Разработка способа зимовки пчел на воле в Сибири началась в середине 70-х годов прошедшего столетия. К этому времени с целью наращивания силы семей к медосбору и на зиму мы разработали и предложили способ формирования отводков с имитацией «тихой» смены маток (ж-л «Пчеловодство» №5, 1975). Его широкое распространение сдерживалось ослабленностью семей пчел к началу мая — оптимальному сроку формирования отводков при рассматриваемом приеме.
Получить семьи необходимой кондиции: массой 2,5 кг с расплодом на 7– 8 рамках — можно за счет объединения слабых осенью или при ранних весенних облетах и интенсификацией наращивания их силы в этот период. Последнее возможно лишь при зимовке на воле.
Первые поисковые работы по разработке условий зимовки пчел на воле начались в 1973 г. Однако в процессе исследований мы получили больше вопросов, чем ответов. Зимовку следовало рассматривать не как отдельный самостоятельный прием, а в качестве отдельного звена в цепи общего комплекса приемов при годичном жизненном цикле содержания пчел или в качестве элемента технологии. Мы учитывали: расход корма, отход пчел за зимовку, температурный режим, газовый состав воздуха, степень развития глоточных желез, жирового тела, содержание азота в теле осенних и весенних особей, весеннее выращивание расплода.
Начали с изучения различных способов утепления гнезд на зиму. Первоначально лучшим оказалось использование мха, который размещали снизу и сверху гнезда. Однако даже при толщине верхнего утепления в 25 см отмечался значительный вынос тепла и усиление вентиляции клуба. Содержание углекислого газа в нем не превышало 1%. При уменьшении вентиляции этот показатель доходил в середине зимовки до 3,5%. Скорость воздушного потока, проходящего через верхнее утепление из мха, достигала 0,3 м/с, а при использовании в качестве верхнего дополнительного утепления пенопласта толщиной 40 мм она снижалась до 0,1 м/с. Это обеспечивало лучшее физиологическое состояние зимующих пчел. У особей, зимовавших в ульях с верхним утеплением из мха, снижалась степень развития глоточных желез на 0,9 балла, а при использовании утепления из пенопласта при закрытых пористым мхом обоих летках (по 5 см2) этот показатель был равен 0,3 балла. В ульях с одним верхним утеплением из мха содержание азота в теле пчел опускалось до 11,02%, а при ограниченной вентиляции — до 11,46% (к абсолютно сухой массе). Большой расход корма семьями в ульях с утеплением из мха привел к увеличению нагрузки заднего отдела кишечника — 46,16 мг в среднем на одну особь, при дополнительном утеплении из пенопласта этот показатель составил 42,6 мг, у семей последней из упомянутых групп отмечался и меньший отход пчел за период зимовки.
Следует отметить, что расход корма — трудно учитываемый показатель, в большей степени зависящий от физиологического состояния насекомого, определение которого в производственных условиях затруднительно. Так, точно не установлено, какой процент расхода энергии идет за счет потребленного корма, а какой за счет использования накопленных в организме резервных питательных веществ (жиров, белков, гликогена).
Благоприятно зимующие семьи массой 2–2,2 кг при температуре до –6°С имели теплоотдачу клуба 8–9 Вт/(ч.м2) (на поверхности 4,7). С понижением температуры до –20°С и более этот показатель опускался до 6 Вт/(ч.м2) (на поверхности корки до 3,0), что связано с уплотнением пчел, уменьшением объема клуба и снижением вентиляции. Соответственно возрастало и содержание углекислого газа (свыше 3,0%). К концу зимовки (с началом выращивания расплода) теплоотдача возрастала в клубе до 10,8 Вт/(ч.м2) (на поверхности корки 6,9). Одновременно снижалось до 1% содержание углекислого газа в центре.
Благодаря проведенным исследованиям установили, что оптимальный расход корма равен 4,5–5,1 кг меда за зиму на 1 кг живой массы пчел. При таком показателе степень развития глоточных желез снижалась только на 0,3 балла (с 3,6 до 3,3 балла), жирового тела на 0,3 балла (с 3,8 до 3,5 баллов), содержания азота к абсолютно сухой массе — на 0,6% (с 12,1 до 11,5%). При расходе корма менее 4 кг на 1 кг живой массы пчел сокращение степени развития глоточных желез было большим — с 3,5 до 2,9, жирового тела — с 3,8 до 3,1 балла, содержание азота — с 12,1 до 10,1%. Заметим, что снижение последнего показателя до 8% вызывает белковое голодание насекомого и его гибель. То есть четко прослеживается соблюдение закона сохранения энергии, поэтому обольщаться меньшим расходом корма семьей не следует: в этом случае пополнение энергии идет за счет расхода запаса организма пчелы. Таким образом, показатель расхода корма семьей пчел за зимовку следует считать только лишь сопутствующим фактором при определении зимостойкости пчел.
Принимая во внимание вышеприведенные данные, говорящие о малой перспективности использования в качестве утепления мха, продолжили исследования по использованию для этих целей пенопласта (ПС-4-40). Для нижнего утепления применяли две пластины толщиной 40 мм с пятью отверстиями диаметром по 10 мм в каждой, расстояние между ними 30 мм, нижний лист не доходил до дна на 20 мм. Увеличение толщины верхнего утепления до 120 мм (две пластины толщиной 40 и 80 мм) привело к лучшим результатам по сравнению с использованием одного листа пенопласта (40 мм) и мха. Отмечался и более высокий режим температуры на протяжении зимовок. По сумме показателей 30 замеряемых точек в гнезде в среднем на один учет за зиму приходилось 401,1°С, с тонким пенопластом (40 мм) — только 288,8°С. Максимальное содержание углекислого газа в семьях с верхним толстым пенопластом было в середине зимы в клубе 2,92 и 2,77% под гнездом, при использовании тонкого пенопласта — соответственно 1,80 и 1,32%.
При зимовке семей пчел на воле в многокорпусных ульях выяснилось, что в ранне-весенний период они удерживают температуру, необходимую для выращивания расплода, только в верхнем корпусе. В нижний пчелы переходят с наступлением устойчивого тепла. Так, к началу апреля клуб находился в пределах верхнего корпуса. В семьях в ульях на стандартную гнездовую рамку его размер превосходил величины рамок многокорпусного улья. Соответственно увеличилась и площадь с температурой, необходимой для выращивания расплода, что приводило к увеличению его количества и ускорению процесса смены зимовалых пчел. Это связано с тем, что в многокорпусных ульях свободное пространство между корпусами 10 мм, толщина брусков 32–35 мм (нижнего и верхнего), переходы пчел между нижними краями сотов и брусками 10 мм. Таким образом, общая высота не занятого сотами пространства в этой системе ульев около 50 мм. Оно оказалось бы в центре клуба пчел, а такое они допустить не могут, и поэтому не осваивают его до наступления тепла. В улье на стандартную рамку из-за расширения границ сотов, необходимых для выращивания расплода (превосходящего его количество в многокорпусном улье в этот период), на поддержание оптимальной температуры пчелы расходовали больше корма. В связи с этим нагрузка заднего отдела кишечника у них за годы проведения исследований была выше (34,6–36,9 мг в среднем на 1 пчелу), чем у особей в семьях, зимующих в многокорпусных ульях (30,8–32,9 мг в среднем на 1 пчелу).
В снежные зимы разницы в отходе пчел в семьях, зимующих в ульях обсуждаемых систем, не было. Однако в условиях малоснежной зимовки в семьях в ульях на стандартную рамку количество подмора составило в среднем на одну семью 74,4 г воздушно-сухой массы, а в многокорпусных — 122,5 г. Вероятно, это связано с тем, что высота снежного покрова в декабре была всего 12 см.
Рационально используя площадь сотов в ульях на стандартную рамку, семьи за весенний период выращивали расплода больше на 9,45–26,7%, чем в многокорпусных. Отмечалась и лучшая структура его размещения по стандартной рамке. Замеры площадей запечатанного расплода показали, что соотношение малого и большого радиусов эллипса расплода у семей в улье на стандартную рамку составило 1:1,396 и на рамку многокорпусного — 1:1,730. То есть в первом случае форма эллипса приближается к форме шара (S эллипса = Rхr/4хp), а во втором имеет растянутый вид, то есть у них разные размеры поверхности, пропускающей воздух и отдающей тепло.
Соответственно выращенному расплоду пчелиные семьи в улье на стандартную рамку имели медосбор выше на 8–16 кг (в среднем на одну семью) по сравнению с семьями в многокорпусном улье.
За годы проведения исследований в опытах по зимовке пчел на воле отход пчел (косвенный показатель зимостойкости) колебался от 64,3 до 152 г воздушно-сухой массы на одну семью и зависел от многих факторов: осенней физиологической подготовленности пчел, степени утепления, величины вентиляции гнезд, условий зимовки, возраста особей, пошедших в зиму.
Наиболее объективный показатель зимостойкости пчел — их физиологическая подготовленность к зимовке, в частности степень развития жирового тела и качество жиров, которое определяется преобладанием насыщенных или ненасыщенных жирных кислот. Температура замерзания последних на 2°С ниже первых, что позволяет особям сохранять высокую активность при низких температурах. Количество ненасыщенных жирных кислот определяют по йодному числу согласно разработанной нами методике прогнозирования зимостойкости пчел (а.с. №12305668, 1986). Обследование пчел бывшей Новосибирской плодово-ягодной станции и из разных районов Тюменской области выявило, что показатель йодного числа у местных пчел колебался от 40 до 55 (у многих семей превышал 60); в одной семье дальневосточной породной группы составил 75. У завозимых пчел карпатской породы он не превышал 34,3. Безусловно, семьи с высоким показателем йодного числа подлежат размножению, тем более что он положительно связан с медовой продуктивностью.
Проведенные ранее исследования по сравнительной оценке пчел помесей первого поколения дальневосточной породной группы (матки) и среднерусской породы (трутни) показали, что они зимуют с меньшими затратами энергетических запасов (в частности, белков на 12–15%). Хорошие результаты зимовки обеспечивали в дальнейшем более быстрые темпы наращивания силы семей, а в конечном итоге и повышение медосбора на 15% (18%). С этой группой пчелиных семей мы работаем, начиная с 70-х годов и по настоящее время.
Важный и объективный показатель зимостойкости пчел — количество выращенного расплода за ранневесенний период. Силе семей в этот период пристальное внимание уделял еще A.M.Бутлеров, указывая, что «раннее усиление семьи есть одно из главных требований рационального пчеловодства».
В целях интенсификации выращивания расплода в ранневесенний период и доведения силы семей к началу мая до кондиции, требуемой при формировании отводков, мы подкармливали пчел. Для удобства раздачи корма в верхнем тонком слое пенопласта (40 мм) тонкостенной трубкой диаметром, равным размеру горловины банки, высверлили отверстие, несколько смещенное от центра к задней стенке (предполагаемое место нахождения клуба зимующих пчел в марте). В образовавшейся таким образом пробке сделали отверстие диаметром 20 мм для вентиляции. Снизу кормовое отверстие затянули мелкой капроновой (планктонной) сеткой. Ею же затянули поддон гнезда, используемый как рассекатель воздуха.
При содержании пчел в двухкорпусных десятирамочных ульях на стандартную рамку сборка гнезд на зиму состояла в ограничении яйцекладки матки в нижнем корпусе с помощью разделительной решетки и переноса в конце июня в верхний корпус трех хорошо заполненных перговых сотов. Верхний корпус заполняли медом, собранным в начале медосбора, когда приносимые пчелами порции нектара еще небольшие, поэтому они обильно насыщаются инвертирующими ферментами, хорошо очищаются от пыльцевых зерен. Таким образом заготовляется высококачественный мед для зимовки.
Рассматривая зимовку пчел на воле, нельзя не остановиться на наращивании силы пчелиных семей в зиму. Оптимальные сроки для этого в условиях нашей области — период с 1 по 20 августа при среднесуточной яйценоскости маток в среднем 1200 штук (в начале периода этот показатель выше, к концу — ниже). Такое возможно благодаря постоянному отбору семей, имеющих маток с высокой яйценоскостью.
Обилие перги в нижнем корпусе обеспечивает пчелам накопление запасов резервных питательных веществ. Следует только предоставить матке в нижнем корпусе достаточно места для откладки указанного выше числа яиц. Сокращение верхнего утепления после окончания выращивания расплода (12–15 сентября), приводящего к снижению температуры в гнезде, способствует накоплению в теле насекомых жиров с преобладанием ненасыщенных жирных кислот.
При окончательной сборке гнезда на зиму возникают трудности с размещением массы пчел в одном кормовом корпусе. Поэтому при вторичной противоварроатозной обработке (25–28 сентября) к семье подносят дно, размещают его на подставке, на него ставят пустую магазинную надставку. В нее помещают лист пенопласта толщиной 40 мм с 10–12 равномерно проделанными (просверленными) отверстиями диаметром 10 мм. Во избежание опускания пенопласта на дно на торцовых стенках надставки (изнутри) по низу прибиваются тонкие (6 мм) рейки, так чтобы они не мешали ее использованию во время медосбора. На пенопласт кладут сетчатый подрамник (рассекатель воздуха высотой 40 мм). Нижний леток открывают на ширину 23 см и закрывают заградителем от мышей в открытом положении. На подготовленную таким образом надставку ставят кормовой (верхний) корпус с находящимися в нем пчелами, леток его открывают. Сверху на корпус кладут горизонтальную диафрагму из много- слойной фанеры с вмонтированным в нее пчелоудалителем. Бывший нижний корпус с пчелами и закрытым летком ставят сверху. Выходя из него на облет через пчелоудалитель, его обитательницы остаются в кормовом корпусе. Большой путаницы пчел не бывает. Однако во избежание ее нижний леток под надставкой каким-либо образом притеняют. После освобождения верхнего корпуса от пчел его удаляют, а взамен ставят магазинную надставку с двумя листами пенопласта: тонким (40 мм) с кормовым отверстием, закрытым пробкой, и толстым (80 мм) с отверстием диаметром 20 мм по центру. Сверху можно положить дополнительное пористое утепление.
Крыши ульев плоские, с боков в них есть щелевидные отверстия, обеспечивающие вентиляцию (по 3 пропила 3x250 мм со скосом вниз во избежание попадания атмосферных осадков). После последнего (осеннего) очистительного облета пчел (в условиях области 10–15 октября) ульи обертывают черной битумной бумагой с прорезанными отверстиями напротив летков, соответствующими их размерам. С наступлением погоды, исключающей облет пчел, верхние летки ульев закрывают. При такой сборке гнезда часть клуба размещается на незначительной площади, занятой пустыми ячейками центральных рамок. Кормов (26–28 кг) вполне достаточно, но при этом бульшая часть пчел висит «бородой» в пространстве между низом рамок и сетчатым подрамником, что способствует лучшему движению их в улочках. По мере потребления корма клуб поднимается вверх. Холодный воздух, попадая через нижний леток под пенопласт, разделяется на 10–12 более слабых струй, которые в свою очередь рассекателем разбиваются на мельчайшие. К тому же углекислота, скапливающаяся здесь, сдерживает его быстрое продвижение. Таким образом воздух прогревается и уже теплым уходит к клубу пчел. Зимний подмор, находясь на сетке поддона в потоках восходящего и нисходящего воздуха, оказывается сухим, количество его незначительно.
С выпадением снега ульи им засыпают. С приближением весны и при наступлении погоды, позволяющей сделать пчелам облет, снег от верха передней стенки удаляют, а верхний леток открывают. За тридцатилетний период проведения исследований и наблюдений за зимовкой пчел на воле самый ранний очистительный облет пчел был 29 февраля, самый поздний — 25 марта при внешней температуре 3–4°С в тени и 12–14°С на солнце. В один год пчелы сделали очистительный облет в ясный солнечный и абсолютно безветренный день даже при 0,1°С в тени. Однако чаще всего они облетываются с 14 по 18 марта. Эти сроки — средние многолетние и наиболее вероятные даты весеннего очистительного облета пчел в Зауралье, который проходит еще при большом снежном покрове.
О преимуществах зимовки пчел на воле можно говорить много, но самое основное и главное: пчелы находятся в естественной среде обитания и совершают ранний очистительный облет. В начале наших исследований семьи, зимовавшие в зимовнике, имели нагрузку заднего отдела кишечника к моменту выставки 60–65 мг (со всеми вытекающими отсюда последствиями). При зимовке на воле к предоблетному времени этот показатель колеблется от 35 до 40 мг. Отмечалось раннее развитие семей, причем высокими темпами, что в конечном счете положительно сказывалось на продуктивности всей пасеки. При описанном выше способе зимовки ее продолжительность сокращается на 1–1,5 месяца, причем на самые трудные в жизни пчелиных семей.
Переход пасеки на зимовку на воле тормозят не доводы о необходимости сокращения расходов кормов, а отсутствие знания технологии ее проведения и биологии пчел, боязнь пчеловодов понести убытки, но самое главное — содержание большого числа слабых малозимостойких пчелиных семей, которые и в зимовниках-то плохо зимуют.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что зимовка пчел — лишь одно из звеньев в цепи комплекса годичных работ, а зимовка на воле — один из элементов нашей тюменской технологии по уходу за пчелами, неразрывно связанный с другими. Пчелиные семьи в наших условиях должны зимовать на воле — для нас это вопрос решенный.
Г.Д.ЕЛФИМОВ,
доцент ТГСХА
Похожие статьи:
Новости пчеловодства → Еще раз о зимовке
Новости пчеловодства → Зима близка...
Пасека:день за днём → Динамика тепловых процессов зимующих пчёл
Разведение и содержание пчёл → А.М.Бутлеров "О зимовки пчёл"
Методы пчеловождения → Впереди у нас зима
Начинающему пчеловоду → Сахар для зимовки пчёл
Разведение и содержание пчёл → Размышления о зимовки пчёл