Дания Нагимовна Валиева — наша землячка, проживает в Бахтемире. Раньше работала в Ташкентской области, вот там-то к разведению пчёлок и приохотилась.
— Что, кто-нибудь из родственников был пчеловодом? — спрашиваю обладательницу редчайшего в наших краях хобби, имея в виду, что секреты какого-либо необычного увлечения передаются по наследству.
— Нет, никто не был. Сама решила овладеть этим особенным делом. И — овладела! Как видите, получилось.
В 1997 году всей большой семьей- у Дании Нагимовны пятеро детей — переехали на «малую родину», обосновавшись в Бахтемире. Да не только сами переехали, но и «живность» с собой привезли — несколько пчелосемей. Они-то и дали потомство нынешнему поголовью насекомых, живущих сейчас у Валиевых.
Такой уж у нас климат, что пчёлы без последствий для собственного существования могут переносить зиму просто во дворе, в ульях, не нужно строить для них зимнее помещение, как в средней полосе России, на Севере или в Сибири. В этом несомненное преимущество наших краёв перед другими, более северными. Правда, есть и масса «минусов», но об этом потом.
— Очень рано, опять же относительно более северных территорий, у нас начинается весна. Всё расцветает, но то, что для других просто цветущие деревья и травы, то для нас, пчеловодов, — это «ранние медоносы». С них можно взять так называемый «ранний взяток», — объясняет Дания Нагимовна, — это цветущие абрикос и вишня, персик и алыча, яблоня и айва, а потом и лох узколистый, а там осот и солодка, в общем, типично астраханские медоносы...
— Ну, а потом-то что, ведь вслед за буйным цветением, как Вы говорите, «ранних медоносов», наступает «цветовое затишье»? — напоминаю о нашем сухом климате Дании Нагимовне. — Что тогда делать приходится пчеловоду?
Ответ не заставил себя долго ждать, но всё-таки я удивился его необычности.
— А летом мы с вместе с пчелами… уезжаем, кочуем. У нас имеется особый перевозочный павильон, который можно буксировать грузовиком. И тогда наш небольшой караван вместе с легковыми машинами отправляется на север: либо нашей области, либо отправляемся куда-нибудь за Волгоград, а то и в Ростовскую область.
Понятное дело, что мы кочуем вместе с пчелами в поисках цветущих медоносов. Впрочем, их особо и искать не надо, где они растут, нам уже давно известно. Летом самые лучшие из них, самые обильные на взяток: подсолнечник, клевер, гречиха, и всё, что растёт в тех краях. Правда, более чем за тысячу километров мы от дома не отдалялись. «Мы» — это ещё и мой старший сын Ринат Римович, он тоже пчеловод.
В тех дальних краях «бахтемирские» пчёлы не только дают мёд своим хозяевам, но выполняют ещё и другую важную «обязанность» — они опыляют растения. по большей части сельскохозяйственные, нужные человеку. Однако, кто скажет, что если растение не имеет назначения чисто утилитарного, то оно так уж и ненужное? Природе оно всё равно необходимо, раз существует.
А вот какие полезные вещи даёт нам пчеловодство в изложении Дании Нагимовны: кроме «просто» мёда ещё и «забрус», он же мёд сотовый, воск, прополис, пыльца, перга, маточное молочко, «подмур», по В.И.Далю «подмор» — это некое лекарственное средство из пчелиных тел, — а ещё и целый лечебный процесс, вроде «пчелоужаления». Известно ведь, что укусы пчёл – это весьма радикальное «ядовое лечение». Пчелиный яд, который является уже продуктом промышленной переработки, входит составной частью во множество медицинских препаратов.
— Пчеловодство – дело очень трудоемкое, требует внимания круглый год, а потому требует, чтобы его любили, относились к нему с душой, — говорит Дания Нагимовна. — Но в то же время занятие это очень полезное что для пчеловода, что для его семьи. Будет больше пчеловодов, будет больше здоровых людей. А если кому консультация нужна, то совет дам всегда, — подытоживает заводчица ценнейших из насекомых.
Похожие статьи:
Пасечные истории → Зимой пчёлы спят, зато хозяин их вовсю трудится
Пасечные истории → Пчёлы - это вам не кролики...
Пасечные истории → Старейшиму пчеловоду области – Владимиру Наумкину исполнилось 60 лет