Как распространялся варроатоз
Развитие пчеловодства во многом сдерживается варроатозом, распространившимся на пасеках многих стран мира, в том числе у нас. Этот паразит пчелиной семьи круглогодично наносит вред ее взрослым особям, а в активный сезон и расплоду. Кроме того, клещ создает благоприятные условия для проникновения в организм пчелы патогенной микрофлоры — возбудителей гнильцовых инфекций, септицемии, гафниоза, колибактериоза, вирусов мешотчатого расплода и др. Семьи пчел ослабевают, продуктивность их снижается, и, как правило, они погибают. Варроатоз послужил первопричиной распространения гнильцовых болезней на пасеках тех зон страны, где эти инфекции не регистрировались. Например, Приморский край ранее считался свободным от гнильцовых болезней, сейчас же в дальневосточном регионе зарегистрированы вспышки европейского гнильца со своеобразным течением инфекции. Основное значение в эпизоотологии варроатоза имеют самки клеща, которые после спаривания живут и размножаются на личинках и куколках особей пчелиной семьи, а также способны существовать вне ячейки с расплодом, расселяться и зимовать на пчелах. Самки клеща впервые были обнаружены на индийской пчеле Apis indica. Переходу паразита с этого вида пчел на медоносную, по-видимому, способствовала активная деятельность человека. Известно, что в Индонезии, Индии и на юге Китая многие пчеловоды разводят индийскую пчелу для пойучения меда. Многочисленные эксперименты по перестановке сотов с расплодом из ее гнезд в семьи медоносных пчел послужили источником заноса в них клещей варроа, где те получили благоприятные условия для размножения и резко расширили свой ареал.
Заболевание медоносных пчел варроатозом в СССР было впервые зарегистрировано в 1964 г. на одной из пасек Приморского края в пограничной зоне с Китаем (Сальченко, 1968). Массовому распространению варроатоза на пасеках края способствовала территориальная близость неблагополучных пасек КНР и КНДР. В пограничной зоне отмечалась высокая степень поражения семей пчел клещами. Перевоз пасек на медосбор способствовал распространению варроатоза по территории всего региона, а реализация пакетов пчел и маток — по всей стране. В 1968 г. варроатоз был зарегистрирован на Камчатке, в 1970 — в Хабаровском крае, Амурской и Сахалинской областях, а уже в 1972 г. выявлен совершенно в противоположной зоне — в Московской области, куда на одну из любительских пасек в 1967 г. завезли больных пчел из Хабаровского края. В течение одного пчеловодного сезона варроатоз был обнаружен уже в пяти районах области, граничащих друг с другом, а на начало 1975 г. их число возросло до 20 (из 39). В результате неполной изученности биологии клеща, отсутствия эффективных методов диагностики и лечебных препаратов, несвоевременности карантинных мер болезнь распространялась и наносила огромный ущерб народному хозяйству. Сильная степень заклещенности — на отдельных пасеках она достигала 208 клещей на 100 пчелах (О. Р. Никольский и др., 1980) — вызвала значительный отход семей, ликвидировались пасеки. Гибель семей пчел происходила в виде периодических скачков (через каждые два-три года), когда экстенспораженность их достигала максимума. Литературные источники свидетельствуют о широком распространении варроатоза на пасеках Японии, Китая, Вьетнама, Кампучии, Индии, Индонезии, Филиппин, Кореи, Гонконга, Пакистана, Турции, Бразилии, большинства стран Европы и Африки. Единственный континент, где заболевание
не зарегистрировано,— Австралия. По-видимому, ведущим фактором при этом является территориальная изоляция, ограниченный завоз пчел и строгие карантинные меры. Число стран, пасеки которых поражены варроатозом, гораздо больше, чем официально зарегистрировано, потому что в некоторых регионах заболевание существует, но еще не выявлено, так как клинически в первые два-три года с момента возникновения инвазия протекает без видимых симптомов и не оказывает заметного влияния на экономику отрасли. Распространение клеща от зон тропиков до районов умеренного климата указывает на возможность его паразитирования в семьях медоносных пчел в любой точке земного шара (Гробов, 1978). Клещ в природе распространяется несколькими путями: внутри семьи, от одной семьи к другой, от пасеки к пасеке, из одного региона в другой. Размножению паразита в семье благоприятствуют оптимальные условия микроклимата гнезда и полноценные корма в период его развития в расплоде, а также паразитирование на взрослых особях. Его непродолжительный по сравнению с выходом молодых пчел и трутней период развития. позволяет самкам-основательницам закончить полный цикл своего воспроизводства в расплоде. Это обеспечивает быстрое накопление клещей в семье. Динамика популяции клещей и пчел в семье фенологически тесно связана. В годичном цикле жизнедеятельности семьи различают четыре периода: первый — подготовительный — откладка яиц маткой (февраль-май); второй — наращивание численности пчел (май-июнь); третий — общее уменьшение пчел в семье и появление генерации пчел, идущей в зимовку (августсентябрь); четвертый — формирование зимнего клуба (зимовка). В каждый из этих периодов происходят закономерные изменения количественного соотношения клещей (Таций, 1977).
Автор, изучая динамику популяции паразита в семье пчел, установил, что естественная их гибель в течение зимнего периода составляет 7 %. Зимний отход пчел в группе семей с 30 %-ной степенью поражения, по его данным, был в два раза больше по сравнению с контролем (слабой степенью заклещенности). С наступлением активного пчеловодного сезона (апрель) численность клещей на пчелах начинает заметно снижаться — вплоть до начала июня. Это объясняется ростом смертности перезимовавших паразитов и переходом жизнеспособных самок в ячейки с расплодом. С этого момента популяции варроа разделяются на две части — пчелиную и расплодную, между которыми происходит постоянный обмен особями — с пчел в расплод заходят самкиосновательницы, а из расплода выходят молодые пчелы с новой генерацией клещей. В процессе наращивания силы семьи увеличивается численность паразита как в расплоде, так и на взрослых особях. Это продолжается до наступления максимальной численности пчел в семье (июль). С постепенным сокращением расплода размножение клещей уменьшается и к концу пчеловодного сезона все они бывают на пчелах. В это время часть паразитов погибает, а оставшиеся к началу ноября стабилизируются на зимнем уровне. Основной источник распространения варроатоза — больные семьи. От одной к другой клещ передается пчелами, посещающими чужие ульи, трутнями во время брачных вылетов, при контакте насекомых на медоносах и близком расположении ульев на пасеке. Определенную роль в расселении паразитов играет неопытный пчеловод, переставляя пораженный расплод в здоровые семьи или заменяя матку, не осмотрев ее на наличие клещей. На другие пасеки клещ попадает при нападе пчел, завозится с матками, роями, семьями, при кочевке пораженных пасек в благополучные пчеловодные районы или здоровых пасек в неблагополучную местность.
Экспорт пчел из неблагополучной по варроатозу страны, кочевки пасек на медосбор и опыление, роение пчел ускоряют процесс расселения клеща на большие расстояния. Сохранению паразита в природе способствуют пчелиные семьи, поселившиеся в дуплах деревьев и расщелинах скал, а также рои, улетевшие с неблагополучных пасек. Паразитирование клеща в семьях пчел в различных климатических зонах имеет некоторые особенности. Степень поражения трутневого расплода в Приморском крае (Мельник, 1976) в 2,6 раза была выше, чем в европейской части страны. Воспроизводство и распространение клещей летом в умеренных зонах идет с угрожающей быстротой и прекращается зимой, когда в семьях отсутствует расплод. В северных зонах с суровым климатом, где пчелы в основном используются как опылители культур в закрытом грунте, территориальное расселение паразита ограничено. Изучая зависимость вирулентности клещей от климатических условий, D. Jony и др. (1984) установили, что пчелы в умеренном климате особенно чувствительны к нему вследствие стресса, перенесенного в холодную зиму. Для наиболее конкретного представления об интенсивности проявления эпизоотического процесса варроатозной инвазии нами выделено четыре последовательных периода.
Первый — появление заболевания и накопление популяции клещей на ограниченных территориях. Он охватывает время с момента первого обнаружения клеща (1964) до 1970 г. В течение этого периода его расселение происходило в основном в зоне развитого пчеловодства Дальнего Востока (Приморский и Хабаровский края, Амурская, Сахалинская и Камчатская области).
Второй период—нарастание инвазии и расселение клеща на новые места обитания (1971—1975 гг.). Постепенный рост напряженности эпизоотического процесса при варроатозе связан с характерной цикличностью для многих видов членистоногих (Поляков, 1964; Викторов, 1973), включающей фазы минимума, подъема, максимума и спада.
За это время варроатоз распространился на многих пасеках Нечерноземных и Центральных областей РСФСР, в зоне Сибири, Красноярского края, Урала, на Украине и в некоторых областях Казахстана.
Третий период — массовое распространение варроатоза на территории всей страны и высокая экстенспораженность семей пчел; варроатоз принял характер панзоотии, удельный вес заболеваемости в 1983 г. достиг 93,2%. Этот период продолжался с 1976 до 1983 г., именно за это время заболевание нанесло отрасли огромный экономический ущерб, многие пасеки колхозов и совхозов были ликвидированы, большие потери понесли и пчеловоды-любители. Возросла заболеваемость пчел гнильцовыми и другими болезнями. Крайне высокая напряженность эпизоотического процесса наблюдалась в хозяйствах Российской Федерации, где ежегодно число новых неблагополучных пунктов возрастало в два раза, а в 1983 г. их было 79,2% к общему числу по республике. Массовое распространение в этот период получил варроатоз в пчелоразведенческих хозяйствах Краснодарского и Ставропольского краев, Кабардино-Балкарской АССР и других регионов. Например, на пасеках Кабардино-Балкарского пчелоразведенческого совхоза до появления варроатоза (1977) имелось более 6 тыс. семей пчел, а после зимовки 1978—1979 гг. их осталось всего лишь 250, и то силой в две-три улочки. В результате большой гибели семей полностью прекратилась поставка репродуктивного материала на пасеки других пчеловодных зон страны.
Четвертый период — спад напряженности эпизоотического процесса — он начался с 1984 г. В течение этого периода наблюдается заметное сокращение новых неблагополучных пунктов, особенно в республиках развитого пчеловодства (РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и др.). С 1985 г. заболеваемость и гибель пчел также пошли на убыль. Снижение напряженности по варроатозу Явилось следствием постепенного сокращения популяций клещей в семьях пчел в результате умелого использования всевозможных специальных технологических приемов, физических и химических средств борьбы с инвазией. Процесс борьбы с варроатозом стал наиболее управляемым. Таким образом, с момента выявления клеща варроа в семьях медоносных пчел до повсеместного расселения его на территории страны потребовалось сравнительно непродолжительное время. Этому, повидимому, способствовали такие биотические факторы, как наличие достаточного количества пищи для возбудителя, отсутствие естественных врагов и эффективных средств борьбы с ним. Распространение инвазии шло независимо от природноклиматических условий, в чем существенную роль сыграла активная деятельность человека.
Е. Т. ПОПОВ Всесоюзный научно-исследовательский институт ветеринарной санитарии, г. Москва
Журнал "Пчеловодство"1991год