвует в проведении научных и других исследований по пчеловодству, в реализации программ поддержания стабильных цен на продукты пчел, инициирует антидемпинговые расследования, распространяет интересующую пчеловодов информацию и т.д. Возглавляет ААПМ Ричард Ади — президент крупнейшей в США пчеловодной компании «Ади Хани Фармз», имеющей 50 тыс. семей пчел в штате Южная Дакота.

    Взаимоотношения между ФАП и ААПМ далеко не идеальны. Попытки наладить сотрудничество между ними или согласовать решение актуальных проблем отрасли пока не дают результатов. В середине 2002 г., в частности, предпринималась попытка провести совместную конференцию, однако, как признал редактор журнала «Би Калчер» Ким Флоттэм, «их философские, политические, финансовые и личностные расхождения не только не сократились, но стали еще более значительными».

    Американские пчеловоды не проявляют интереса к созданию кооперативов. В настоящее время успешно функционирует лишь кооператив «Су Хани», объединяющий более 300 пчеловодов и занимающийся оптовой торговлей медом. Доля этой организации в операциях с медом в США составляет 20%.

    А.С.ПОНОМАРЕВ

 

Похожие статьи:

Зарубежное пчеловодствоХолодная зимовка в Финляндии
Зарубежное пчеловодствоПчеловодство Аргентины
Зарубежное пчеловодствоПчеловодство Австралии
Зарубежное пчеловодствоПчеловодство Финляндии
Зарубежное пчеловодствоЗимовка в Финляндии
Зарубежное пчеловодствоПчеловодство Франции
Зарубежное пчеловодствоБразильское пчеловодство



Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Популярное в разделе

 Еще наши предки, скифы и славяне, знали, что мед — уникальный бальзам для лечения разных недугов. Даже схожими словами его называли:...,

Просмотров-1012

Белорусского меда из-за холодной погоды будет немного, а его цена уже растет В предстоящее межсезонье мы вполне можем остаться без своего...,

Просмотров-1043

Новые объявления